Игровой сериал становится по-настоящему культовым, когда внимание публики к нему выходит за пределы собственно видеоигр. Истинным поклонникам всегда мало. Им мало пятидесяти часов геймплея очередной главы, потраченных на изучение всех её секретов. Им мало вороха статей в прессе и километровых обсуждений в сетевых форумах. Любимая игра должна быть частью жизни, она всегда должна быть рядом в той или иной форме. Resident Evil сегодня полностью соответствует этим требованиям, будучи воплощён в кино, литературе и разнообразнейшем мерчендайзе. О фильмах по мотивам RE мы уже поговорили, теперь рассмотрим другие аспекты нашей любимой вселенной.

 

Глаголом жечь сердца людей

Литературные изыски на тему Resident Evil начались в канун выхода «сатурновской» версии первой части. Именно тогда, летом 1997-го, вышел большой сборник The True Story Behind Biohazard, первой частью которого была новелла Biohazard: The Beginning, речь в которой шла о событиях накануне инцидента в Арклейских горах. Примерно год спустя англоязычная публика смогла оценить произведение Хироюки Ариги уже под локализованным названием Resident Evil: The Book. К сожалению, остальное содержание книжки, включая подробное интервью Синдзи Миками, так и осталось без официального перевода. В 1998 году другой автор Кю Асакура при поддержке сценариста Resident Evil 2 Нобору Сугимуры написал рассказ The Wicked North Sea, события которого отчасти перекликались с сюжетом Gun Survivor – дело также происходило на неком острове, где корпорация Umbrella стругала биологическое оружие. В 2002 году в Японии был проведён литературный конкурс, победителя которого Capcom наградила официальным изданием его фанфика. Так никому не известный парень Сюрен Кимура вошёл в историю сериала в качестве автора новеллы To the Liberty. Ещё одним счастливчиком в другом конкурсе оказался некто Тадаси Аизава, рассказ которого Rose Blank также был выпущен в свет. Обе книги на английском языке не издавались.

Об американской читающей публике в Capcom вовсе не забыли. Наоборот, для неё была написана целая серия рассказов и официальных новеллизаций, лицензированным автором которых стала известная писательница Стефани Данелл Перри. Она специализируется как раз на превращении популярных кино- и игровых вселенных в новеллы и романы (до того в её послужном списке значились произведения из цикла «Чужие»). Стефани в довольно сжатые сроки наваяла пачку увлекательных историй, основанных по большей части на событиях вышедших игр, но содержащих также оригинальные сюжетные ходы. Их наличие, кстати, порой не вполне уместно: некоторые работы Перри вышли до приквелов и римейков, в связи с чем сюжеты несколько отличаются от сценариев появившихся позже игр. Всего же вышло семь книг. Первая, The Umbrella Conspiracy (1998), повествует о событиях оригинального Resident Evil. Затем были изданы: Caliban Cove (1998), где рассказывается о приключениях Ребекки Чемберс на неком таинственном острове; City of the Dead (1999), пересказ Resident Evil 2; Underworld (1999), самодельный сюжет, где Клэр, Ребекка и Леон пытаются побороть корпорацию Umbrella; Nemesis (2000), новелла по следам Resident Evil 3: Nemesis; Code Veronica (2001), вольное переложение Resident Evil Code: Veronica; и, наконец, Zero Hour (2004), запоздалое переосмысление Resident Evil Zero. Творчество Стефани Перри легко доступно в сети, некоторые книги даже переведены на русский язык энтузиастами. При этом качество переводов вовсе даже не «любительское» – читать можно смело, не боясь сломать себе мозг. Отработав контракт с Capcom, госпожа Перри переключилась на «Стар Трек» и больше к зомби-эпопее не возвращалась.

