Изначально данный материал писался ещё для бумажного «Великого Dракона» и должен был появиться в легендарном №66, который так и не увидел белого света. Рубрика «Страна Комбатия» досталась мне тогда в наследство от Артёма Шорохова, и первое, что я собирался сделать – поведать читателям «ВD» о судьбе народно любимого сериала на самой популярной мобильной платформе первой половины нулевых. Сделать этого по понятной причине не получилось, зато теперь, почти пять лет спустя, статью могут оценить посетители нашего онлайн-проекта.

 

***

Когда-то давно в его жилах тёк концентрированный адреналин. По нему сходили с ума десятки тысяч разновозрастных игроманов, сотни пацанов просаживали сэкономленные на школьных завтраках деньги в залах игровых автоматов… Яркая, полная головокружительных взлётов и сумасшедшего ажиотажа, настоящая жизнь сериала Mortal Kombat уложилась в отрезок длиною три года. Что было потом? Мучительные попытки удержаться на вершине, нелепый переход в три измерения, продиктованный веяниями новой эпохи, необузданное опопсение по всем направлениям. Раскрученный брэнд, овеянный былой славой, приносил своим владельцам доход вне зависимости от того, что именно и насколько плохо они делали. Многочисленные сборники и переиздания, кошмарные спин-оффы, невнятные мультфильмы «по мотивам» и совсем уж бездарные телесериалы – бесчисленные уродства, заполнившие пустоту. Длиться бесконечно долго подобный ужас не мог. На рубеже веков стало ясно, что дальше – либо новый взлёт, либо гранит и оградка. Оставшийся после ухода из Midway Джона Тобиаса наедине со своими идеями Эд Бун, собравшись с силами, всё-таки выправил курс пикирующего лайнера. Прогремевший на домашних консолях Mortal Kombat: Deadly Alliance посрамил скептиков, утверждавших, будто некогда один из самых популярных и любимых публикой игровых сериалов мёртв.

Параллельно с основной версией ковался релиз для карманной малютки Game Boy Advance. Сама мысль о появлении полноценного 3D-файтинга на столь слабой платформе поначалу казалась утопией. Не добавлял оптимизма и вышедший ранее Mortal Kombat Advance – абсолютно неиграбельный сборник по мотивам какой-то из версий «ультимейтов» с двумя боевыми декорациями, чудовищным саундом и невменяемым управлением. Но если уж возрождать легендарный сериал, то всерьёз. Подойдя к делу творчески, создатели портативного переложения эффективно использовали ресурсы платформы, а для сохранения оригинала в полном объёме разделили его на две порции. Mortal Kombat: Deadly Alliance и Mortal Kombat: Tournament Edition появились на свет с разницей в девять месяцев, хотя по сути это одна игра. Вполне естественно будет поговорить о них в рамках одного большого обзора.

 

Mortal Kombat: Deadly Alliance

Как здорово, что все мы здесь…

Первой в ноябре 2002-го появилась именно эта часть. Если кто запамятовал сюжет, то сразу по включении картриджа фабулу напомнят несколько текстовых экранов. Новый турнир созван по причине чрезвычайной активности двух мрачных личностей – Куан Чи и Шенг Цунга. Их цель, как обычно, незамысловата: получить мировое господство; меняются лишь методы достижения. На сей раз, по инициативе Куан Чи колдуны объединили мощь своих чар, дабы получить силу, способную пробудить непобедимую армию короля-дракона, с помощью которой подельники планируют подчинить себе все миры. За свою недолгую, но достаточно бурную совместную деятельность партнёры успевают отправить на серые равнины императора внешнего мира, более известного как Шао Кан, и, ни много ни мало, многократного чемпиона турнира прежних лет, активиста движения защиты земного измерения от зла вселенского масштаба, более известного как Лю Канг. Но заиметь только их души оказалось недостаточно для осуществления коварного замысла, вследствие чего пришлось собирать новую Смертельную Битву. Райден, традиционно переживающий за судьбы несчастных людей, в который раз спускается на грешную землю ради самоличного участия в контесте.

