Маленькие радости

Во всём жанровом многообразии нашей с вами индустрии то, за что берётся Nintendo, становится наиболее простым и доступным способом познакомиться с направлениями видеоигр, которые мы по той или иной причине избегаем. Посудите сами, насколько легко освоиться за рулём картинга и влиться в азартные гонки Mario Kart, или набить друг другу морды, а затем вовсе вышвырнуть противника с арены в Super Smash Bros. Практически для каждого жанра у Nintendo есть свой представитель, включая крайне редкие для консольного формата. В начале нулевых на GameCube появилась серия Pikmin, с некоторыми оговорками относящаяся к стратегиям в реальном времени. Не знаю, как вам, но мне от одного лишь словосочетания «RTS на приставках» хочется громко хлопнуть дверью. Разумеется, всегда есть исключения. «Пикмин» – тот самый случай, когда брутальный ПК-хардкор, пропущенный через призму креативного подхода Сигэру Миямото, получил свойственное играм от «Большой N» очарование и максимально качественное воплощение в техническом плане.

Здесь мило глазу абсолютно всё. Взять хотя бы главного героя – капитана космического корабля по имени Олимар. Бедный странник терпит крушение на неизведанной планете. Помочь починить челнок и вернуться на родину ему помогают загадочные существа – пикмины, няшные создания, похожие на ходячие морковки с ручками и ножками. Они смело лезут в бой с жуками, не щадя своих сил таскают тяжеленные детали судна. Трогательная дружба капитана Олимара с приветливыми аборигенами получила продолжение в Pikmin 2 всё на той же GameCube. В третьей части, уже на Wii U, нас познакомили с новыми действующими лицами, но Олимар остался ключевой фигурой повествования. Четвёртая глава летом прошлого года порадовала владельцев Nintendo Switch. Для всех, кто пропустил первые три выпуска, подготовлены переиздания с подтянутой до современного уровня графикой.

 

Ещё больше приключений

Не переживайте, если нет времени навёрстывать упущенное, во вступлении к Pikmin 4 Олимар лично всё объясняет. Оказывается, в истории первой части не была поставлена жирная точка, теперь мы возвращаемся во временную шкалу, предшествующую событиям Pikmin 2. Герою удаётся починить свой корабль «Дельфин», однако в силу обстоятельств он снова попадает в западню и отправляет в эфир сигнал S.O.S. На призыв о помощи прилетает целая команда дружинников, но тоже терпит крушение. Теперь ваш черёд выступать спасателем, вы – последняя надежда Олимара и не долетевшего до него отряда рейнджеров. Да это просто Resident Evil какой-то! После настроек внешнего вида протагониста мы в очередной раз попадаем на поверхность планеты PNF-404, где сразу же находим щенка по кличке Оатчи. Вновь Nintendo демонстрирует, что в дизайне кавайных зверушек ей нет равных. Миляга похож на помесь собаки с кенгуру, у него всего две лапы (задние) вместо четырёх. После встречи с пикминами дружба между представителями фауны служит основой выполнения нашей миссии.

Вместе с Оатчи в самом начале обнаруживаются первые двое рейнджеров – капитан разбившегося судна и бортмеханик, а также сам корабль под названием «Шепард». Любителям «пасхалок» такое наименование наверняка напомнит о серии Mass Effect, пастухах и породе собак. Удивительно, но всё это есть в Pikmin 4, ведь мы тоже космические спасатели, в распоряжении которых верный пёс, а для продвижения по сюжету требуется, в некотором смысле, «пасти» живых существ – пикминов. «Шепард» в ходе аварийной посадки не развалился полностью, как когда-то «Дельфин», но всё же получил повреждения. Для поиска оставшихся членов экипажа и Олимара следует починить антенну. К счастью, дружелюбные пикмины уже тут как тут. Они помогают доставлять разбросанные по местности сокровища до лучевого преобразователя, трансформирующего их в источник энергии. Чем больше блестяшек собрано, тем больше энергии подаётся на антенну – соответственно, расширяется зона поиска и принимаются новые сигналы от нуждающихся в помощи. За дело!

На сей раз для описания игровой механики разработчики использовали японский термин «дандори». В общих чертах он означает искусство организации деятельности, при котором за ограниченное время эффективно выполняется несколько задач. Чем лучше вы познаете «дандори», тем проще будет даже в самые сложные моменты прохождения. Главным врагом является время. На поиск сокровищ отведён световой день, дорога каждая секунда. Именно поэтому нужно быть многозадачным, распределять роли между своим персонажем и Оатчи. К примеру, собачке можно поручить выращивание пикминов для пополнения армии, а тем временем со своим отрядом отправиться на заготовку ягод для питательного нектара. Сок делает бойцов сильными, при схватках с боссами заметно ускоряет битвы. В другой ситуации можно послать пикминов ломать препятствие. Не нужно сидеть, сложа руки, пока они выполняют поручение, параллельно лучше заняться рекогносцировкой в поисках новых мест для базы и тропинок.