Свято место, конечно же, надолго пустым не осталось – олитературивание сериала продолжилось и после ухода Стефани Перри; правда, теперь в центре внимания оказалась киноэпопея с Милой Йовович. Четыре из пяти фильмов получили одноимённые книжные издания, а именно: Genesis, Apocalypse, Extinction и Retribution. Автором первых трёх стал большой спец по новеллизации голливудских баек Кейт Де Кандидо, писавший ранее, в частности, по вселенной всё того же «Стар Трека» (забавное совпадение). Четвёртый рассказ сочинил Джон Ширли, более известный как телевизионный сценарист. Параллельно с этим японский автор Осаму Макина накатал собственную версию Genesis, а несколько лет спустя, в 2007-м, выдал двухтомник Biohazard: The Umbrella Chronicles по мотивам понятно какой игры. Официального перевода его работ на английский язык не последовало. В середине нулевых также бурно развивались несколько тематических комиксов, не снискавших широкой известности. Выпускавшая их компания Wildstorm в 2010 году обанкротилась. А в конце 2015-го в Японии вышла восемнадцатитомная манга художника Наоки Серидзавы под названием Biohazard: Heavenly Island, главной героиней которой стала Клэр Редфилд.

К концу нулевых букинистическая активность Capcom пошла на убыль. От прямых пересказов видеоигр боссы компании постепенно отказались, а вот расширять виртуальную вселенную новыми сюжетами продолжили. Самым ярким событием последних лет стал цикл из пяти книг японского автора Наоки Серидзавы, объединённых общим заголовком The Marhawa Desire. Утечка вируса на этот раз приключилась в элитной сингапурской школе Маргава, куда поочерёдно съехались сперва неизвестные, затем сплошь звёздные борцы с биоорганической угрозой. Новые эпизоды выходили с разницей в пару месяцев на рубеже 2014-2015 годов. А сразу же после этого, летом 2015-го, на свет появился документальный проект Resident Evil Revelations: Official Complete Works, где подробно рассказано о создании означенного в названии хита. Почти все страницы там занимают оригинальные концепт-арты, поэтому книгу нужно не столько читать, сколько рассматривать. Больше официальных изданий пока не было. Писать о фанатском творчестве мы не станем, поскольку его объём слишком велик даже для изучения в рамках спецвыпуска. Отметим лишь, что Capcom постоянно держит руку на пульсе ситуации и поддерживает народные инициативы устроением различных писательских конкурсов.

 

Звучанье сладостное муз

Японская аудитория любит не только читать беллетристику по мотивам любимых игр, но и слушать саундтреки к ним. Со временем музыка из видеоигр превратилась в самостоятельный жанр, популярный во всём мире, однако на островах к нему относятся с особым трепетом и любовью. Если на западе коллективы, исполняющие задорные мелодии из популярных хитов, это нечто нарочито легкомысленное и, как правило, исполненное в подростково-панковском антураже (независимо от возраста самих исполнителей, которым может быть глубоко за сорок), то у японцев всё на полном серьёзе, с пафосом и профессиональными музыкантами. Достаточно вспомнить знаменитого Нобуо Уемацу, гастролирующего по всему миру с симфоническим оркестром. Кроме того, японские игровые издательства любят заключать контракты с известными исполнителями, имена которых дают дополнительную рекламу. В общем, этот сегмент рынка там развит и даже немного гипертрофирован. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у себя на родине музыка из Resident Evil тоже стала особо востребованным товаром. Кое-что перепало и западным поклонникам.

Масами Уэда написал большую часть композиций к трём главам серии на PS one. Под его же чутким надзором вышли все три официальных саундтрека. Точнее, четыре – ко второй части пластинка выходила дважды, второй раз с подзаголовком Complete Track. Но главным подарком для фанатов стал грандиозный сборник, датированный 1999 годом. На диск Biohazard Orchestra вошли двенадцать композиций, надёрганных из всех частей классической трилогии и исполненных вживую Новым Японским Филармоническим Оркестром. Пластинка получилась очень атмосферной. Сохранив гнетущее настроение первоисточника, филармонисты вдохнули в композиции более живое и самостоятельное восприятие. Мелодии не вызывают каких-то конкретных воспоминаний о пройденных эпизодах игр, а погружают в пережитое ранее ощущение неизбежной катастрофы. Работу высоко оценили даже американские слушатели.