Насладившись голым текстом вместо положенной по оригиналу красочной заставки, попадаем в главное меню. Сразу же бросается в глаза отсутствие режима Konquest. Исследование опций особых эмоций не вызывает – из игровых настроек там доступны только сложность, длительность одного раунда и их общее количество. А вот заход на поляну с секретами (Krypt), аутентично представленную в виде кладбища со стройными рядами вертикально стоящих гробиков, сразу формирует чёткое представление об уровне цен на бонусы. В среднем цифра колеблется от 200 до 500, но попадаются и отдельные экземпляры за очень увесистую сумму. Самый дорогой стоит аж 12 500! Также имеется несколько штук, цена на которые не указана и отмечена как «????». Забегая вперёд, скажу, что подавляющее число коффинов содержит в себе дополнительные костюмы для персонажей. В остальных запрятаны секретные режимы, арены и скрытые герои. Одёжки меняются на экране выбора персонажа левым шифтом.

 

«Утро не может быть добрым» (народная мудрость)

Режим Arcade встречает традиционной доской почёта, с которой на нас смотрят и мило улыбаются мордашки семерых персонажей оригинальной версии; ещё пятеро притаились в ожидании своего часа. Вот полный список участников MK: Deadly Alliance для GBA: Кенши, Скорпион, Соня, Джакс, Фрост, Ли Мэй и Кунг Лао; Саб Зиро, Китана и Кано вливаются в стройные ряды выборных бойцов после трёх подряд прохождений на сложности не ниже normal, Шенг Цунга и Куан Чи придётся выкупать за приличные деньги на том самом «кладбище» секретов. Потери огромны, чего уж там, и с этим надо как-то смириться, достойно оплакав кумиров. Только, чур, не в мою жилетку!

Трёхмерная графика на GBA – явление малоизученное, полное тайн и неожиданностей. Ради неё приходится жертвовать многим, в первую очередь уровнем детализации. Наш случай – не исключение. С арен как-то невзначай исчезли многие элементы дизайна, игровое пространство заполнилось весёлыми разноцветными пикселями. Фигурки бойцов смотрятся значительно чётче, благо их сообразили оставить «плоскими». Правда, художники явно что-то напутали с пропорциями тел. Весь женский контингент напоминает сборную немецких пловчих с безумно накачанными ногами, Кунг Лао какой-то нескладный… Если визуальная часть способна чем-то приятно удивить, то только качественными спецэффектами. В частности, на некоторых локациях реализовано отражение в зеркальной поверхности пола. Неплохо сделана кровь – вылетает красиво и остаётся до завершения боя. Тени повторяют контуры действующих лиц и все их движения.

 

Как это работает

Схема управления стала проще в несколько раз. Кнопки А и В отвечают за удары ногой и рукой соответственно, правый шифт – блок, левый – смена стиля. Если стоя вплотную к сопернику использовать одновременно «вперёд», А и В, то ваш герой выполнит бросок. «Вниз» или «вверх» – уход в 3D, а для того чтобы присесть или подпрыгнуть необходимо нажимать соответственно наискосок «вниз+назад\вперёд» и наискосок «вверх+вперёд\назад», как и было задумано в оригинале. Стилей осталось по два на брата. В каждом из них совершенно разные атаки, но суперудары общие. А вот холодное оружие самостоятельным более не является – оно применяется лишь для отдельных атак и участвует в некоторых комбо. Между прочим, машина считает связкой любые удары, нанесённые с небольшим промежутком времени в количестве не менее трёх штук. Если оппонент не отлетает и не блокирует, то есть шанс получить «стопроцентник», хотя это будет не комбо в обычном понимании, а тупо набор тычков, на которые среагирует счётчик. Настоящие связки выстраиваются традиционным способом, то есть чередованием простых приёмов, суперударов и атак оружием.

