Тёмная лошадка обходит фаворита
Для настоящих спортсимов, в отличие от большинства видеоигр, фундаментом является максимальный реализм. Причём во всём – игровой механике, дизайне, правах на использование спортивных брэндов. Если речь, конечно, не идёт о какой-нибудь нелепой забаве а-ля теннис с участием персонажей вселенной Mario, но это разговор отдельный и вообще не о том. Именно в последнем из перечисленных пунктов заключена вселенская несправедливость: многие прекрасно проработанные спортсимы обречены пылиться в забвении лишь потому, что у разработчиков не было возможности залицензировать имена настоящих спортсменов и подлинные названия команд. В то время как верхушки чартов продаж надёжно оккупированы продукцией EA Sports, руководство которой давно посматривает сквозь пальцы на качество собственных ежегодных поделок. Серия Pro Evolution Soccer от Konami – в своём роде явление уникальное. Не обладая достаточным набором лицензий, японцы всё же смогли проломить стену отчуждения и создали доброе имя своему проекту, причём не только у себя на родине, но и в Европе – бесспорном центре притяжения всего, что связано с мировым футболом.
Сегодня перед нашим взором предстала Pro Evolution Soccer 5. Что тут можно сказать? Виртуальный футбол ещё никогда не был столь реалистичным. Взаимодействие моделей игроков с мячом проработано настолько тонко, что остаётся лишь удивляться, с ухмылкой вспоминая липнущую к ногам спортсменов клизму из FIFA Soccer. Пятнистый снаряд наконец-то стал именно тем, чем должен быть. Любой контакт с ним любой частью тела даёт эффект, учитывающий силу прикосновения, направление, показатели игрока, коих заложено просто уйма. Разницу в физических данных разработчики прочих футсимов декларировали давно, но только теперь получится в полной мере ощутить, насколько подвижнее невысокие крепыши, или насколько полезнее при розыгрыше стандартных положений рослые защитники.
Расписывать детали взаимодействия футболистов и тонкости тактических расстановок можно долго, но это совершенно излишне. Свести их воедино легко одной фразой: перед нами настоящий футбол. С достойным набором элементов микро-менеджмента. Со всеми сопутствующими прелестями – неточными пасами, неожиданными обрезами, фееричными залепухами в сторону облаков, роковыми рикошетами и подлинным удовлетворением от забитого гола в качестве локального хэппи-энда. К тому же ещё с погодой. Настоящим дождём, делающим мячик тяжёлым, а поле – непредсказуемым; ощутимым ветром, вносящим коррективы в хитроумные комбинации; подлинной жарой, быстро лишающей игроков сил. Кстати, о комбинациях. Всего предусмотрено три вида паса: прямой в ноги, вразрез на ход и навесной, силу которого, также как силу удара, позволяется регулировать удержанием соответствующей кнопки.
Впрочем, всё вышесказанное не стоило бы ровным счётом ничего, не будь подкреплено соответствующим оформлением. Поляна, трибуны, небо над головой – интерьер выглядит необычайно красиво. Но самое главное, конечно же, игроки. По сравнению с предыдущей частью лицензированных футболистов стало больше – шесть ведущих европейских чемпионатов практически полноценно укомплектованы. А вот клубов значительно меньше, чем хотелось бы. Полностью воплощены испанская Примера и голландская Эредивизия, в итальянской Серии А не хватает одного коллектива; из английских команд соответствуют действительности только Арсенал и Челси. Также можно найти несколько подлинников среди «команд остального мира» (нашего геймера там заинтересует разве что киевское Динамо). Приятным дополнением служит ряд полноценно укомплектованных национальных сборных ведущих мировых держав. Внешность звёздных исполнителей воспроизведена с невероятной точностью, за каждым также закреплены отличающие их в реальности особенности индивидуальной техники. Так, англичанин Уэйн Руни обладает феноменально поставленным ударом с обеих ног, а бразилец Роналдинью владеет мастерской обводкой и неповторимой пластикой.
Отмечать успехи Konami в расширении пакета лицензий приятно, но всё же следует признать: их по-прежнему мало для серьёзной конкуренции с EA. Ощущается нехватка не только многих популярных команд, но даже целых турниров, проводимых под эгидой FIFA. Исправить ситуацию при желании поможет специальный редактор. Весьма удобный, кстати, но с одним существенным недостатком – чересчур высокой прожорливостью в отношении карты памяти. Хотя это, конечно, полумеры – собственноручно восстанавливать поруганную истину полезут лишь отчаянные поклонники футбола. Явный недостаток, помимо обозначенного выше, у PES 5 всего один: плохо сбалансированная сложность. Причём порок напрямую вытекает из достоинств, являясь своего рода расплатой за ту самую реалистичность. Чтобы понять все особенности управления, разобраться в тонкостях распасовки и вывода нападающих на ударные позиции, придётся очень долго и упорно учиться. Заранее свыкнувшись с мыслью, что компьютерные оппоненты в плане командного взаимодействия намного умнее ваших подопечных, вне зависимости от того, за кого именно вы играете. Приспособиться и привыкнуть можно, но не у всякого хватит терпения, увы.
Итог подвести нетрудно. Будь Konami при полном наборе прав и лицензий, PES 5, вне всякого сомнения, заставила бы говорить о себе на всех углах. Но даже при текущем положении вещей она вызывает живой интерес у ценителей виртуального футбола, что само по себе значит достаточно много. Курс избран правильный, осталось с него не сходить.
Автор:
Neon Knight