Новая жизнь
Вот мы и дождались выхода четвёртой номерной части Grand Theft Auto. Шокирующие объёмы продаж, максимальные оценки профильной прессы, да и вообще весь ажиотаж, который сопровождал и продолжает сопровождать этот проект, не вызывают абсолютно никакого удивления. Что там говорить – двадцать девятого апреля ваш покорный слуга весь день не покидал свою творческую мастерскую, следя за первыми отзывами очевидцев в сети. Впрочем, обзор посвящён не тому, как поклонники сериала сходили с ума от счастья. Достаточно присмотревшись к хиту, наш журнал намерен поведать вам всю правду о GTA IV, смахнув звёздную пыль и сняв розовые очки.
Ещё до выхода игры многое было известно о главном герое, сербе по имени Нико Белич. Рубаха-парень из Восточной Европы, по совместительству ветеран боевых действий на Балканах, отправился в Америку в поисках лучшей жизни. Его выбор пал на Либерти Сити, где он планировал воплотить американскую мечту в реальность. И вот Нико прибывает в порт, в распростёртые объятья кузена. Вместо шикарной машины они садятся в обычное такси. «Эй, Роман, а где же тот автомобиль, о котором ты мне писал?» – изумляется вновь прибывший. «В магазине, брат мой, где же ещё?» – следует наполненный тоской и сарказмом ответ. Вера в мечту рассеивается, как дым. Зарабатывать деньги новоиспечённому иммигранту придётся потом и кровью. Однако не всё так просто, как кажется. Помимо прочего, у Нико есть одна очень важная миссия, а именно – найти двух соплеменников и отомстить им за измену. Деньги и месть становятся главной мотивацией новых преступлений. Снова убивать, воровать, продавать – с той лишь разницей, что теперь есть выбор.
Сам себе хозяин
Прежде сама игровая механика толкала на совершение преступлений. Как бы вы ни старались, практически нереально было воздержаться от угона автомобиля, или обойтись совсем без случайных жертв. С одной стороны поджимали жёсткие сюжетные рамки, с другой – необъятные просторы города и прилегающих окрестностей. Приходилось запрыгивать в первый попавшийся транспорт, чтобы добраться до другого конца. Данному принципу, собственно говоря, проект обязан своим названием. Создатели GTA IV раздвинули рамки самоидентификации. Кем вы себя считаете? Рядовым жителем, или лицом преступного мира? Ответ напрямую зависит от вашего поведения на улицах Либерти Сити.
Для решения проблемы выбора разработчики внесли в геймплей два новых элемента. Первый из них – полноценная реализация системы общественного транспорта. Несмотря на то, что угнать автомобиль по-прежнему легко, появилась возможность не делать этого, а честным образом остановить такси и отправиться на выполнение задания. Добраться таким способом позволено практически в любую локацию, и это не очередная «галочка» в таблицу достоинств GTA IV – это настоящий симулятор жёлтого cab. Вы садитесь в салон и выбираете пункт назначения. Пока автомобиль добирается до цели, можно вдоволь насмотреться на местные достопримечательности, послушать музыку и даже пообщаться с водителем. Как и обещали разработчики, существует три способа контроля тайминга в процессе перемещения. Первый – тихая езда по всем правилам уличного движения. Второй – лихачество. Достаточно накинуть денег водителю, и тот добавит газу. Наконец, третий способ – своеобразная телепортация до точки назначения, время в пути попадает под монтаж. Поскольку кузин Нико владеет собственным таксопарком, со временем появляется функция заказа транспорта по назначенному адресу. Помимо такси в городе неплохо развита сеть метрополитена, карта которого прилагается к диску с игрой. Стоит внимательно изучить расположение ключевых станций и направление движения поездов, как проблема ориентирования в огромном городе исчезает без следа.