 

Под другим углом

В предыдущих главах прослеживалась эволюция серии: улучшались различные элементы, оптимизировалось управление. Однако ключевые детали оставались прежними. Четвёртую часть можно назвать прорывной, ведь в ней реализован ряд принципиально свежих (хотя давно напрашивавшихся) идей. Геймплей стал более быстрым благодаря появлению Оатчи, наш маленький друг обладает невероятной силой и проворностью. Только ни в коем случае не думайте, будто он замена пикминам. Важно именно взаимодействие между ними, о чём я говорил выше. На щенке позволено ездить верхом, причём выглядит это, словно в вашем распоряжении танк с пехотой на броне. Ради такого симбиоза пришлось менять принципы строения локаций, делая их более просторными и масштабными. Когда доходит до транспортировки сокровищ, тяжеловес помогает перетаскивать наиболее крупные из них. В бою пёс успешно заменяет таран. Он не только оглушает противника, но и высаживает отряд пикминов, завершающих начатое.

Как любого щенка, нашего тоже необходимо дрессировать. Параметров «прокачки» несколько – прыжок, мощность тарана, выносливость. Со временем он даже научится плавать, после чего зачастую будет исполнять функции десантного корабля. Для всего перечисленного требуются специальные очки опыта, получаемые за спасение экипажа «Шепарда», но не только. Когда Олимар подавал сигнал S.O.S. ему также пришлось раскрывать координаты планеты PNF-404, после чего на призыв рванула толпа энтузиастов. Правда, спасать Олимара они не собирались, а преследовали свои корыстные цели. Всё это напоминает эпоху великих географических открытий, когда вчерашние торговцы, наёмники и прочий сброд становились покорителями новых земель. Так что приходится отыскивать этих авантюристов и выручать из беды. Некоторые странники выдают дополнительные задания, причём не монотонные квесты на манер любой японской RPG, а нечто более солидное. В миссиях туристов сокрыта отсутствующая на Switch система «достижений», давно радующая обладателей PlayStation и Xbox. Побочные квесты не отвлекают от основной задачи, зато мотивируют эффективнее прочёсывать местность, а также тщательнее следить за здоровьем подопечных.

Помимо «экспы», в благодарность за выполнение заданий туристы одарят вас сырьём. Это самое «сырьё» тоже является новым звеном в системе. Залежи руды в больших количествах располагаются непосредственно на местности. Как только вы найдёте учёного из отряда спасателей, он создаст 3D-принтер, способный печатать различные элементы конструкций (прямо как в Subnautica). Прибор интегрируется в борт вашего мини-корабля «Бигль». Если достаточно материалов, можно построить переправу через ручей, лестницу наверх или вентиль, перекрывающий кран с водой. Только позовите пикминов, они сделают за вас всю работу. Предпосылки к появлению «сырья» были ранее, когда плиты для строительства тех же мостов просто лежали где-то рядом, а пикмины их переносили с места на место. Теперь цепочка действий немного удлинилась, зато геймплей стал более «стратегичным», поскольку добываемые ресурсы служат универсальным средством, затрачиваемым на улучшения для скафандра, создание полезных гаджетов и предметов. Всё вместе делает обитание в мире игры проще и увлекательнее.

 

Старые и новые друзья

Изменения коснулись системы разведения пикминов. Как прежде, их мы выращиваем на земле возле базы, словно овощи на грядке. Живут очаровательные малыши в луковице, с собой теперь разрешается брать строго ограниченное количество. Чтобы повышать максимальное число помощников на локации, следует отыскивать специальные луковицы, каждая из которых увеличивает общее значение на десяток, покуда не достигается сотня – это предел. Чем массивнее отряд, тем скорее выполняются задачи, поэтому ставьте в приоритет добычу луковиц. Оатчи умеет искать их по запаху (как много чего ещё, он же пёс). Сумма разновидностей пикминов увеличилась – в новой части их уже девять. Во-первых, вернулись фиолетовые и белые малютки, несправедливо выброшенные в третьей главе. Во-вторых, дебютировали сразу два вида: ледяной и светящийся. Не буду подробно останавливаться на описании ранее известных пород, отмечу лишь, что у каждой свои характеристики, влияющие на тактику боя и решение головоломок. А вот новичков рассмотрим детальнее.

