От редакции. Представляем вашему взору завершающую часть спецматериала по миру Naruto. К сожалению, ввиду большого объёма работы, автор не успел закончить её к предыдущему выпуску, как было анонсировано в конце первой части, опубликованной в №7 нашего журнала, но мы искренне надеемся, что вы простите нам эту неувязку.

 

***

В то время как нудные филлеры на канале TV Tokyo продолжают настойчиво распугивать почитателей бравого «Хокагэ в перспективе», труженики из Tommy и Bandai со своими свежими хитами (для GameCube и PlayStation 2 соответственно), наоборот, стараются раздуть в среде нарутоманов былой ажиотаж. Способны ли игры по суперпопулярному аниме вернуть интерес старых и привлечь новых поклонников к истории лисоподобного паренька, или кто-то просто надеется погреть над угасающим костром руки? Постараемся разобраться в этом вопросе.

 

«Новое по-старому» vs «Старое по-новому»

Последние части знаменитых файтинговых сериалов по мотивам приключений лисёныша появились в продаже в конце ушедшего года. Не слишком большой интервал между датами релизов – 21 ноября дебютировала Naruto: Gekitou Ninja Taisen 4 (GC), а уже 22 декабря последовала Naruto: Narutemetto Hero 3 (достаточно точный перевод катаканы с обложки игры для PS2) – тем не менее, позволил обладателям GC-версии, целый месяц пребывавшим в эксклюзивном экстазе, гордо наречь её лучшей игрой о Наруто, при этом не забыв втоптать в грязь ещё не вышедшую NH3. Иногда среди подобных громких возгласов (речь, если кто не понял, о буржуйских форумах), конечно, звучали более спокойные и рассудительные голоса. Здравомыслящие геймеры, не отрицая достоинств игры, прямо указывали на основной её минус – отсутствие каких-либо значимых изменений по сравнению с прошлой частью. Спустя месяц наступил черёд NH3 будоражить воображение фанатов. И, надо заметить, проделала она это с большим успехом. Занятно, но при чтении отзывов о NH3 понимаешь: людям действительно есть, о чём сказать. Изменений в новой части столько, что брызгать слюнями во все стороны, впустую трезвоня о её крутости, просто некогда. Да и незачем.

Для начала несколько слов о предыдущих играх серии Naruto: Gekitou Ninja Taisen. В отличие от NH проект компании Tommy придерживается концепции традиционных файтингов. На первый взгляд – всё как в лучших домах. Бои проходят на трёхмерных аренах, в несколько раундов, как и положено. Бойцы могут стрейфиться по площадке, уходя с линии атаки; умеют вязать удары в комбо-серии; знают кое-какие спецприёмчики. Спецы выглядят круто – как и в NH, они сопровождаются эффектной сценкой, вот только смущает их количество: по одному на персонажа в ранних частях и по два в последних. Негусто. Помимо прочего, у некоторых персонажей имеются дополнительные способности. К примеру, Рок Ли открывает «врата», становясь быстрее и сильнее, но и уязвимее. Отличительной особенностью GNT стал режим на четырёх игроков. Забавная, конечно, фишка, но на революцию в жанре не тянет.

Итак, что же свежего нам предлагает GNT4? Выражаясь языком сухих фактов: семь новых персонажей, TAG-режим на трёх игроков (с возможностью проведения совместных суперприёмов), а также три новшества в боевой механике. Начнём с изменений в «боёвке». Во-первых, сделать каварими («обмен» за спину противника) теперь возможно без удара; во-вторых, можно бегать по диагонали; и в-третьих – потратив четверть Чакры, в определённый момент герой получает возможность прервать незаконченную комбинацию и начать выполнять другую. Спорить о том, оправдывают ли эти изменения «четвёрку» в названии (всё-таки за игру требуют полновесные 65$), смысла нет. Фанаты негодуют: старые персонажи не получили ни одного нового удара, не говоря уже о суперприёмах. Пьяного Рока Ли и похудевшего Тёдзи здесь нет и в помине, равно как и Асумы с Куренай; представители пятёрки «Звука» присутствуют исключительно во второй форме, а хвостатый Наруто и Саскэ с печатью второго уровня – отдельные персонажи. Более того, халявщики из Tommy так и не удосужились сделать из Мидзуки полноценного персонажа. Он так и остаётся клоном Ируки. Главный же недостаток игры (характерный для всей серии), по моему субъективному мнению – отсутствие масштабности в боях. В аниме мы видим, как герои выясняют отношения на внушительных размеров территориях, активно пользуясь обширным арсеналом приспособлений ниндзя (сюрикэны – лишь небольшая их часть). Включаем приставку и наблюдаем, как наши подопечные учиняют разборки на малюсеньких квадратных аренах, где частенько и разбежаться-то толком не получается. Даже последняя битва Наруто против Саскэ проходит на полукруглом камне. Кто посмеет сказать, что атмосферу аниме удалось сохранить в достаточном объёме – пускай первым кинет в меня камень. О тактике боя тоже много не скажешь: сидишь в блоке, ждёшь, когда соперник закончит свою комбо-связку, после чего откроется для контратаки. Вроде бы, всё как в обычных файтингах, типа Tekken и Virtua Fighter, вот только беспокоиться о высоких, средних и низких ударах здесь незачем – зажал «назад» и наслаждайся жизнью. Скучно.

Графика, в отличие от геймплея, вообще не подвергалась серьёзным изменениям с самой первой части и, как следствие, успела растерять немалую долю былого шарма. Модели персонажей крупные, но слабо детализированные. Технология Cell-Shading тщетно пытается замаскировать квадратные пальцы, которыми бойцы так и норовят ткнуть в экран, когда кривляются в победной позе. Анимация рта нареканий не вызывает, а вот движения глаз и бровей наводят на подозрения, не получали ли герои в прошлом психическую травму: резко собирающиеся в пучок брови Гаары указывают скорее на нервный тик, нежели на перемену в настроении (хотя, с Гаарой как раз всё ясно, этот-то много чего пережил). Вы спросите: «Ну, может, хоть арены там шибко красивые?». Увы, за пределами активной зоны, на которой кроме бойцов ничего нет, балом правят спрайты. Крупные объекты, вроде зданий, выполнены в честном 3D, а вот «мелочи», типа деревьев, заборов и зрителей (которые, к слову, анимированы в лучших традициях ранних версий второго Street Fighter’а) – тупо плоские. В принципе, это даже удобно – красоты только от битвы отвлекали бы. Музыкальное сопровождение – слабая сторона всех игр по «Наруто». То ли разработчикам денег жалко на лицензирование оригинального саундтрека, то ли штатные композиторы считают, что у них получится лучше, чем у господина Тосиро Масуды – я не знаю. Но слушать эти бренчалки после великолепной музыки из аниме смогут только те, кто и в телесериале на неё особого внимания не обращал.

Дела в режиме для одного игрока обстоят не лучшим образом. Пропал магазин. Теперь все секреты, к которым относятся и скрытые персонажи, открываются по мере выполнения специальных миссий. Заработать сто тысяч очков, пройти аркадный режим, не используя continue или суперприёмы – всё это придётся неоднократно проделывать, причём за каждого бойца в отдельности. Нудно? Не то слово! Режим истории – чуть ли не единственное, что выгодно отличает GNT4 от конкурента. Размышления на тему «А что, если Итати встретится с Ирукой» (я серьёзно, это есть в игре) подкреплены недурно поставленными диалогами. Ещё бы на хороший арт во время заставки не поскупились, и было бы нам счастье. Одно из основных достоинств GNT4, как и всей серии в целом – мультиплеер. Если устраивать разборки в компании со своим ближайшим другом вам уже не катит, можно пригласить всех знакомых любителей виртуального мордобития и устроить потасовку сразу на четверых. Разоритесь на контроллерах, зато масса удовольствия гарантирована.