На рубеже веков Масами Уэда сериал покинул. OST для Code: Veronica написали сразу трое его последователей, ни один из которых участия в аранжировке ранних частей не принимал. Как и переработанный геймплей, звучание «Вероники» получилось заметно обновлённым: менее грандиозным, но более агрессивным. Фортепьянные партии остались всё таким же заметным украшением на фоне ритмичных и слабо запоминающихся мелодий из экшеновых эпизодов. Ещё более напористой и бестолковой оказалась музыка в приквеле Resident Evil Zero. В качестве отдельного альбома её выпускать не стали. Зато порадовали публику пластинкой Biohazard Outbreak Original Soundtrack 2004 года выпуска. Блестящую работу проделал композитор Акихико Мацумото, широко известный японским телезрителям. Его мелодии разнообразны по стилистике, но при этом выдерживают нужную эстетику и легко воспринимаются отдельно от игры как самостоятельное творение, чего нельзя было сказать про ту же самую «Веронику».

Запоминающимся получился саундтрек к четвёртой части. Творческий дуэт Сусаки Учияма и Мисао Сембонги реализовал свою задумку вразрез тому, что вложил в содержание игры Синдзи Миками. Режиссёр поставил великолепную чернушную комедию с многочисленными отсылками к современной поп-культуре, тогда как музыка передаёт атмосферу каноничного хоррора. От некоторых мелодий натурально стынет кровь в жилах и расползаются мурашки. Судя по всему, некоторые треки писались ещё для той версии хита, в которой Леон сражался против некоего мистического существа. Не обошлось без пафосных симфонических вставок – местами игра звучит как Castlevania и ничуть от этого не страдает, скорее даже наоборот. Помимо собственно музыки, в оригинале к диску прилагался 48-страничный буклет, в котором авторы подробно описывали свои творческие изыскания. Увы, ничем подобным не смог обрадовать альбом Biohazard 5 Original Soundtrack 2009 года. Зато, в отличие от предыдущих, его сразу же и без купюр выпустили в США, где он успешно пошёл на дно. Кстати, несмотря на название, вроде как убеждающее нас в оригинальности контента, на диск попали только студийные версии композиций. Оркестровые вещи вышли позже на альбоме Biohazard 5 Selection Track.

По-своему интересным оказался саундтрек из двух частей цикла Chronicles на Wii. На пластинку Biohazard: The Umbrella Chronicles Original Soundtrack вошли композиции за авторством Масафуми Такады и Юна Фукуды из авангардистской студии Grasshopper Manufacture, с которой прежде в качестве сценариста сотрудничал Синдзи Миками. Эдакое алаверды, хотя Миками к тому моменту в Capcom уже не было. А вот к Biohazard: The Darkside Chronicles Original Soundtrack в качестве авторов указано с десяток людей, включая маэстро Масами Уэду, который тоже давно покинул родную гавань. Отгадка простая – мелодии позаимствованы из ранних частей и переаранжированы. Напоследок стоит упомянуть ещё пару изданий. В 1998 году скандально известный Мамору Самураготи наваял эпический альбом Biohazard: Symphony Op. 91: Crime and Punishment. По утверждениям автора, в момент написания этой нетленки и последующих произведений он страдал полной глухотой, однако, как выяснилось уже в 2013 году, недуг он себе выдумал, а существенную часть музыки вместо него всё это время писали другие люди. Диск, тем не менее, послушать стоит, интересные вещи на нём есть. А в 2005 году на полки музыкальных магазинов отправилась компиляция Biohazard Sound Chronicle: Best Track Box – огромная шестидисковая нарезка лучших треков из вышедших на тот момент эпизодов сериала. Официальные саундтреки выходят также к фильмам с Милой Йовович и мультфильмам анимационной студии Capcom, но этой темы касаться не станем.

