Воспоминания о бунте
Шокирующий эксперимент: боевик без единой погони и полноценной перестрелки, психологический триллер, наполовину состоящий из разговоров. Нелинейный сюжет, где настоящее прерывается внушительными кусками из прошлого. И всё это при смешном бюджете в 1 миллион 200 тысяч долларов. Несмотря на столь необычный подход, «Бешеные Псы» оказали огромное влияние на киноиндустрию девяностых, а сценарист фильма, режиссёр, один из актёров и продюсеров Квентин Тарантино впоследствии стал по-настоящему культовой личностью.
Сейчас уже трудно понять, насколько смелой была эта кинолента для своего времени. Открытый плевок в устои жанра и общества – Тарантино не постеснялся сделать акцент на раскрытии глубоко аморальных характеров персонажей в ущерб действию. Потрясающе поставленные диалоги полностью восполняют пробелы видеоряда: не видя самого ограбления ювелирного магазина, мы знаем о нём всё до мельчайших подробностей. Притом, что большая часть событий разворачивается в одном и том же месте (в помещении заброшенного склада, где собрались выжившие после не совсем удачного налёта бандиты), зритель получает полное представление о предыстории и психологическом портрете каждого из «разноцветных» гангстеров. Но даже это не помогает сориентироваться в собственных симпатиях. Здесь попросту нет центрального персонажа – неподготовленный человек не знает, кому сопереживать! Зато есть постоянное напряжение, тонко подобранный саундтрек, море циничного чёрного юмора и отборнейшего мата. Концепция получила развитие в эпохальном блокбастере «Криминальное Чтиво», но сами «Псы» долгое время оставались недооценённым творением.
Герои нашего времени
За два десятка лет, минувших с момента выхода ленты в видеопрокат, изменилось многое. В том числе случилась эволюция пристрастий публики. Отражение этой эволюции в видеоиграх проявляется настолько ярко, что не заметить тенденции сложно при всём желании. Плохие парни давно и прочно вошли в моду, многие из них стали кумирами молодёжи, вытеснив на обочину однобоко развитых положительных персонажей. Встреченные с осторожным любопытством и недоумением в далёком 1992 году, тарантиновские типажи органично вписались в картину современного восприятия. Причём сценаристам проекта не пришлось ничего выдумывать, вплетать в повествование «левого» героя или дописывать предисловие – игроку нужно всего лишь поочерёдно примерить роль каждого из участников ограбления и узнать во всех подробностях их путь от места преступления до того самого склада, где случилась развязка. То, что оставалось за кадром раньше, перестаёт быть тайной теперь. Разве вам никогда не хотелось узнать, как именно погиб Мистер Синий? Или своими глазами посмотреть на то, какую кровавую баню устроил Мистер Блондин? Это, а также множество других моментов, упомянутых ранее вскользь, стало возможным изведать во всех интригующих подробностях.
Игра служит своеобразным дополнением к фильму и нередко напрямую пересекается с его событиями. В предваряющих и завершающих миссии роликах даже обыграны диалоги из картины – наблюдать знакомые сцены в исполнении виртуальных актёров занимательно, несмотря на слабое визуальное сходство 3D-моделей с прототипами. Сохранён также оригинальный саундтрек, помогающий воссоздать самобытную атмосферу первоисточника. Единственный повод для огорчения заключается в том, что из числа снимавшихся артистов привлечь к сотрудничеству и озвучке удалось только Майкла Мэдсена, на счету которого блестяще сыгранный Мистер Блондин. Удивляться тут нечему – остальные с индустрией электронных развлечений никак не связаны, тогда как Мэдсен давно здесь свой человек: его голосом, в частности, разговаривают Тони Чиприани из Grand Theft Auto III и Таннер из Driv3r.
Насыщенные антракты
Прохождение состоит из полутора десятков эпизодов, не связанных напрямую между собой. Содержание миссий легко предугадать – каждого гангстера необходимо провести из одной точки в другую (пешком или на машине), уложив по дороге побольше полицейских. Звучит слишком просто, на деле всё немного сложнее. Путь предельно насыщен стражами порядка, среди них встречаются и простаки-патрульные, и экипированные по последнему слову техники спецназовцы. Лобовая атака, как правило, не сулит ничего, кроме скоропостижной гибели. Ситуацию выправляют мирно пасущиеся в зоне боевых действий гражданские лица, лёгким движением руки превращающиеся в заложников. Варианты взаимодействия с ними разнообразны. Можно прикрыться живым щитом и спокойно гулять перед копами, либо приказать пугливому зеваке выполнить какое-нибудь простое действие. Полицейские, видя невинных жертв с дулом у виска, тоже становятся тихими и сговорчивыми, добровольно кладут на пол оружие и перестают нести угрозу. Впрочем, стоит зазеваться и упустить инициативу, как они тут же возьмутся за старое. Вне зависимости от того, кем именно из членов банды вы руководите в текущий момент, набор умений и навыков не меняется. В качестве суперприёма преподнесено slow motion, для активации которого нужна заполненная до краёв шкала «адреналина», энергия в которой прибавляется по мере расправ над врагами.
Блюстители закона умеют использовать укрытия и поднимать тревогу, но в целом умом не блещут и как-то уж слишком бесстрашно подставляются под пули. Если прибавить к этому далеко не самый богатый арсенал и однотипность миссий, картина становится немного грустной. Разнообразие приходится добывать самостоятельно – экспериментировать с различными образцами оружия, устраивать жестокие шалости с заложниками, искать бонусные папки с материалами для раздела «Галерея». А самое главное – следовать определённой логике поведения. Чем больше невинных прохожих пострадает от ваших пуль, тем выше вероятность получить статус «психа» при подсчёте достижений. В обратном случае маячит перспектива обрести почётное звание «профессионала». Наглядная материализация беседы Харви Кейтеля со Стивом Бушеми накануне возвращения Блондина. Вся эта будничная суета достойно (а главное – своевременно) разбавляется лихими заездами на изрядно поношенных автомобилях, в присутствии большого количества полицейских джипов. Здесь на передний план выходит расторопность, умение ориентироваться в пространстве и отстаивать не только себя, но в некоторых случаях и оказавшихся рядом подельников. Достоинства и изъяны отвечающего за гоночный сегмент «движка» лучше оставить за скобками во избежание душевных ран – столь беспомощную и перекошенную «физику» в автосимуляторах доводится видеть редко, благо что игра в целом не о том и излишний реализм ей ни к чему.
Но всё-таки реализм реализму рознь. Перенести насилие и цинизм в виртуальное пространство удалось настолько хорошо, что в ряде западных стран против детища студии Volatile Games развернулась целая цензурная кампания. В Австралии и Новой Зеландии игра вовсе не прошла рейтинговые инстанции. Их можно понять – кое-где разработчики действительно перегнули палку даже сильнее, чем сам Тарантино. Хорошо, что ещё хоть кто-то этим возмущается…
Автор:
Лейтенант Мелвилл, герой англо-зулусской войны