 

«Ого, здесь уже Четвёртый Хокагэ есть» или «Впереди планеты всей»

Первое впечатление от знакомства с Naruto: Narutemetto Hero 3 – что-то здесь по-другому. Как выясняется позже, практически всё. Разработчики довели до ума многие детали геймплея, не забыв и о нововведениях. Начнём с режима «истории». Он никакой. Проходим весь сюжет аниме от и до. Всё бы ничего, вот только этот самый сюжет кастрирован настолько, что без базовых знаний о событиях оригинала понять происходящее и причину того, почему герои, казалось, бывшие друзьями в прошлой битве, сейчас рвут друг друга на молекулы, абсолютно невозможно. Прямо «No Spoilers» какой-то получился. Лишь несколько раз прохождение прерывают коротенькие заставки – местная интерпретация событий первоисточника. По продолжительности режим занимает от силы часа полтора-два. Мягко говоря, маловато будет. Благо, не в story line вся соль. Основной режим называется RPG Mode. Завязка такова: азартная донельзя госпожа Цунадэ, злоупотребляя своим служебным положением, объявила о грядущем соревновании «Дзёнины против Гэнинов». Все гэнины тут и ахнули. «Как нам их мочить-то?» – спрашивают – «Кажется, у вас, бабуля, крыша поехала». Старушка – божий одуванчик, поспешила их успокоить: «Не надо» – отвечает – «никого мочить, надо лишь медальоны отбирать. Кто больше отберёт, тот и станет победителем». Тут и завертелось. Даже Гаара пришёл со своей песочницей.

Итак, вот мы оказались в Деревне Листа. В распоряжении несколько сравнительно маленьких уголков Конохи и небольшой квартал с магазинами, домами, а также кучей NPC. Что делать? Для начала включить второй диск, поставляющийся в комплекте с игрой. На нём записана OVA-серия, созданная специально для данного проекта. Там мы увидим, где Киба закопал свой медальон и куда Гэнма запихнул свой, понаблюдаем за тем, как ленивый Асума убегает от Нэдзи и как Рок Ли разбирается с Гай-сенсеем. Всё увиденное используем уже на практике. Откапыванием заначек Кибы дело, конечно же, не ограничится. «Почему действо названо RPG Mode?» – спросите вы? А потому, что после прохождения этой кампании начнётся самое интересное – забурлит жизнь в Деревне Листа. Игрок в очередной раз увидит зверские тренировки Рока Ли, поест вместе с Ирукой-сенсеем рамён, пройдёт тренировку по методике Сикамару и Асумы, а также посмотрит, как самый извращённый извращенец (Дзирая, ага) подглядывает за Анко и Куренай в горячих источниках, пока те заняты обсуждением госпожи Пятого Хокагэ, которая покоя никому не даёт. Такое вот полное погружение. Помимо всех этих, безусловно, приятных для поклонников сериала моментов есть и дополнительные миссии, вроде ловли Гамакити и Акамару, или обычных боёв. Для успешного выполнения этих миссий необходимо соблюдать определённые условия. К примеру: «атаковать каждую секунду», или «выбить из противника всю Чакру» (Нэдзи, ау!). После пройденной миссии общая копилка пополняется деньгами (которые можно тратить на разные бонусы в местных магазинчиках), а персонаж, который миссию выполнял, получит к тому же определённое количество опыта. Набрав достаточно очков, боец повышается в уровне (максимум – 50), а вместе с уровнем повышаются и основные характеристики (их всего шесть). Каждый параметр измеряется трёхзначным числом, однако к 50-му уровню ни один из них даже не доходит до 200 (задел на будущие части?). В отличие от NH2, вы не можете самостоятельно выбирать, что качать. С другой стороны, это добавляет бойцам оригинальности и не идёт вразрез с сюжетом аниме – теперь Гаара не обгонит Рока Ли, а тот, в свою очередь, не сможет накопить Чакру быстрее Итати. К слову, разница между героями заметна сразу. Так, скорость Гай-сенсея изначально (без прокачки) гораздо выше, чем скорость того же Тёдзи. С прокачкой обоих бойцов разница будет только увеличиваться.