Второй элемент, решающий проблему выбора – новый взгляд на порядок выполнения заданий. Впервые за всю историю серии игроку доверено вершить судьбы второстепенных персонажей. Что это означает? Допустим, вам поручают убить плохого парня. После долгой погони и перестрелок вы загоняете его в угол. Жертва выкладывает все свои козыри, но тут вы понимаете (или не понимаете), что убивать её не стоит (или всё-таки стоит). Спускать курок или нет – полностью зависит от вас. Другой пример. Двое новых друзей Нико, сами того не подозревая, заказывают друг на друга убийство. Кто из них более симпатичен лично вам, у того и больше шансов дожить до финала. Цепочку вариантов можно продолжать, пусть и не слишком долго; даже дюжина схожих по принципу событий значительно меняет общий сценарий. Как следствие, эволюционирует система нравственных ценностей. В конце-концов, главный герой прибыл в Либерти Сити с целью изменить собственную жизнь к лучшему. Пусть обстоятельства толкают его в объятия криминала, где-то вдали брезжит лучик надежды. Достойный ответ Rockstar North людям из лагеря Джека Томпсона.
Двадцать первый век
В начале пути каждый из вас (наверняка с восхищением) станет изучать улицы нового Либерти Сити и разнообразные очаровательные мелочи, не относящиеся к сюжетным заданиям, но формирующие антураж. Рано или поздно вы придёте к выводу, что где-то игра прибавила шарма, а где-то значительно его растеряла. Без преувеличения, это самый красивый проект на консолях текущего поколения. Пусть город и не может похвастаться такими резкими текстурами, как в Gears of War, зато уровень детализации и глубина прорисовки не имеют аналогов. И это притом, что внешний облик зданий не повторяется. Разработчики применили новый подход к демонстрации изображения на экране. Он чем-то напоминает фокус кинокамеры. Вблизи вы отчётливо видите все объекты, включая главного героя. По мере отдаления резкость уменьшается, небоскрёбы на заднем плане превращаются в синеватые силуэты. Тем самым отлично подчёркивается величие гигантских сооружений. А какими потрясающими спецэффектами способна похвастать GTA IV! На отражения в воде или брызги из-под колёс во время дождя можно любоваться часами. Смена дня, ночи и погодных условий стала выглядеть более естественно благодаря привязанности к бытовым элементам. Ночью количество горожан уменьшается, а во время дождя прохожие достают зонтики. В целом бэкграунд выдержан в осенних тонах, отдалённо стилистика оформления напоминает Need for Speed: Most Wanted. Познать Либерти Сити до конца едва ли кому-нибудь суждено, каждый раз город преподносит всё новые и новые сюрпризы.
В GTA IV появилось три новых элемента информационного общества. Но сначала пара слов о радиостанциях. Их уже девятнадцать! Различная музыка для всех и на любой вкус. На наш взгляд, самое удачное радио – Vladivostok FM. Дело вовсе не в том, что мы русскоязычные геймеры, и даже не в том, что автор данного текста живёт недалеко от города Владивостока. Музыка восточноевропейских исполнителей лишний раз акцентирует внимание на происхождении героя, дополняет его образ. Однако вернёмся к новинкам. Игры серии GTA всегда пестрели собственными рекламами и новостями, что усиливало ощущение реалистичности мира по ту сторону экрана. Теперь глубина восприятия должна возрасти многократно, поскольку в Либерти Сити заработало телевидение, интернет и сотовая связь. Местный онлайн – всего лишь имитация всемирной паутины, но со своими задачами он справляется. Электронная почта, баннеры и любовные знакомства, всё как в жизни. Более того, E-mail является важным звеном в ходе выполнения сюжетных и побочных миссий. Симулятор свиданий с девушками (и даже парнями, хех, каждому своё) спрятан в оболочку сайта. Появление мобильного телефона изящно связало в узелок весь игровой интерфейс. При помощи «трубки» Нико может в любой момент связаться с нужными людьми по поводу работы (легальной в том числе), пригласить их в развлекательные заведения, а девушек – на рандеву. В случае успешного исхода встречи её инициатор получит респект от друга, а чем выше уважение приятелей, тем проще идти к новым целям. Сам аппарат в плане функционала ничем не отличается от реальных образцов: персональные рингтоны, вибро-вызов, фотокамера, темы рабочего стола…
Переодевание в полицейских, врачей и пожарников изрядно надоело? На просторах GTA IV вас ожидает принципиально новая линейка мини-игр. Среди них дартс, боулинг, полноценный бильярд. Стриптиз-клубы со своими зажигательными танцовщицами не оставят равнодушными любого нормального мужика. Появились новые шоу, в числе которых кабаре (не пропустите!) и comedy club. Наконец, можно банально напиться и на собственном экране ощутить последствия чрезмерного употребления алкоголя. Чтобы не платить отчисления за использование брэндов производителям машин, Rockstar давно изобрела свою автоимперию. Марки переезжали из одной части в другую, существенно прибавляя в полигонах. То же самое произошло на этот раз. Новая система повреждений проработана до мелочей. Более того, теперь автомобили пачкаются, и остаются грязными до тех пор, покуда их не приведут в порядок на автомойках. С наступлением ночи водитель самостоятельно регулирует ближний и дальний свет.
