Зарабатывать на переизданиях собственных хитов – привычный бизнес для Capcom, поставленный на промышленный поток. Благодаря такой политике владельцы даже самых экзотических платформ получают возможность прикоснуться к той или иной виртуальной вселенной, недоступной в оригинале, а в случае с Resident Evil обилие «портов» и римейков служит дополнительным поводом к приобретению новых консолей. О самых значимых играх мы подготовили отдельные статьи. В этой же постараемся перечислить большинство известных переизданий менее эпохального калибра. Аналогично ситуации с мобильными играми, материал получился достаточно объёмным, поэтому для удобства читателей мы разделили его на две части. В первой речь пойдёт о «портированных» версиях, во второй – о «режиссёрских», компиляциях и HD-римейках.

 

Resident Evil

Платформа: SAT / Год: 1997

Через год с небольшим после дебюта серии на PS one боссы Capcom неожиданно вспомнили ещё об одной 32-битной приставке. «Сеговский» Saturn тогда ещё числился среди живых, хотя конкурентом для PlayStation был уже скорее номинальным, но всё же менеджеры издательства сочли необходимым сварганить для его владельцев «порт» Resident Evil. Летом игра появилась в Японии, осенью – в Америке и Европе. Разработка велась параллельно с производством первой версии сиквела (тот самый легендарный Biohazard 2: Prototype, более известный как Resident Evil 1.5). Несмотря на то, что «портированием» занималась сторонняя студия NexTech, обмен наработками между авторами двух проектов происходил постоянно. В частности, для «сатурновцев» подлатали графический «движок», который в дальнейшем планировалось использовать в RE2, а обновлённая 3D-модель Криса Рэдфилда, в свою очередь, рассматривалась в качестве прообраза модели протагониста второй части Леона Кеннеди.

В самой игре изменений произошло немного. Добавилось два альтернативных костюма (по одному на героя); появился новый монстр, внешне и повадками очень похожий на хантера, но немного от него отличающийся. Главное дополнение – режим Battle Game, в котором от игрока требуется пройти ряд комнат, состыкованных в случайном порядке, уничтожить всех встреченных на пути противников, а в конце победить супер-босса – золотистого Тирана. Ведёт монстр себя ровно так же, как обычный Тиран в первой битве, только здоровее раз в пять. Это небольшое приключение заложило фундамент традиции дополнительных сценариев и мини-игр, пышно расцветшей в сериале. Режим Battle Game в своём первоначальном виде был реализован также в Resident Evil Code: Veronica три года спустя. Запоздалый релиз на Saturn немного расширил аудиторию ужастика и принёс в кассу Capcom лишнюю копеечку, однако в целом прошёл почти незамеченным. Владельцы PlayStation уже вовсю резвились в дополненной режиссёрской версии и предвкушали скорое пришествие второй части.

 

Resident Evil 2

Платформы: N64, DC, GC / Годы: 1999-2003

Вторая часть завоевала огромную популярность среди фанатов, поэтому деятели из Capcom с лёгким сердцем запустили конвейер по «портированию» всенародного хита на другие платформы. Весной 2000-го RE 2 осчастливила владельцев Dreamcast (в Японии часть тиража продавалась вместе с демо RE Code: Veronica trial, комплект назывался Biohazard 2 Value Plus; там же присутствовал музыкальный музей с композициями из предыдущих глав). Игра подверглась достаточно серьёзной модернизации: по сути, это был перенос более технологичного PC-варианта, вышедшего летом 1999-го. Графика стала выглядеть привлекательнее, в фигурках персонажей прибавилось полигонов, отчего на фоне пререндеренных декораций они выделялись ещё заметнее. Режим Extreme Battle Mode появился вслед за релизом Dual Shock Edition на PS one. В меню добавился новый пункт – Gallery. Всевозможный арт и видеоролики стали отличным подарком поклонникам. Специально для консоли от Sega была реализована поддержка VMU-экрана фирменной карты памяти. На нём отображались индикатор здоровья и оружие.

Летом того же 2000-го состоялся релиз RE 2 для Nintendo 64. На шестидесяти четырёх мегабайтный (512 мбит) картридж каким-то чудом уместилась не только сама игра, но и люто пережатые CG-ролики. Визуально этот вариант выглядел чуточку презентабельнее, чем на «плойке». Привет от цензуры оформился в виде возможности выбирать цвет крови (по умолчанию – зелёный). Изменилось расположение предметов, добавились секретные костюмы для героев. Весной 2003-го игра добралась до GameCube. В отличие от версии для Dreamcast, «кубовская» приехала прямиком с PS one. Несмотря на это, внешне она получилась наиболее привлекательной из всех. Вот только обидно, что после столь длительной задержки разработчики не удосужились добавить никаких новых вкусностей. В списке features значатся лишь Extreme Battle Mode и Arranged Mode, нет даже галереи. В самом деле, не относить же к значимым фичам возможность сокращать заставки и менять степень яркости прямо по ходу действия.