Пора перейти непосредственно к схваткам, потому как эта часть претерпела больше всего изменений. Систему боя, конечно, никто не менял, а вот доводок до ума и переделок хватает. Начнём с перечисления новичков: пятёрка «Звука», Анко, Куренай, Асума, Первый, Второй и Четвёртый Хокагэ, Ханаби (сестра Хинаты) и Конохамару. Всего в игре более сорока персонажей. Каждый обладает своими приёмами, дзюцу (спецприёмы) и оуги (суперудары). Обычные приёмы ограничиваются комбо-сериями и бросками, дзюцу же поедают немалое количество Чакры, но наносят урон, сравнимый с удачно проведённой комбинацией ударов (что на опытном игроке исполнить практически невозможно).

Оуги – разговор особый. В прошлых частях нас переносили на отдельный экран, где мы либо набирали определённую последовательность кнопок (NH1), либо как сумасшедшие набивали одну из них или же теребили аналоговые бобышки (NH2). Суперприём состоял из нескольких отдельных сцен, и в зависимости от успеха игроков он либо наносил больше / меньше повреждений, либо прерывался совсем. В третьей части он состоит всего из одной сцены. В случае проигрыша исполнителя она прерывается в начале, при этом потенциальная жертва остаётся невредимой. Более того, отныне нельзя «зарядить» Чакру два или три раза. В бою используется лишь один суперприём, который потребует одно, два или три деления Чакры. Выбор за вами: либо «дешёвый» оуги, который можно применить практически в любой момент и который лишь пощекочет противника, либо разрушительный удар, который съест всю Чакру, а заодно и полполоски здоровья врага. Чем больше Чакры требует приём, тем быстрее и дальше (а частенько и выше) он будет выполняться; однако, сделав хотя бы один каварими, можете забыть про мощный оуги. Помимо чисто боевых качеств у суперприёмов появилась и статистика – каждый оуги даст постоянный прирост к тем или иным параметрам. Значительное «+30 Силы» уравновешивается болезненным «-20 Чакры». Вот и решайте, маг вы или воин.

Следующее и, пожалуй, самое важное нововведение – вторые формы. Теперь после проведения некоторых суперприёмов вы начинаете играть за абсолютно других персонажей. Пьяный Рок Ли и полузаморфившийся Гаара – лишь малая часть из общего списка, разработчики не забыли впихнуть в игру даже второе «Я» Сакуры. Однако и с превращениями есть свои нюансы. Всего их два типа, условно выражаясь, «большое» и «маленькое». Если вторая форма соизмерима по размерам с обычными бойцами, то игрок остаётся в этом виде до конца боя, у персонажа полностью обновляется набор приёмов и дзюцу, он становится сильнее, быстрее и т.д. За такого поиграть, конечно, возможно, но очень трудно. Второй тип превращений переносит героев на отдельный экран на десять секунд, где гиганту (Сюкаку, Гамабунте или огромному Тёдзи, например) позволено разнести в пух и прах мизерного оппонента.

Истинная ценность вышеописанных доработок и нововведений проявляется в полной мере в режиме для двух игроков. Благодаря тому, что персонажи с профилем стали медленнее, а без профиля быстрее, разницу между прокачанным и непрокачанным бойцом заметить сложнее, чем в предыдущих частях. В бою выигрывает не тот, кто быстрее бьёт по кнопкам (хотя, это умение тоже необходимо). Актуально как никогда стало грамотное использование Чакры. Копится она теперь заметно медленнее, а спецприёмы, не говоря уже об оуги, требуют её в довольно больших количествах. Без Чакры же боец становится лёгкой добычей для своего оппонента, так как каварими он уже сделать не сможет. Предметы теперь играют более весомую роль. Они не только прилично отнимают здоровье, пронимая даже через блок, но и могут сыграть решающую роль в исходе поединка: противник не заметил разбросанные в траве макибиси, и вы уже провожаете его в последний путь эффектным суперприёмом.