Шаг вперёд, полшага назад
Практически всё, что написано выше – похвальные слова в адрес GTA IV. Но, как было сказано в самом начале, мы не собираемся зацикливаться на положительных моментах. Начать критику, пожалуй, следует с разбора сюжетных миссий. Типичные задания теперь выглядят так: вы приезжаете на точку, смотрите ролик и отправляетесь в путь. Постановка сопровождающих действие сценок сама по себе вызывает смешанные чувства. Нико предстаёт эдаким сербским дубом, задвигающим чересчур умные речи на ломаном английском. Непосредственно в игре тоже есть «философские» моменты, от которых тянет прослезиться. Порядок выполнения заданий зачастую сводится к следующей формуле: приезжаем – заходим в здание – убиваем тридцать-сорок бандитов – бежим в погоню за главарём – догоняем беглеца на машине – убиваем. Определённые нарекания вызывает обновлённая боевая система. Использование укрытий уже порядком заезжено, к тому же сгущает краски слабая реализация данного приёма. Нико не всегда адекватно реагирует на команды, когда прислоняется к стене или приседает, в результате чего ловит лбом пули на ровном месте. Зато теперь автоматическое прицеливание «дружит» с ручным. То есть сначала герой самостоятельно наводит оружие в сторону потенциальной жертвы, а затем вы направляете пушку на жизненно важные части тела (к примеру, в голову).
Многие прежние элементы геймплея либо исчезли, либо оказались представлены в несколько непонятной форме. Непонятно, куда делось обилие бутиков с одеждой. Гражданин Белич может посетить всего несколько магазинов со скудным ассортиментом. Симулятор свиданий не то чтобы преобразился. Наоборот, он утратил значительную часть своей привлекательности. Девушкам даже нельзя подарить цветы. Да и номера с «Горячим кофе» больше не будет. Зато занятие сексом с проститутками демонстрируется чуть ли не во всех деталях. Несмотря на то, что герой по-прежнему умеет плавать, нырять под воду он разучился. Исчезла возможность тюнинговать автомобили, да и гаражи пропали с карты города – вместо них появилась узкая парковочная полоса возле дома. Если оставить на ней авто, оно сохранится после следующей загрузки диска. Не менее странным нам показалось посещение ресторанов и баров. Заходите вы, к примеру, с девушкой в подобное заведение на романтический ужин, и… Тут же видите, как спутники выходят обратно на улицу. Самое интересное остаётся за кадром. Как мы уже писали в прошлогоднем превью, про походы к парикмахеру и в тренажерный зал также придётся забыть. Самое большое разочарование касается контроля финансов. По мере прохождения вы будете традиционно получать деньги, вот только потратить их на скупку недвижимости не получится – разработчики убрали возможность приобретать дома и квартиры. Так что расходовать средства придётся на приятные мелочи, вроде еды, одежды и, конечно же, проституток. Будь они неладны.
В целом создаётся ощущение, что работники Rockstar потратили уйму времени и денег на постройку огромного и детализированного мегаполиса. Всё остальное было сделано также на высшем уровне, но с некоторыми оговорками. Если откинуть мелкие придирки, получится проект, достойный озвученных в прессе оценок. Однако совсем закрывать глаза на недочёты было бы несправедливо. Возможно, некоторые из них со временем исчезнут благодаря скачиваемому контенту (в частности, речь о скудном гардеробе). Закончить рассказ стоит всё-таки на мажорной ноте. Игра показала сумасшедший прогресс в техническом исполнении. Отстроенный заново Либерти Сити прекрасен, и каждый прожитый в нём день вызывает бурю эмоциональных переживаний. GTA IV – не только супер-хит здесь и сейчас, но также прекрасный фундамент для новых свершений.
Автор:
Валерий «Macintosh» Акулинич