 

И в руках подержать

Мерчендайз по вселенной Resident Evil крайне разнообразен. В первую очередь это, конечно же, бессчётные коллекции экшен-фигурок, как посвящённые целым играм сериала, так и отдельным героям. Не миновала участь сия и Милу Йовович, которую куклоделы замоделировали в самых изощрённых позах. Стругают статуэтки, не покладая рук, такие гиганты индустрии, как NECA, Hot Toys, и ещё с десяток брэндов калибром поскромнее. Отдельный шик – моделирование оружия, которым в играх пользовались персонажи. В сети долгие годы кипят нешуточные баталии на тему того, правильно или неправильно стреляют те или иные «пушки», и насколько оправданной является ступенчатая градация убойной силы, разделяющая «стволы» на крайне условные классы «пистолет», «шотган» и «магнум». Бизнесмены этими спорами не заморачиваются, они просто делают абсолютно правдоподобные копии игрового инвентаря, а фаны всё это дело жадно скупают. Некоторые модели приспособлены для страйкбола, так что желающие могут побегать друг за другом с «люгерами» или «дезерт иглами» наперевес. Правда, как водится, все эти радости доступны в первую очередь для своей публики, заокеанским поклонникам купить продукцию Tokyo Marui намного сложнее. Но это вопрос желания и денег.

А вот купить какие-нибудь аксессуары с символикой RE можно в любой точке мира. И в Америке, и в Европе вы найдёте множество брелков и зажигалок, наручных часов и ночных фонариков, игральных карт и пряжек для ремней с узнаваемым дизайном. Пользуется спросом одежда, выполненная по образцам камуфляжа персонажей. Даже в дверь собственного дома можно врезать замок, ключики от которого будут выглядеть как те, которыми пользовался Крис Редфилд. В честь выхода Resident Evil 4 дизайнеры Nintendo подготовили специально оформленную версию своей приставки GameCube и джойстик в виде бензопилы. В общем, среди вороха тематических предметов полно как безделушек, так и полезных для геймера вещей.

Не оставлен без внимания вопрос питания поклонников франшизы. В токийском районе Сибуя несколько лет фанов радостно встречал тематический ресторан Biohazard Cafe & Grill S.T.A.R.S. Декор помещения был выполнен в антураже гибнущего Ракун Сити, персонал наряжен в аутентичные «старсовские» костюмы, меню оформлено в стиле вычурных аристократических излишеств, наконец, сами блюда радовали родными уху названиями. В зале постоянно играла знакомая музыка. Руководство часто устраивало различные мероприятия вроде зомби-вечеринок. Попасть туда и сделать пару фото на память считалось удачей для геймера-туриста. К сожалению, подобные заведения быстро утрачивают эффект новизны. Сейчас ресторан закрыт и вряд ли откроется вновь. В разных уголках мира есть более скромные кафешки, располагающиеся в крупных торговых центрах. Они по-своему интересны, но атмосферой, конечно, обделены. Периодически Capcom устраивает рекламные кампании в крупных сетях фастфуда, скажем, спонсирует тематически оформленные завтраки в MacDonalds. Определённой популярностью также пользуется энергетический напиток T-Virus Antidote, входящий в линейку «игровых» лимонадов компании Boston America наряду со Street Fighter Dragon Punch, MegaMan E-Tank и ещё несколькими похожими.

 

***

При желании любой поклонник Resident Evil может не расставаться с любимой вселенной целый день. Для этого вполне достаточно посетить книжный магазин, скачать пару музыкальных альбомов, повесить на джинсы брелок в виде пулемёта Немезиса или раскрыть над головой красно-белый восьмиугольный зонтик. Но всё же сами игры были, есть и будут наиболее увлекательным местом этого виртуального мира, его стержнем. И сколько бы вокруг ни было занятных мелочей, все они померкнут, когда прозвучит анонс следующей главы приключений любимых героев.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.