 

Resident Evil 2

Платформа: Game.com / Год: 1998

Особняком среди переизданий второй части стоит релиз для плохо известной даже на западе переносной Game.com (это название девайса, а не адрес сайта). Сложная судьба ханд-хелда по сей день остаётся образцом провального маркетинга. В 1997 году компания Tiger Electronics, до того производившая компьютерное «железо», безо всякой подготовки бросилась в пучину рынка видеоигр, причём в самый сложный его сегмент – мобильные развлечения, где Nintendo пришибала конкурентов размером с SNK как комара тапком. Суммарные затраты на пиар точно неизвестны, но агрессивная кампания с наездами на коллег по цеху и лицензирование хитов калибра Duke Nukem 3D или Mortal Kombat Trilogy явно влетели организаторам праздника в копеечку. Реальные преимущества самой консоли заключались только в том, что впервые переносная система была оборудована сенсорным экраном и доступом в интернет, тогда как мощь остальной «начинки» радикально уступала вышедшим чуть позже Game Boy Color и Neo-Geo Pocket. Проект вскоре был закрыт, едва дотянув до второй годовщины своего запуска.

Интересующая нас версия Resident Evil 2 появилась в тот недолгий промежуток времени, когда Game.com ещё тихонько агонизировала, изредка приходя в сознание и издавая предсмертные вздохи. Сразу стоит пояснить снисходительный тон, укрепившийся по отношению к этому гомункулу. Фанаты воспринимают его не иначе как своеобразный фетиш для конченых резидентоманов. Сделать нечто более-менее полноценное разработчикам не позволили возможности «железа». Восьмибитный процессор, монохромный экран… Всерьёз состязаться с цветным «Гейм Боем» шансов не было. Графика в игре выглядит скудно, анимация – беспомощно. Персонажи перемещаются по экрану, как если бы происходила не съёмка движения, а фотографирование через определённый промежуток времени с последующей состыковкой отснятых кадров. Проработанное в псевдо-3D игровое пространство плохо сочетается с «плоскими» декорациями, а герой углубляется в него по заранее размеченной невидимой траектории, усиливая ощущение противоестественности всего происходящего.

От масштабной истории осталась дюжина документов, лишь в общих чертах описывающих суть действия. Ни диалогов, ни заставок, ни скриптовых сцен. Играбельных героев ровно одна штука – многострадальный Леон Кеннеди (ему как-то особенно везёт залезать в какие-нибудь нетривиальные «порты» да спин-оффы). Сценарий Клэр планировался в виде отдельного картриджа, но до этого славного события не дожила сама приставка. Не менее печально оскудели списки оружия и врагов, музыка попросту отсутствует. Маршрут продвижения, в принципе, тот же, что в оригинале, с незначительными изменениями ближе к финалу. Дизайнеры добросовестно постарались реконструировать самые важные локации и паззлы – практически каждая комната прорисована со знакомого ракурса, предметы тоже выглядят узнаваемо. Что касается инновационных технических возможностей, внятной информации об их использовании не сохранилось. Надо полагать, непосредственно в игре они вынесены за скобки.

Но для настоящих фанатов изложенное выше – вовсе не страшная сказка на ночь, а наоборот, отличный повод откопать раритетную штуковину и оценить её самостоятельно. Между прочим, консоль и игры к ней до сих пор продают на eBay, причём по вполне адекватным ценам. Не сочтите за рекламу. В крайнем случае, ролики на YouTube тоже дают неплохую пищу для размышлений.

 

Resident Evil 3: Nemesis

Платформы: DC, GC / Годы: 2000-2003

Третья глава серии оказалась не столь популярна, как её предшественница, но свою порцию переизданий тоже получила. Версия для Dreamcast появилась примерно на год позже оригинального релиза, осенью 2000-го. После шикарной, как тогда казалось, Code: Veronica выглядела она неброско, зато сразу приветствовала игрока дополнительным контентом, который в версии для PS one приходилось мучительно добывать. Изначально доступен бонусный сценарий Mercenaries, а также гардероб со всеми дополнительными костюмами, включая два эксклюзивных. Сама игра перемен не претерпела никаких, остались в силе все скромные нововведения вроде быстрого разворота и свободного перемещения по лестницам. Пресса отмечала некое «улучшение графики», якобы повысилась чёткость картинки и детализация бэкграундов, но, по правде говоря, заметить что-либо невооружённым глазом сложновато. Выглядит и воспринимается этот «порт» ровно так же, как в своё время оригинальный релиз.

