Сафари

Принято считать, что Resident Evil 4 была игрой очень хорошей. Одной из лучших. Что благодаря четвёртой части сериал сделал шаг вперёд, не потерялся на фоне других представителей жанра, окреп и обрёл вторую жизнь. Так оно и было на самом деле. Но жизнь ушла вперёд, а Синдзи Миками ушёл из Capcom; над судьбой эпопеи снова стала затягиваться пелена неизвестности. Теперь она на какое-то время развеяна. Спустя четыре года после триумфа RE 4 издательство презентует следующую номерную главу, очевидно, рассчитывая повторить успех. Оптимистические прогнозы сбываются: продажи Resident Evil 5 превосходят продажи нового альбома U2, счастливые геймеры неустанно делятся впечатлениями в своих блогах и на форумах, авторитетные печатные издания не скупятся на высокие оценки. Так ли всё безоблачно и есть ли основания без опаски смотреть в будущее серии?

Примечательно, что в новой RE нашлось воплощение всем обещаниям разработчиков. Когда представители Capcom нахваливали графику, складывалось ощущение, будто это дежурные комментарии – мол, все так говорят. Оказалось, что не врали. Когда говорили, что Шева Аломар понравится игрокам и станет не просто персонажем второго плана, но важной и запоминающейся героиней, никто и подумать не мог, что без её участия и правда не обойдется буквально ни одна сцена. Примечательно и то, что ни одно из нововведений RE 5 нельзя назвать непредсказуемым, невероятным, нелогичным. Судите сами: напарники были раньше, только роли им отводились эпизодические; абсурдный сюжет смело можно считать фирменной чертой, а скачущий на манер Нео из «Матрицы» Вескер должен восприниматься не иначе, как ультрамодный злодей, каких сегодня любят и ценят. При всём своём коммерческом успехе, пятая часть пока остаётся проектом, который не только отвечает на вопросы, но и задаёт много новых.

 

Радость на двоих

Представьте себе Resident Evil 4, но в солнечной Африке. Вы – сначала в образе Криса, а затем (если захотите испытать кооперативный режим, то сразу) в лице креолки Шевы Аломар – прогуливаетесь по местной деревушке, удивляетесь странному поведению аборигенов и, в общем, просто идёте вперёд до домика, с которого начнётся экшен. Мирные жители перевоплощаются в кровожадных монстров, умеющих стрелять, кататься на мотоциклах и водить грузовики; пребывание на самом жарком континенте становится не совсем комфортным – то и дело приходится в кого-то палить, прыгать через пропасти и разбивать горшочки, хранящие в себе деньги или патроны.

Если ваша консоль не подключена к Интернету, то имеет смысл позвать в гости друга и доверить ему второй джойпад, иначе придётся привыкать к особенностям выживания в компании новой напарницы. Она, в целом, дама сообразительная: бегает быстро, стреляет метко, патронами делится и целебные растения смешивать умеет. Другое дело, что знает только две команды – атаковать и защищать, не представляет, с какими противниками нужно разбираться при помощи дробовика, а на каких хватит и простого пистолета, и до последнего жмёт те самые растения. И умирает. Умирает часто, позорно, нелепо, но – умирает, а её смерть означает game over. Отказаться от помощницы нельзя. Каждая сюжетная сцена, каждый эпизод, каждый уровень рассчитан на совместное прохождение, в котором Шева принимает посильное участие. Головоломки (вернее, то, что от них осталось) теперь тоже решаются с её помощью. Время от времени герои ненадолго оставляют друг друга в одиночестве – иногда напарнице требуется достать ключ или что-нибудь нажать в комнате, куда Крису хода нет. Особого разнообразия в геймплей это не вносит, благо разлука обычно длится не дольше двух минут.

Боссы являются, наверное, единственным моментом, где командная игра не столь важна. Для победы над ними часто требуется просто нанести определенный урон, а кто будет героем и как он себя проявит, значения уже не имеет. В остальном мультиплеер – главная тема нового Resident Evil. Его навязывают во время прохождения одиночного режима, он необходим для успеха в мини-игре Mercenaries, наконец, он же является DLC. За 400 Microsoft Points вы можете добавить в игру ещё немного мультиплеера, а именно Versus-режим, позволяющий стрелять друг в друга, друг с другом в зомби или друг в друга и ещё в зомби, которые, на самом деле, «зомби» тоже уже давно не являются.

Сетевой мультиплеер сделан великолепно. Подтормаживания, лаги и вылеты случаются редко, а если происходят, то виной тому обычно проблемы с соединением у самих пользователей. Другое дело, что благодаря структуре прохождения Resident Evil 5 с трудом воспринимается как цельная игра – скорее, как набор миссий, в перерывах между которыми показывают красивые и не очень заставки «на движке», дают прокатиться на джипе по саванне и на моторной лодке по болотам. Пройдя несколько уровней, вы в любой момент сможете перепройти их в произвольном порядке, взять какие-нибудь сокровища для последующей продажи в магазине, и выйти – содержимое инвентаря будет предложено сохранить. Далее, продав ценности и купив много дешёвых спреев (которые лечат все болезни), а также новое оружие или заряды для гранатомета, дозволено вернуться к новой главе. Говорить о цельном восприятии после такого невозможно.

 

Нехватка острых ощущений

Играть одному или в компании – решать вам. Можно даже включить возможность кооперативного прохождения с живым напарником, но игнорировать его просьбы присоединиться к игре. Почему? Потому что для этого требуется перезапустить уровень с ближайшего чек-поинта. А поскольку игра короткая и насыщенная экшен-сценами, прерывать её не очень хочется. Тем более, со временем выясняется, что какой бы неуклюжей Шева ни была, под руководством компьютера она всё же более полезный боец, чем в руках случайного американского школьника. Поскольку инвентарь был модернизирован ещё в четвёртой части и больше не хранит ключи и другие «квестовые» предметы, появляется возможность нагружать запасного героя базуками, дробовиками и автоматами на выбор. Хорошая ли это замена кейсу? Девять ячеек на каждого поначалу ощущаются очень туго, но потом начинаешь понимать, зачем это сделано. Оружия получается носить больше, патронов и медицины – меньше. «Стволы» выгоднее распределять так, чтобы не отнимать друг у друга боезапас. Крайне своеобразный, но вполне здоровый баланс, надо немного привыкнуть.

Оружие поддаётся апгрейду, однако на первых двух уровнях сложности никакой необходимости в этом не ощущается. Трудности бывают, но очень редко, и в основном они связаны с неуклюжестью напарницы. Человекообразные противники не радуют разнообразием, меняется только их внешний вид и оружие. Сначала Крис отбивается от обезумевших мирных граждан, затем от одичавших аборигенов, а после и вовсе от солдат, вооружённых базуками и дубинками-шокерами. С монстрами ситуация тоже неоднозначная. Здешний «лизун» – слеп и беспомощен сам по себе, зато появляется в компании двух десятков себе подобных. Встречаются также полюбившиеся многим геймерам собачки с тентаклями, среди основной массы противников тоже немало знакомых типажей. Парни с замотанной головой и бензопилой в руках, к примеру, метатели динамитных шашек… Пожалуй, в данном аспекте авторам стоило пофантазировать – сеттинг сменился радикально, а противники через одного знакомые.

Боссы из всех противников получились хуже всего. Они поголовно страдают одним изъяном – у каждого из них есть ярко выраженное слабое место, в которое и нужно бить. Иногда приходится выдумывать, как до этого места добраться, но и это в лучшем случае незатейливая задачка на внимательность. Ну не просто же так вот на этой милой полянке раскидана куча мин? И прочее в том же духе. Весь бой превращается в цикличное повторение одинаковых телодвижений. После того великолепия и разнообразия, которое случилось в четвёртой главе, смотрится крайне обескураживающе. Не хватает ещё одного элемента – локальных квестов. Нет ничего похожего на осаду в доме или гонку на вагонетках, остались только примитивные операции прикрытия напарника из снайперки, да уже поминавшийся заезд на джипе по саванне. Хорошо, но чертовски мало.

Resident Evil 5 можно пройти за вечер. Если не гнать вперёд, то за два. Затем вам предложат собрать все эмблемы BSAA, но для этого не обязательно проходить весь путь сначала – достаточно загрузить уровень, найти эмблему и выйти. Новые локации для Mercenaries открываются только после получения определённого ранга за покорение сюжетных эпизодов. Новых персонажей для Versus-режима требуется покупать на внутриигровую валюту, равно как и фигурки героев, которые в специальном меню позволяется вертеть и рассматривать вблизи. Всё это, конечно, задерживает на более долгий срок у экрана, но… Пятый эпизод, судя по всему, окончательно расколет фанатский лагерь. Те, кто восторгался ранними частями, наверняка придут в шок от финальной сцены (спойлер: Крис мутузит огромный валун, как Рю из Street Fighter, чтобы расчистить путь до Шевы). Это апофеоз дистанцирования от всего, что когда-то ассоциировалось с понятием Resident Evil.


Автор:

Евгений «DEziG» Закиров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.