Отсутствие внутри самой игры списка движений несколько затрудняет освоение повадок бойцов. Приходится либо лезть за подсказками в интернет, либо вспоминать, как тот или иной «супер» исполнялся в версии для PS2 (многие варианты перекликаются), либо просто тыкать во что попало. Большинство атак находится быстро, после чего их применение уже не является проблемой. С комбо дела обстоят ещё лучше: они частенько получаются произвольно, при хаотичном баттон-мэшинге в ближнем бою. Для опытных игроков вообще все дороги открыты – осмысленные комбинации набиваются без проблем и несут неоспоримую эстетическую ценность.

Если боевая система в целом выглядит сбалансированной, то ситуация с AI вызывает некоторое недоумение. На низких уровнях сложности противники разве что сами себя не лупят. Сопротивление оказывают крайне пассивное, демонстрируя ограниченный набор чередующихся атак. Чуть получше дела обстоят на «харде». А вот на very hard безобидные прежде соперники натурально звереют и, используя весь свой недюжинный потенциал, не дают толком отдышаться. Хотелось бы всё-таки видеть нечто промежуточное, обе крайности по-своему неприятны. Переключать стили неживой разум умеет только на normal и выше. Кроме всего прочего, виртуальные оппоненты заимели дурную привычку время от времени либо садиться намертво в блок, либо секунд по десять-пятнадцать кряду нарезать круги в пресловутом 3D-пространстве, не попадая под ваши удары и не атакуя. Столь откровенные баги, проигнорированные на стадии тестирования, изрядно портят настроение.

 

Для пущего удовольствия

Итак, мы расправились со всеми рядовыми противниками (с собственным двойником, кстати, вы встретитесь только на сложности very hard), впереди ждут главные злодеи. Бой с ними – знакомый любому заядлому «комбатисту» endurance match, в котором с одной линейкой здоровья требуется одолеть обоих колдунов. Очерёдность вылезания супостатов на ринг произвольна при каждом прохождении, но характерна одна деталь: первый дерётся инертно, при должной сноровке играющего снимает в худшем случае только половину лайфбара, а вот второй рвёт, мечет, а также калечит всех, кто осмелился дожить до встречи с ним. Победа в тяжком противостоянии подводит черту под прохождением – здоровяк Молох в малюсенький картридж не уместился. Единственной наградой триумфатору станет win screen, состоящий из двух статичных картинок и текста.

Продолжая заложенную ещё во времена расцвета сериала традицию, MK: Deadly Alliance содержит целых две мини-игры. Первое испытание – Test Your Might – знакомо аж с самой первой части. Оно предлагает разбить какой-либо частью тела (кто ребром ладони, кто ногой, а кто и головой) некий твёрдый предмет. Второе – Test Your Sight – поединок в напёрстки, причём колпачков на экране помещается пять штук и двигаются они очень шустро. Победитель любого из означенных состязаний получит приличную сумму денег, так что стимул развивать скорость пальцев и внимательность очевиден. Деньги выдаются также за победы над противниками, поэтому к моменту расправы над парочкой спевшихся чародеев вы сможете рассчитывать на сумму от 500 до 1500 (в зависимости от выбранной сложности) в местной валюте. Режим Survival (бой с несколькими соперниками подряд при одной линейке здоровья) приносит доход по аналогичному принципу. Посчитайте сами, сколько раз придётся пройти нелёгкий путь к вершине, чтобы открыть все сто двадцать коффинов…

На закуску о том, о чём вы наверняка давно уже хотите от меня услышать. Да, фаталити есть! Скажем прямо, постановка их слабовата и неубедительна (я долго смеялся, когда Соня в яростном порыве прыгнула на спину лежащему лицом вниз Скорпиону, отчего у бедняги прямо из отхожего места вылетели мозги), но сам факт отраден. Комбинации для запуска кровавой сценки состоят из трёх-четырёх кнопок, но, как и в случае со списком движений, уточнить их непосредственно в игре невозможно.

 

Не теряя даром времени, перейдём ко второй игре.