Ещё менее амбициозным получился запоздалый перенос на GameCube, состоявшийся аж в 2003 году. Эта версия вообще ничем не отличается от первоначальной, в неё не добавлено ни одного эксклюзивного дополнения, более того, убраны костюмы, появившиеся в версии для Dreamcast. Журналисты в своих обзорах снова отмечали некие «улучшения графики», которые мы с радостью оставим на их совести. Тем не менее, стоит отметить, что благодаря этому релизу владельцы приставки стали обладателями наиболее полной коллекции Resident Evil – Nintendo собрала под своей крышей все вышедшие на тот момент части, кроме ответвления Gun Survivor.

 

Resident Evil Code: Veronica X

Платформы: PS2, GC / Годы: 2001-2003

Ещё на заре успеха сериала продюсеры Capcom решили выпустить по эксклюзивной главе для каждой значимой консоли того времени. Но этот грандиозный план потерпел крах в зародыше. Сначала Nintendo 64 быстро утратила коммерческую привлекательность, затем Game Boy Color оказалась непригодной для игры подобного масштаба. До ума удалось довести лишь историю с Dreamcast, но и «сеговская» приставка продержалась на плаву всего пару лет, после чего сгинула в пучине индустрии. Наступив на горло собственной песне, популярную в народе «Веронику» начали клонировать.

Немного подправленная версия хита вышла в 2001 году на PS2 и в 2003-м на GC. Основное отличие – добавлены две заставки (в середине и в финале). Расширенная концовка с участием мутировавшего Вескера оставила задел для возможного прямого продолжения (так и не последовавшего). Помимо дополнительных роликов, в игру внесены чисто косметические изменения. Например, по какой-то причине разработчики заменили модель танка, стоящего на заднем дворе военного комплекса. В оригинале был немецкий «Тигр» времён войны, в обновлённом варианте его место заняла нелепая пародия на современный американский «Абрамс». По большому счёту, рассказывать больше не о чем. Структура геймплея сохранена полностью, каких-то видимых невооружённым глазом изменений в дизайне нет. Владельцы двух самых успешных приставок того поколения получили свою порцию сладкого, только и всего.

 

Resident Evil 4

Платформа: PS2 / Год: 2005

Аналогично ситуации с «Вероникой», добавить к сказанному в основной статье о RE4 практически нечего, поэтому ограничимся перечислением фактов. Игра получила новый, менее мощный графический «движок». Заставочные ролики были выдраны из оригинальной версии для GC и записаны в видеоформате, что достаточно быстро вскрылось и послужило поводом для критики и насмешек. Впрочем, скоро сошедших на нет. Непосредственно игровой контент остался нетронутым, в дополнение к нему появился ещё один сценарий Separate Ways, главной героиней которого вновь выступила Эйда Вонг. В отличие от ранее известного Mission Ada это уже не просто бонусный уровень, а полноценная мини-игра из пяти этапов со своим сюжетом, квестами, боссами и всем прочим, что положено. Прохождение построено таким образом, что шпионка действует параллельно с Леоном на одних и тех же локациях (новых совсем немного), не попадаясь ему на глаза. По пути вскрываются любопытные подробности главной истории, в частности, более детально освещается деятельность Краузера и Вескера. Единственное концептуальное отличие от сценария Леона – Эйда не может «прокачивать» оружие, хотя закупается у тех же самых торговцев с синими маяками.

Переиздание ознаменовало собой окончание эпохи не слишком удачного эксклюзивного сотрудничества между Capcom и Nintendo. Изголодавшиеся по «Резиденту» владельцы PS2 в буквальном смысле смели коробки с полок. Именно этот релиз стал самым успешным с коммерческой точки зрения, обогнав по продажам как оригинал, так и последовавшую несколько позже версию для Wii.

 

Resident Evil 4: Wii edition

Платформа: Wii / Год: 2007

В плане продаж Wii-версия, впрочем, тоже выступила неплохо, без особых усилий перемахнув через планку в 2 миллиона копий. В отличие от переиздания для PS2, графика тут сохранилась в оригинальном виде, ролики снова сделаны «на движке», а кроме того перенесены все бонусы и дополнительные сценарии. То есть по полноте она соответствует образцу PS2, а по красоте – прямому предку с GameCube, причём с форматом экрана исключительно 16:9.

