Искусство древних мастеров

2D-платформеры давно объявлены вымирающим жанром, но нет-нет да появляются желающие опровергнуть это спорное утверждение. Оно и понятно – у многих из нас сохранилась эмоциональная привязанность к «плоским бродилкам». Они правили бал в эпоху нашей юности, оставили огромное культурное наследие и далеко не исчерпали свой потенциал. Так почему бы теперь, когда техника позволяет творить любые чудеса, не попытаться приготовить что-нибудь необычное по старым проверенным рецептам? В японской студии Vanillaware, по всей видимости, собрались как раз сторонники такого подхода. Их дебютные проекты Odin Sphere и GrimGrimoire для PlayStation 2 продемонстрировали умение переработать и красочно подать классическую игровую механику. Но, увы – достучаться до широкой аудитории не получилось, да и сама платформа уже сходила со сцены. Тем не менее, подвижники олдскула не сдались и предприняли новую попытку. Так в 2009 году на дико популярной приставке Nintendo Wii появилась Muramasa: The Demon Blade – безумно красивая, насквозь вторичная и мало кому известная игра.

Сценаристы студии на сей раз решили обратиться к фольклорной тематике, перенеся нас в родную Японию конца XVII века. В разгаре так называемый период Гэнроку, то есть радости и благоденствия, если переводить буквально. Страна объединена под властью сёгуната Токугава, в ней давно не было войн и внутренних распрей. А вот политические интриги никуда не делись. В частности, действующий сёгун Токугава Цунаёси, стремясь укрепить свою могущество, возжелал завладеть мечами древнего мастера Мурамасы Сенго. Но они, к сожалению, опечатаны проклятием и сеют вокруг себя безумие и кровь, а также притягивают разнообразных обитателей ада. В итоге под раздачу попали двое случайных ребят. Паренёк по имени Кисуке лишился места в родном клане ниндзя за участие в неком инциденте, о котором он ничего не помнит. Теперь на него охотятся бывшие товарищи, а в голове осталась лишь мысль о загадочном оружии, которым ему необходимо разжиться. У принцессы Момохиме дела ещё хуже. В её хрупкое тело подселился демон Дзинкуро, также гоняющийся за клинками. Оба сценария – независимые ветки общего сюжета, проходить их можно в любом порядке. По пути встречается большое количество разговорчивых мирян, из диалогов с которыми достраиваются куски сюжета. В финале заготовлено по три концовки на персонажа; чтобы посмотреть все, придётся перепроходить последнюю миссию несколько раз.

Не откладывая дело в долгий ящик, игра с порога демонстрирует своё обаяние. О да, это снова тот самый «анимешный» стиль, за приверженность которому мы успели полюбить прошлые работы «Ваниллы». Здесь он ещё более разнообразен и колоритен, а также умело дополнен фольклорной составляющей. Художники студии ловко эксплуатируют все известные штампы о древней японской живописи. Это выражается и в оформлении локаций, и в детализации персонажей, и в очень характерном дизайне разнообразных менюшек, включая тулбар в верхней части экрана. В общем, перед нами полноценный образчик эстетики, знакомой со времён Okami, исполненный на самом высшем уровне качества. Дополняет атмосферу живая речь, переведённая на английский исключительно в виде субтитров. Претензии тут можно предъявить разве что к масштабу картинки – иногда камера берёт слишком крупный план, затрудняя ориентацию в пространстве.

Ориентироваться в пространстве нужно чётко и быстро, так как динамика Demon Blade сумасшедшая. В геймплее реализована нарочито ностальгическая система «комнат» – стычки с противниками случаются не хаотично, а в определённый момент. Они сопровождаются официальным предупреждением о переходе от «мирного» состояния к «боевому» – герой достаёт холодное оружие и покинуть место схватки до её завершения уже не может (дезертировать можно только применив специальный предмет, если он есть в арсенале). После сеанса фехтования проводится подсчёт статистики, оружие убирается в ножны и герой продолжает движение по уровню до следующего пит-стопа. Постепенно становится ясно, что система прохождения выстроена по «метроидно-кастелванской» схеме. Доступ к разным участкам карты открывается по мере обретения новых способностей, точнее, нового оружия. Неотъемлемой частью такой системы является утомительный бэктрекинг, а ключевой точкой становится битва с боссом. Победив очередного гиганта, ваш протеже получит возможность сломать энергетический барьер определённого цвета и продвинуться в новую арию.

Геймплей выглядит излишне упрощённым. Атаки повешены на одну кнопку, мучить которую придётся на протяжении всей игры. Двигается персонаж свободно, отдельной клавиши для прыжка не предусмотрено. Гироскопы Wiimote никак не задействованы. Зато мобильность героев потрясает – они мало того что умеют порхать раз в пять выше своего роста, так ещё и могут делать двойной прыжок уже в воздухе. От игрока не требуется какого-то мастерства, а только скорость, скорость и ещё раз скорость. Плюс внимательность, поскольку оружие имеет свойство ломаться. Всего бойцы носят одновременно три вида железяк, однако в любой момент (кроме самой драки) могут поменять не понравившийся образец. Помимо наступательных функций, фехтовальные снаряды исполняют также роль щита. Пока клинок цел, за здоровье можно особо не волноваться, но как только иссякнет его запас прочности, удары начнут сыпаться со всех сторон. Переключаться на следующий в момент поломки нужно очень оперативно. Волноваться за выбывшую из строя амуницию не стоит – как ни удивительно, она восстановится сама собой через некоторое время. Кроме того, у каждого меча есть собственная суперсила – уникальный скилл.

Дополняет «боёвку» витиеватая система апгрейда оружия. На службе у героев состоит тот самый легендарный кузнец Муромаса, в честь которого названа вся игра. За энное количество собранных душ пребывающий между обычным и потусторонним миром мастер может выковать новый клинок. Ценная субстанция выпадает из поверженных врагов либо встречается на пути в чистом виде, как обычный сорт предметов для сбора (в любом уважающем себя платформере надо что-то собирать). Но не всякий меч можно сразу взять в руки – есть ещё параметры силы и боевого духа, повышающиеся с каждым новым уровнем по стандартной «ролевой» схеме. Вместе с ними отрастает линейка здоровья. Казалось бы, вся эта махровая классика, украшенная коллекцией из 108 мечей, множеством аксессуаров с дополнительными эффектами и грудой альтернативной медицины, беспроигрышна по определению. Но проблема в том, что игра – чистый экшен, а не RPG, и особого прогресса при прохождении вы замечать не будете. Все апгрейды оружия нивелируются пропорциональным усилением противников, при этом сами мечи делятся на два типа (короткие / длинные) и отличаются на глаз лишь дополнительным скиллом. Что на самых ранних этапах, что на финальных, делать по сути надо одно и то же – бодро скакать по экрану и долбить одну кнопку.

Козыри Muramasa: The Demon Blade очевидны – превосходная визуализация, увлекательная история, простота в освоении. К сожалению, всё это не удалось подкрепить по-настоящему добротным геймплеем. Подвела и слабая реклама. Даже в родной Японии продать удалось совсем немного копий, релиз на западе вовсе остался без внимания. Ситуацию несколько выправил выход римейка Muramasa: Rebirth на PlayStation Vita летом 2013 года, хотя назвать его успешным было бы преувеличением. А вот достойным внимания – вполне. Да и оригинал посмотреть стоит. Вдруг понравится?


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.