Принцесса в изгнании
Хидеки Камия, один из ярчайших геймдевелоперов современности, помимо прочего ещё и знатный тролль. Ему наскучило делать просто хорошие игры и, как настоящий художник, он пошёл путём эпатажа. Так на свет родился слэшер с героиней, которой уместнее было бы оказаться в эскорт-индустрии. Её вызывающий и противоречивый образ ничуть не помешал в реализации игровой начинки – хит получился высшей пробы. Казалось, что за сиквелом дело не заржавеет, но вот беда – потенциальных издателей скандальность проекта распугала. Sega, выпустившая первую часть, давно не в том положении, чтобы делать рисковые инвестиции. Других участников рынка не впечатлили продажи (полтора миллиона реализованных копий в наше время уже не сенсация). Вроде как дело шло к печальной развязке, но тут Nintendo позарез понадобился громкий эксклюзив для спасения утопающей Wii U. Найти его удалось как раз у PlatinumGames, уже было собравшейся выносить своё детище на помойку. В общем, встретились два одиночества и порешили: сиквелу быть! Не менее скандальному, чем оригинал, иначе чего ради вообще в это дело ввязываться.
Поскольку разговор у нас пойдёт о продолжении, то для начала совсем коротенько вспомним первую часть (кстати, её переиздали на Wii U для тех, кто пропустил). Итак, Байонетта – гиперсексуальная длинноногая ведьма с внешностью «школьной училки» из «Хастлера», спасающая мир от нашествия армии падших ангелов и примкнувших к ним чудищ. Приключение брюнетки закончилось примирением с соперницей, блондинкой Жанной, и разгромом основных сил зла. Но зло – оно не дремлет. Как только стартовала новая глава, свежеобретённую подружку (тоже ведьму по профессии) черти утащили в ад, а сами повылазили наружу и пошли вразнос. Ангелы тоже на связи, куда же они денутся. Вернуть коллегу из преисподней и восстановить баланс на Земле – таков нехитрый план действий. На пути к цели непременно встретятся как старые знакомые, так и новые персонажи. Старых, правда, подавляющее большинство. Позитивную тенденцию можно отметить в изложении сюжета, которое стало не таким сумбурным, как раньше; кое-что даже можно понять, не заглядывая в спойлеры. Основную информативную нагрузку по-прежнему несут видеоролики, хорошо и со вкусом поставленные.
Если бы временной разрыв между двумя частями не был таким большим (целых пять лет), продолжение выглядело бы совершенно органичным. Но всё-таки игра изрядно подзадержалась, а потому привыкать к её внутренним законам придётся заново. Главное, что сразу нужно усвоить – это бешеный темп действия. Можно прилежно выучить не слишком сложное управление, хорошо разобраться в нюансах супер-атак, но всё равно вашим главным союзником останется реакция. Ещё один принцип, о котором не следует забывать – здесь всё подчинено авторскому стилю, а потому не стоит даже браться, если стиль Камии вам чужд. Это пафосный и напыщенный цирк, доведённый до полного предела Devil May Cry, в котором с жуткими криками дубасит вражин вульгарная тётка, похожая на ряженого трансвестита. Выдержать такое можно только заранее понимая, что именно вас ждёт. В противном случае культурный шок и отвращение практически гарантированы.
Разбирать и оценивать экшн-составляющую этой хипстерской игры намного проще – она предельно отточена, интуитивно понятна и проста в освоении. В жарких схватках Байонетта использует все четыре конечности: в руках таскает основное оружие, на ногах крепит дополнительное. В зависимости от того, что и где находится, выстраиваются комбинации ударов. Акробатика по-прежнему на высшем уровне, но главной «фишкой» всё-таки остаётся режим Witch Time – местный вариант всё ещё популярного slo-mo. Активировав его, вы получаете возможность отмутузить противника с особым цинизмом и намного более тяжкими последствиями. Кроме того, ведьма копит магическую энергию, использовать которую следует одним из двух способов. Первый знаком нам по прошлым приключениям – это призыв разнообразных пыточных орудий из параллельного измерения, вершащих зрелищное «фаталити» над оппонентом. Второй – новый режим Climax, благодаря которому обычное оружие увеличивается в размерах и бьёт по врагам намного больнее. Оба способа неплохо мотивируют к тому, чтобы активнее копить «ману». А уж свидания с боссами тем более требуют полной мобилизации ресурсов, без «Климакса» против них бывает просто не выжить.
Bayonetta 2 не столь богата секретами и головоломками, как её предшественница, но старается быть разнообразной за счёт необычных дизайнерских решений. Наплевав на скучные законы физики, разработчики отправляют ведьму то на гребень волны гигантского водоворота, то на крылья сверхзвукового самолёта, то ещё куда-нибудь в том же духе. Локации ошеломляют. С одной стороны, они стали несколько проще в архитектуре, зато настолько разрослись в масштабах и детализации, что впечатление производят исключительно сногсшибательное. Некоторое разочарование вызывают финальные этапы. Они попросту скопированы из первой части, и хотя под это дело подведено внятное сюжетное обоснование, осадочек остаётся. А вот чем игра полна по самую макушку, так это дополнительным контентом. В магазинчике старика Родэна заманчиво блестят развалы с оружием, аксессуарами и альтернативными костюмами. Среди игровых режимов обнаруживается вовсе невиданное – кооператив на двоих игроков. Развлечение довольно локальное, участники всего лишь соревнуются друг с другом кто больше настругает фрагов, но некоторую свежесть ощущений вносит.
Буря восторгов от владельцев Wii U и почти единогласное признание профильной прессы, по правде говоря, могут сбить с толку стороннего наблюдателя. Складывается впечатление, будто на вымирающую приставку вдруг снизошло озарение эпических масштабов. Bayonetta 2 безусловно заметное событие в своём жанре, но существенная часть её очарования – в эксклюзивности и недоступности широким массам. Ей богу, выйди она на мейнстримных платформах, шуму получилось бы в разы меньше. Ну а так мы имеем действительно добротный слэшер, о котором многие слышали, но мало кто щупал его собственными руками. Так рождаются легенды.
Автор:
Лейтенант Мелвилл, герой англо-зулусской войны