Работа над ошибками

Оригинальная Sin & Punishment, появившаяся на свет под самый конец жизненного цикла Nintendo 64, служит прекрасным примером середняка, оказавшегося востребованным благодаря удачному стечению обстоятельств. Nintendo, в ту пору бросившая все силы на разработку GameCube, практически перестала радовать владельцев консоли убойными хитами. А уж про скролл-шутеры и прочую японскую хардкорщину, засилье которой можно было наблюдать на консолях-конкурентах, вовсе говорить не приходится – подобные игры являлись для N64 настоящей экзотикой. Таким образом, сказ про «рака на безрыбье» идеально сработал во благо проекта, смотревшегося откровенно слабым на фоне большинства предыдущих творений Treasure. Малая продолжительность, на удивление невысокая сложность и, конечно же, крайне неудобное управление, диссонирующее с раскладкой контроллера-трезубца и настойчиво требующее второго аналогового стика – всё это прошло мимо большинства игроков и рецензентов, ставивших игре неоправданно высокие оценки. Пожалуй, наиболее близкую к реальности картину обрисовал Джефф Гертсманн с веб-портала GameSpot (тот самый, которого много лет спустя попросят освободить рабочее место за написание излишне объективной рецензии на Kane & Lynch: Dead Men), поругавший игру примерно за то же самое.

Тем не менее, когда Nintendo, спустя годы, запустила на Wii сервис Virtual Console, Sin & Punishment оказалась одной из самых востребованных игр. Это побудило разработчиков для начала снабдить переиздание англоязычной локализацией, а после – задуматься о создании сиквела. Sin & Punishment: Star Successor вышел спустя два года, и знаете что? Он прекрасен. Стоит заметить, что на вторую половину 2000-х выпало немало попыток вдохнуть вторую жизнь в замшелую классику, большинство которых потерпело фиаско. Достаточно вспомнить хотя бы посредственную Nights: Journey of Dreams и совсем уж кошмарную Golden Axe: Beast Rider. Тем более удивительным смотрится тот факт, что Treasure удалось создать не только продолжение, на три головы обскакавшее оригинал, но и один из лучших образцов жанра.

Главной находкой в Star Successor стала, казалось бы, банальная возможность – летать по всему экрану. Освежите в памяти лучшие примеры, вроде Panzer Dragoon или Rez, и вы увидите одну и ту же оплошность – ограничение игрока в свободе перемещения. В оригинальной Sin & Punishment можно было только прыгать да стрейфиться. Однако с новым подходом разработчикам удалось добиться потрясающей динамики и, что немаловажно, адекватного баланса сложности. В арсенале имеется рывок в сторону, а также умение отбивать большинство снарядов при помощи клинка. Такая механика полностью избавляет геймера от проверки на прочность в виде десятка одновременно летящих в него пуль (стандартная фича скролл-шутеров, за которую многие из них окрестили bullet hell’ами, а потом вовсе списали в отдельный поджанр), но при этом заставляет пользоваться навыками с умом. В этом отношении Star Successor схожа с другим хитом от Treasure – Radiant Silvergun, где игроку сразу был доступен широкий арсенал оружия, а успех в бою зависел от умения применить ту или иную пушку в нужном месте и в нужное время.

Количество продолжений не ограничено, имеются линейка здоровья и даже чекпоинты. Однако не стоит тешить себя иллюзиями о всемогуществе – несмотря на приличную продолжительность, игра предъявляет серьезные требования к вашем мастерству – без грамотной тактики и хорошей реакции вы не продержитесь и пары уровней. О них, к слову, можно говорить очень долго и лишь в восторженных тонах. Оригинальная Sin & Punishment смотрелась достаточно технологично по меркам возможностей Nintendo 64, но вот разнообразием локаций порадовать не могла. Мрачные техногенные улицы, орды роботов на земле и в воздухе, заброшенные заводы… Сиквел выступает антиподом. Не став заострять внимание на какой-то единой стилистике, разработчики создали живописное попурри из разных миров. Каждый новый этап не похож на предыдущий и воспринимается словно путешествие в другую игру. Казалось бы, ещё десять минут тому назад мы сносили головы киборгам на заводе, а теперь уже любуемся прудом в лесу. Настоящим откровением, пожалуй, стал подводный мир и населяющие его создания. Складывается ощущение, будто в Treasure на секунду позабыли о том, что делают шутер, а не ролевую игру. Это прекрасно вдвойне, ведь индустрия получила чуть ли не самый колоритный проект на заданную тему, а владельцы Wii – одну из самых красивых игр. В том числе в технологическом плане.

В Sin & Punishment: Star Successor всё как с иголочки. Сколько ни пытайся искать изъяны, в итоге всё равно остаёшься с носом. Разве что отсутствие полноценного мультиплеера (управление одним персонажем с двух геймпадов – скорее, чья-то шутка, нежели коллективная игра) может немного расстроить. Данный просчёт удивлял ещё во времена N64, а сейчас так и подавно – неужели наличие второго игрока могло бы пагубным образом сказаться на концепции? Но даже с таким досадным просчётом Star Successor остаётся потрясающей игрой, опробовать которую обязан каждый владелец консоли от Nintendo.


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко