Сафари

Принято считать, что Resident Evil 4 была игрой очень хорошей. Одной из лучших. Что благодаря четвёртой части сериал сделал шаг вперёд, не потерялся на фоне других представителей жанра, окреп и обрёл вторую жизнь. Так оно и было на самом деле. Но жизнь ушла вперёд, а Синдзи Миками ушёл из Capcom; над судьбой эпопеи снова стала затягиваться пелена неизвестности. Теперь она на какое-то время развеяна. Спустя четыре года после триумфа RE 4 издательство презентует следующую номерную главу, очевидно, рассчитывая повторить успех. Оптимистические прогнозы сбываются: продажи Resident Evil 5 превосходят продажи нового альбома U2, счастливые геймеры неустанно делятся впечатлениями в своих блогах и на форумах, авторитетные печатные издания не скупятся на высокие оценки. Так ли всё безоблачно, есть ли основания без опаски смотреть в будущее серии?

Примечательно, что в новой RE нашлось воплощение всем обещаниям разработчиков. Когда представители Capcom нахваливали графику, складывалось ощущение, будто это дежурные комментарии – мол, все так говорят. Оказалось, что не врали. Когда говорили, что Шева Аломар понравится игрокам и станет не просто персонажем второго плана, но и важной запоминающейся героиней, никто подумать не мог, что без её участия не обойдется буквально ни одна сцена. Примечательно, что ни одно из нововведений RE 5 нельзя назвать непредсказуемым, невероятным, нелогичным. Судите сами: напарники были раньше, только роли им отводились эпизодические; абсурдный сюжет смело можно считать фирменной чертой, а скачущий на манер Нео из «Матрицы» Вескер должен восприниматься не иначе, как ультрамодный злодей, каких сегодня любят и ценят. При всём своём коммерческом успехе, пятая часть пока остаётся хитом, который не только отвечает на вопросы, но и задаёт много новых.

 

Радость на двоих

Представьте себе Resident Evil 4, но в солнечной Африке. Вы – сначала в образе Криса, а затем (если захотите испытать кооперативный режим, то сразу) в лице креолки Шевы Аломар – прогуливаетесь по местной деревушке, удивляетесь странному поведению аборигенов и, в общем, просто идёте вперёд до домика, с которого начинается экшен. Мирные жители перевоплощаются в кровожадных монстров, умеющих стрелять, кататься на мотоциклах и водить грузовики; пребывание на самом жарком континенте становится не совсем комфортным – то и дело приходится в кого-то палить, прыгать через пропасти и разбивать горшочки, хранящие в себе деньги или патроны.

Если ваша консоль не подключена к Интернету, то имеет смысл позвать в гости друга и доверить ему второй джойпад, иначе придётся привыкать к особенностям выживания в компании новой напарницы. Она в целом дама сообразительная: бегает быстро, стреляет метко, патронами делится и целебные растения смешивать умеет. Другое дело, что знает только две команды: атаковать и защищать, не представляет, с какими противниками нужно разбираться при помощи дробовика, а на каких хватит простого пистолета, а заодно транжирит почём зря те самые растения. И умирает. Умирает часто, позорно, нелепо, но – умирает, а её смерть означает game over. Отказаться от помощницы нельзя. Каждая сюжетная сцена, каждый эпизод, каждый уровень рассчитан на совместное прохождение, в котором Шева принимает посильное участие. Головоломки (вернее, то, что от них осталось) тоже решаются с её помощью, в духе приснопамятного Resident Evil Zero. Время от времени герои ненадолго оставляют друг друга в одиночестве – иногда напарнице требуется достать ключ или что-нибудь нажать в комнате, куда Крису хода нет. Особого разнообразия в геймплей это не вносит, благо разлука обычно длится не дольше двух минут.

Пожалуй, только в поединках с боссами командная игра не столь важна. Для победы над ними требуется просто нанести определённый урон, а кто станет героем, как именно он себя проявит – значения не имеет. В остальном мультиплеер – главная тема нового Resident Evil. Его навязывают во время прохождения одиночного режима, он необходим для успеха в мини-игре Mercenaries, наконец, он же является DLC. За 400 Microsoft Points вы можете добавить в игру ещё немного мультиплеера, а именно Versus-режим, позволяющий стрелять друг в друга, друг с другом в зомби или друг в друга и ещё в зомби, которые, на самом деле, «зомби» тоже уже давно не являются.

Сетевой мультиплеер сделан великолепно. Подтормаживания, лаги и вылеты случаются редко, а если происходят, то виной тому обычно проблемы с соединением у самих пользователей. Другое дело, что благодаря структуре прохождения Resident Evil 5 с трудом воспринимается как цельная игра – скорее, как набор миссий, в перерывах между которыми показывают заставки «на движке», дают прокатиться на джипе по саванне и на моторной лодке по болотам. Пройдя несколько уровней, вы в любой момент сможете перепройти их в произвольном порядке, взять какие-нибудь сокровища для последующей продажи в магазине, и выйти – содержимое инвентаря будет предложено сохранить. Далее, продав ценности и купив много дешёвых спреев (которые лечат все болезни), а также новое оружие или заряды для гранатомета, дозволено вернуться к новой главе. Говорить о цельном восприятии после такого невозможно.

 

Нехватка острых ощущений

Играть одному или в компании – решать вам. Можно даже включить возможность кооперативного прохождения с живым напарником, но игнорировать его просьбы присоединиться к игре. Почему? Потому что для этого требуется перезапустить уровень с ближайшего чек-поинта. А поскольку игра короткая и насыщенная экшен-сценами, прерывать её не очень хочется. Тем более, со временем выясняется, что какой бы неуклюжей Шева ни была, под руководством компьютера она всё же более полезный боец, чем в руках случайного американского школьника. Поскольку инвентарь был модернизирован ещё в четвёртой части (он больше не хранит ключи и другие «квестовые» предметы), появляется возможность нагружать запасного героя базуками, дробовиками и автоматами на выбор. Хорошая ли это замена исчезнувшему кейсу? Девять ячеек на каждого поначалу ощущаются очень туго, но потом начинаешь понимать, зачем это сделано. Оружия получается носить больше, патронов и медицины – меньше. «Стволы» выгоднее распределять так, чтобы не отнимать друг у друга боезапас. Крайне своеобразный, но вполне здоровый баланс, надо немного привыкнуть.

Оружие поддаётся апгрейду, однако на первых двух уровнях сложности никакой необходимости в этом не ощущается. Трудности бывают, но очень редко, в основном они связаны с неуклюжестью напарницы. Человекообразные противники не радуют разнообразием, меняется только их внешний вид и оружие. Сначала Крис отбивается от обезумевших деревенских мужиков, затем от одичавших аборигенов, а ближе к финалу от солдат, вооружённых базуками и дубинками-шокерами. Схема буквально повторяет четвёртую главу. С монстрами ситуация тоже неоднозначная. Вернувшиеся из далёкой второй части «лизуны» слепы и беспомощны сами по себе, зато появляются большой оравой из двух десятков себе подобных. Встречаются также полюбившиеся многим геймерам собачки с тентаклями и мутировавшие люди с отростками из шеи. Парни с замотанной головой и бензопилой в руках, метатели динамитных шашек – тоже в строю. Даже один El Gigante нарисовался, он-то здесь с какой стати? Пожалуй, в данном аспекте авторам стоило пофантазировать – сеттинг сменился радикально, а противники сплошь знакомые.

Боссы получились хуже всего. Они поголовно страдают одним изъяном – у каждого из них есть ярко выраженное слабое место, в которое нужно бить. Иногда приходится выдумывать, как до него добраться, но это в лучшем случае незатейливая задачка на внимательность. Ну не просто же так вот на этой милой полянке раскидана куча мин? Прочее в том же духе. Если уж совсем потеряетесь, компьютерная Шева подскажет – она всегда стреляет, куда надо. Весь бой превращается в цикличное повторение одинаковых телодвижений. После великолепия и разнообразия четвёртой главы смотрится крайне обескураживающе. Не хватает ещё одного элемента – локальных эвентов. Практически нет ничего похожего на осаду в доме или гонку на вагонетках, остались только примитивные операции прикрытия напарника из снайперки, да уже поминавшийся заезд на джипе по саванне. Хорошо, но чертовски мало.

Resident Evil 5 можно пройти за вечер. Если не гнать вперёд, то за два. Затем вам предложат собрать все эмблемы BSAA, но для этого не обязательно проходить весь путь сначала – достаточно загрузить уровень, найти эмблему и выйти. Новые локации для Mercenaries открываются только после получения определённого ранга за покорение сюжетных эпизодов. Новых персонажей для Versus-режима требуется покупать на внутриигровую валюту, равно как фигурки героев, которые в специальном меню позволяется вертеть и рассматривать вблизи. Всё это, конечно, задерживает на более долгий срок у экрана, но… Пятый номерной выпуск, судя по всему, окончательно расколет фанатский лагерь. Те, кто восторгался ранними частями, наверняка придут в шок от финальной сцены (спойлер: Крис мутузит огромный валун, как Рю из Street Fighter, чтобы расчистить путь до Шевы). Это апофеоз дистанцирования от всего, что когда-то ассоциировалось с понятием Resident Evil.


Автор:

Евгений «DEziG» Закиров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.