Главное отличие от всех прочих релизов – разумеется, управление. Пульт задействован и как стрелковое оружие (очень удобно в комплекте с «заппером»), и для симуляции действий ножом, благодаря чему потенциал оного вырос в разы. Если как следует приноровиться, клинком можно размахивать практически без остановки, не совершая ради этого каких-то размашистых движений руками – чувствительность гироскопов позволяет работать одной кистью. Соответствующим образом эволюционировала концепция QTE. Здесь нужно не одновременно жать две кнопки, а делать движение пультом в указанную сторону. Во многих случаях это совпадает с логикой действия на экране, например, когда надо уклониться от удара или присесть.

Успешный перевыпуск RE4 на Wii в очередной раз подтвердил, насколько прочной была заложенная в игру концепция. По сути, помимо управления ничего толком не изменилось, графика осталась на уровне 2005 года, но даже этого оказалось достаточно, чтобы возродить интерес к хиту двухлетней давности с новой силой. Не получив эксклюзивного «Резидента» из основной линейки сериала, владельцы консоли остались вполне довольными причастностью к одной из лучших страниц в его истории.

 

Resident Evil 4: Zeebo Edition

Платформа: Zeebo / Год: 2009

Если вы никогда не слышали о бытовом приборе с чудаковатым для русского уха названием Zeebo – не расстраивайтесь. Это чудо техники выпускалось с 2009 года эксклюзивно на территории Бразилии и было призвано стать бюджетным суррогатом дорогих современных приставок, недоступных большинству тамошних геймеров из-за высоких цен на игры. Позже состоялся релиз устройства в Мексике, но там дело совсем не пошло, а запланированный запуск в Индии был отменён. По мощности Zeebo не дотягивала даже до поколения PlayStation 2 (графика в большинстве игрушек похожа на телефонные поделки, то есть внешне более-менее приличная, но с безобразной анимацией), зато хорошо дружила с интернетом и опиралась исключительно на цифровую дистрибуцию.

Однако что удивительно – библиотека игр консоли далеко не столь удручающая, как обычно бывает у экспериментальных прожектов. Помимо переделок всякого телефонного мусора и «портов» с древних аркад (кому-то пришла в голову богатая идея тряхнуть мощами Double Dragon и Bad Dudes), «порты» своих более свежих хитов на приставку сливали Electronic Arts, Sega, Activision, ну и, конечно же, наша любимая Capcom. Стоит ли удивляться, что первым номером в очереди на раздачу дешёвых пряников оказалась Resident Evil 4?..

Содержание мультиплатинового хита ожидаемо прошло через суровые кастрационные процедуры. Вместо видеороликов остались статичные картинки (в том числе оригинальные, но в основном скриншоты из заставок) и текст. Очень много текста, причём весь он, разумеется, на португальском языке. Полностью перелопачен интерфейс, нету даже кейса – для работы с инвентарём нужно шарить по специальным менюшкам. Общая продолжительность пути сокращена раз эдак в двадцать: уровень начинается в разгар большой стычки, а после окончания активной фазы идёт новая порция литературного пересказа. Выжившие локации перепланированы не менее радикально, чем интерфейс. Деревенька Пуэбло вроде бы похожа на себя, но дома стоят как-то иначе, плюс ощутимо не хватает костра в центре композиции. Рядовые противники те же, только у крестьян лица удивительно синюшного оттенка, а вместо крови нечто похожее на кислоту. Квестовые элементы сданы в утиль. Торговец оружием больше не шатается по закоулкам – заходить к нему можно перед началом этапа.

На фоне всего этого благолепия особенно трогательно переиначено музыкальное сопровождение. Музыка (там, где она в принципе есть, а не подменена шумовым фоном) латинизирована! Нет, серьёзно – вместо каноничного саундтрека за кадром время от времени мурлычет ненавязчивая гитарная фантазия в духе фильмов с Антонио Бандеросом. Звукоряд сохранён в исходном виде, Эшли всё так же пронзительно кричит своим писклявым голоском. Сохранились даже кое-какие приятные мелочи – например, можно отбить пулей летящий топор, или выйти из захвата рукопашным приёмом. Впрочем, по правде говоря, как раз обилия полюбившихся деталей отчётливо не хватает, чтобы считать эту версию хоть немного полноценной. Страшноватую графику, однообразный звук и опримитивленный интерфейс простить ещё можно, а вот выпотрошенный геймплей, от которого оставлен голый экшен – уже с трудом.

Насколько были счастливы экономные бразильцы, получившие такой экзотический обрубок великой игры – вопрос сколь любопытный, столь же тёмный. Нам, к сожалению, оценить их счастье можно только со стороны – все игрушки для Zeebo распространялись в бразильской 3G-сети, приобрести их на материальных носителях нельзя. Самым яростным фанатам и коллекционерам не поможет даже покупка приставки. Такая вот вселенская несправедливость.

 

Resident Evil 4 iPad edition

Платформа: Apple iPad / Год: 2010

Если вы расстроились оттого, что пощупать своими руками экзотический «порт» на Zeebo скорее всего никогда не удастся, то спешим вас утешить – в природе существует более распространённая версия этой игры для устройств из семейства iPad. Похожая почти во всём, но имеющая пару существенных отличий. Во-первых, здесь на порядок лучше графика. Картинка очень чёткая, анимация менее дёрганая. Разве что спецэффекты столь же невразумительные – оружие стреляет с какими-то странными всполохами, а из тел поверженных противников брызжет жёлтая слякоть, после чего трупы моментально исчезают. Во-вторых, управление перенесено на сенсорный экран, что несколько затрудняет прицеливание. Хотя противников одновременно собирается слишком мало, чтобы это стало настоящей проблемой.

Иных концептуальных отличий от Zeebo-версии нет. Сюжет пересказан серией статичных картинок и сопровождающим их текстом, в промежутках между которыми игрока выкидывают на отдельно взятую локацию с перманентно генерящимися рядовыми противниками или боссом. По окончании боевой сцены следует новая порция сюжета. Тексты в этот раз, слава богу, на английском языке. Присутствует изрядно скомканная, но всё же квестовая составляющая – охота на синие медальоны, в частности. Также к развлечению прилагается много оружия, много патронов к нему и сочный звукоряд. Едва ли стоит грустить о предыдущей потере – iPad edition покрывает её с лихвой.

 

Resident Evil: Revelations

Платформы: PS3, X360, Wii U / Год: 2013

В оригинале эта игра вышла на портативной Nintendo 3DS, о чём многие геймеры благополучно успели забыть. Всё-таки перенос любого хита с карманной приставки на домашнюю – явление нетривиальное даже в наши дни, когда мобильные устройства существенно сократили, а подчас наверстали чудовищную некогда разницу в технических возможностях. Многие пользователи домашних приставок даже не знают, что им достался всего лишь «порт» очередного спин-оффа, и считают свою версию Revelations оригинальным явлением. Но это не так.

Изменений в релизах для консолей ощутимо много. Существенной переработке поверглась не только графика, но и геймплей. В частности, принципиально изменилась схема управления. Если раньше при входе в боевую стойку камера перестраивалась на вид от первого лица, а лазерный прицел помогал очень чётко зафиксировать мишень, то теперь наведение производится с видом из-за спины. Лазер также убран, вместо него на экране появляется перекрестье. Как результат – радикальное падение точности стрельбы и перерасход патронов, коих далеко не всегда хватает. Отдельный разговор о версии для Wii U – там предусмотрена возможность играть на экране планшета-контроллера без подключения приставки к телевизору. Также активно задействована сетевая служба Miiverse. Много вкусного припасено для режима Raid Mode. Суть осталась прежней, а вот персонажей, костюмов и оружия заметно прибавилось. Примечателен новый уровень сложности, где, помимо более живучих врагов, ключевые предметы разложены иначе.

Графика на порядок лучше, по качеству её можно сопоставить с пятой и шестой частью. Однако проблема тут не в чёткости картинки, а в самой концепции дизайна, заточенной под переносную платформу. На большом экране локации выглядят пустоватыми – на них не хватает объектов. Очень много закрытых помещений и узких коридоров, детализация которых тоже выглядит недоработанной. На 3DS всё это не так бросалось в глаза, тогда как в обновлённой версии стало очевидной проблемой. Утраченные 3D-эффекты – тоже повод взгрустнуть, всё-таки они придавали некоторое своеобразие действию. Поскольку 3DS до сих пор остаётся платформой экзотической, релиз порадовал многих владельцев домашних консолей. Мнения по поводу самой игры сильно разделились, но многие игроки благодарны уже за то, что у них появилась возможность предметно поучаствовать в дискуссии.


Автор:

Neon Knight / Snake-V

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.