Ледяной пикмин способен замораживать врагов. Если после этого использовать таран Оатчи, то противник получает существенные повреждения. Отряд ледяных пикминов может заморозить лужицу. В воде эти граждане не тонут, поэтому если их не вытаскивать, то образующаяся ледяная корка позволяет пересекать преграду. Светящиеся пикмины встречаются ночью – да, это ещё одно новшество, появились вылазки в тёмное время суток. Дело в том, что некоторые члены экипажа «Шепарда» и прочие путешественники подхватили местную болезнь, из-за которой покрылись листьями, словно растения. Лекарство производится из экстракта, появляющегося только ночью. Он вырабатывается в структурах, похожих на муравейники. Ваша задача – до рассвета защищать их от волн атак свирепых чудищ. Процесс напоминает типичную башенную защиту. Как раз в такие моменты помогают светящиеся пикмины. Небольшой спойлер: по сути дела, это призраки. Возможно, души всех тех, кто погиб днём. Светлячки ничего не боятся и не погибают, главное собрать их побольше перед началом очередного штурма. В случае успеха вы получаете ценное лекарство, а также особые семена, используемые затем в подземельях – светящиеся пикмины не приспособлены жить при дневном свете.

Из ночных вылазок становится понятно, насколько опасен окружающий мир с заходом светила. Именно поэтому почти все, кого нужно спасать, укрываются в катакомбах, полагая, что там будет лучше, но они ошибаются. Как многие читатели уже поняли, подземелья вернулись после отсутствия в Pikmin 3. Существует два вида данжей. Первые самые простые, в них мы находим обычных бедолаг, не оказывающих никакого сопротивления. А вот заражённые листвой туристы без боя не сдаются, с ними предстоит иметь дело во втором типе пещер. В одном случае нужно собрать как можно больше сокровищ, по возможности победив всех врагов за несколько минут. Альтернативное испытание ещё азартнее – делать требуется, по сути, то же самое, только в паре с компьютерным оппонентом на разделённом экране. Кто набирает больше очков, тот побеждает. Если состязание завершается успешно, то вместе с остальными призами вы забираете прыткого пациента, от переутомления теряющего сознание. Остаётся потом его вылечить. Что касается совместного прохождения, второму игроку доверено помогать товарищу киданием камушками во врагов и применением различных предметов. Столь ограниченный подход, вероятно, кого-то огорчит, но всё-таки основная ставка сделана на однопользовательский режим.

 

Снова безупречно

Pikmin 4 невероятно красивая игра по меркам Switch. На этот раз мы посещаем местность, где природа непосредственно встречается с антропогенным воздействием, а именно двор загородного дома (впоследствии – сам дом). Здесь много интересного, каждый новый участок таит сюрпризы. Дизайн жуков и букашек отлично вписывается в существующую пиклопедию. Пользовательский интерфейс полностью переработан с целью придать ему современный вид, а вся вспомогательная информация представлена в меню планшета. Если не знаете, что делать, обращайтесь за справкой (к сожалению, нет перевода на русский язык). Серия всегда умиляла своим звуковым оформлением, имитирующим живую природу. Иногда чудится, словно на самом деле находишься где-то в лесу. Приятные фоновые мелодии, сделанные в стиле колыбельных, зевоту не вызывают. Композиции меняются с течением суток, одна и та же воспринимается по-разному утром, в обед или ближе к вечеру. Даже если не смотреть на часы, по музыке и закату несложно понять, что пора собирать всю свою армию пикминов и вместе с Оатчи идти отдыхать на базу. Выглядит это чарующе, а песенки пикминов не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых.

Отдельно следует упомянуть о важных социальных месседжах, составляющих неотъемлемую часть проекта. С момента своего появления серия Pikmin выступает за рациональное использование окружающей среды, ведь фактически всё, что мы делаем в игре, это убираем с лужаек «сокровища» (на самом деле всего лишь брошенный кем-то мусор), а затем трансформируем собранное в топливо и деньги. Полагаю, даже самым юным геймерам понятен столь немудрёный посыл: окружающий мир – наш с вами общий дом. Это урок всем нам соблюдать чистоту общественного пространства, а также по возможности перерабатывать отходы. Ещё одна вещь из Pikmin 4, способная пригодиться в повседневной жизни – искусство «дандори». Суровая реальность зачастую требует быть многозадачным, приключения пикминов позволяют в ненавязчивой игровой форме шлифовать навыки полноценного тайм-менеджмента, понимание принципов которого существенно повышает эффективность в работе или бытовых заботах.

Nintendo в очередной раз удалось собрать маленький шедевр про миниатюрных пикминов, милый и добрый, вызывающий исключительно позитивные эмоции проект. В Pikmin 4 много нововведений, отвечающих запросам современной публики, в то же время сохранены основы серии, а также продемонстрировано их предельно органичное развитие. Игра проходится на одном дыхании, годится для любой аудитории вне зависимости от жанровых предпочтений. В рамках самого сериала – однозначный прорыв, задающий новые стандарты геймплея. Всё сказанное позволяет назвать Pikmin 4 лучшей частью линейки. С нетерпением будем ждать следующей встречи с очаровательными пикминами.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.