Графика держит не менее высокую планку, нежели геймплей. Огромные арены напичканы мелкими деталями, предназначенными как для украшения, так и для уничтожения. На экране постоянно что-то куда-то летит, что-то взрывается; бойцы то начинают всё уничтожать в поисках нужной вещи, то устраивают такое мочилово, что со стороны кажется, будто осмысленно в это играть вообще нереально. Детализация персонажей не хуже, чем в GNT4, а если учесть более яркие текстуры и более «анимешную» работу с тенями (тени на персонажах напоминают штрихи, которыми обычно закрашивают аналогичные места в манге и аниме), то в результате выдаваемая картинка очень смахивает на настоящее аниме. Музыка изо всех сил старается быть незаметной. Хотя она ни в какое сравнение не идёт с мелодиями сериала, очевидно, что композитор внимательно слушал произведения господина Тосиро Масуды и пытался (весьма удачливо) создать нечто похожее. В результате, здесь есть и знаменитые «У! А!», и мотивы, подражающие плаксивым мелодиям оригинала. В бою преимущественно играет рок. Бренчалок нет, тут можно не фантазировать.

И всё же не так радужно на улице NH3, как того хотелось бы. Числятся и за Bandai грешки, вернее, за разработчиками игры. Новые суперприёмы выглядят сногсшибательно, сомнений нет. Однако на их фоне сразу ВЫДЕЛЯЮТСЯ (именно так, крупными буквами) оуги из старых частей. В них используются заметно менее детализированные модели персонажей, а сами «сцены» бедны на декорации. Чего уж там, многие из них происходят на монотонно-жёлтом экране (говоря по-русски: выдернули эти сценки из прошлых частей целиком). Другой минус касается опять же нововведения. Почему, скажите пожалуйста, у вторых форм нет профиля? То ли тестовая группа занималась не тем, чем надо, то ли времени не хватило, но факт остаётся фактом. Конохамару с профилем разорвёт в клочья и Гаару, и Кимимаро, и вообще любого, кто посмеет воспользоваться превращением, будь у него хоть десять активированных до этого профилей и по 999 у каждого параметра. Да, можно договориться с другом и играть без профиля (благо теперь без прокачки герои не такие «тормознутые»), и всё же это досадное упущение – огромный минус.

 

«Бои титанов. Конец раунда» или «Заключение»

Подводя итог, хочется сказать следующее. Как водится, именно последняя часть той или иной серии запоминается больше всего (за редкими исключениями). Если вы счастливый обладатель GameCube, но с GNT до сих пор не знакомы, четвёртая часть однозначно станет достойным приобретением. В том случае, если у вас уже есть GNT3, разумнее подождать следующей попытки, которая непременно последует. Если же терпения не хватает, готовьтесь морально к тому, что получите скорее add-on, нежели полноценное произведение. Качественный add-on, надо заметить, но не более. В свою очередь NH3 получилась настолько уникальной, что даже просто перечислить все интересные и важные фишки в одной статье затруднительно; упомянутые минусы просто теряются на фоне достоинств. У верных поклонников Наруто из числа обладателей PlayStation 2 не остаётся иного выбора, кроме как купить игру и наслаждаться разборками суперниндзя.

К слову, вслед за тем, как сериал «Наруто» добрался до американского TV, последовали и анонсы тематических видеоигр для этого региона. Первые части обоих файтингов на английском языке должны появиться в течение года. Когда дойдёт очередь до последних – можно только догадываться. Посему настоятельно рекомендую обратить внимание именно на японские версии. Тем более что часть тиража GNT4 комплектуется замечательным плюшевым чехольчиком в виде Паккуна. Я остался доволен. Чего и вам желаю.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.