 

Mortal Kombat: Tournament Edition

Продолжение банкета

Как уже было сказано выше, Tournament Edition появилась на прилавках девятью месяцами позже MK: Deadly Alliance, в августе 2003-го, и является скорее аддоном, нежели новой игрой. Тот же «движок», та же куцая 3D-графика, хромой искусственный интеллект и все прочие прелести по списку. Чего ради выпускать подобный проект? Ответ зашифрован в самом названии, подчёркивающем основную идею: поднять на новую высоту мультиплеер. Однако это никоим образом не означает, что режим для одного игрока отсутствует – всё в порядке, всё на месте. Более того, в меню появились две замечательные опции: Tag Team и Practice. В первом случае на битву выходят команды из двух бойцов; прямо по ходу дела вы и противник можете менять персонажей. Описывать тренировочный процесс бессмысленно, стоит лишь отметить, что вожделенные мув-листы теперь всегда под рукой.

О персонажах. Изменился их и качественный, и количественный состав. Из героев предыдущей версии остались на месте только Шенг Цунг, Куан Чи и Скорпион, зато вернулись практически все те, кого потеряли в первый заход. Печальные исключения составляют всё тот же Молох, Блэйз и Мокэп. При этом разработчики изыскали возможность добавить троицу файтеров, которых не было даже в оригинале – Сарину из MK Mythologies: Sub-Zero, Сектора и Нуб Сэйбота. Все секретные герои, за исключением Драмина, Сектора и Нуба, добываются по уже известной схеме. Дабы получить в свои руки красного кибер-ниндзя, придётся на уровне сложности не ниже hard одолеть режим Tag Team. То же самое, но на уровне сложности normal, откроет Драмина. Самый тяжёлый случай с мастером теней. Для его активизации сначала требуется пройти Arcade и Tag Team всеми персонажами, затем на раздольях «Крипта» вскрыть саркофаг, помеченный как «FN» – это новый костюм для Скорпиона. Выставив very hard и предварительно нарядив Скорпа в обновку, заново проходите Arcade – по окончании мордобоя Нуб выпорхнет из своего укрытия и присоединится к давним товарищам в качестве выборного бойца.

Соответствующим образом изменилось количество и содержимое гробиков на кладбище, а также вся финансовая система. Теперь в ста сорока четырёх коффинах запрятана куча одёжек и ещё кое-каких прибамбасов для новых героев, плюс всё те же секретные локации. Монеток стало два типа, к золотым прибавились красные. За счёт увеличения общего числа персонажей немного удлинился путь к победе в режиме Arcade, а финальный поединок с чародеями утратил былую сложность благодаря тому, что перед встречей со вторым вашему персонажу частично восполнят здоровье. Увеличилось количество добиваний – персонажи научились делать ещё одно фаталити (с использованием оружия).

Но самое главное, основная соль и суть игры – её многопользовательский режим, способный принять на борт сразу четверых желающих. Опция Tag Team создавалась именно для того, чтобы превратить Tournament Edition в достояние дружеских посиделок. Конечно, покупать четыре картриджа сразу – накладно, но сама возможность собрать группу товарищей и устроить небольшой турнир впечатляет. Существует ещё одна любопытная особенность: Tournament Edition соединяется посредством линк-кабеля с Deadly Alliance, что позволяет сразиться обладателям двух разных версий между собой. Сказать по правде, никакого интереса данная «фишка» не представляет – ведь играющим доступна лишь троица персонажей, присутствующих в обоих релизах. Превращения Шенг Цунга делу не помогут, они тоже урезаны до минимума.

 

Послесловие. Пришествие Mortal Kombat: Deadly Alliance на GBA состоялось без лишней помпы, но с достоинством. Каждая версия по-своему уникальна, однако схожего между ними не меньше, чем различий. Что не удивительно, поскольку в основу лёг один и тот же хит. Возможно, по части графики они смотрятся не столь убедительно, как появившиеся ранее представительницы серий King of Fighters и Street Fighter Alpha, зато являются единственными полноценными 3D-файтингами на консоли (всё же Tekken Advance до подобного звания не дотягивает). Убедитесь сами!


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.