Наследие для потомков

Спор о том, являются ли видеоигры искусством, ведётся очень давно. Миллионы всевозможных доводов были приведены как против, так и в защиту интерактивных развлечений. Однако существует категория тайтлов, не оставляющая ни малейших сомнений: да, они и есть то самое искусство. Их мало, но их нужно знать. Rez всегда была для меня чем-то необъяснимым; феноменом, если хотите. Объективно – это простой «рельсовый» шутер, где всего пять уровней, а игровая механика застряла на уровне Panzer Dragoon образца 1995 года. Субъективно – одно из самых выдающихся и оригинальных произведений интерактивного искусства. Как такое возможно?

Геймплей Rez действительно незамысловат. Главным героем, летящим в киберпространстве от одного слоя к другому, управлять нельзя. Основной обязанностью игрока становится прицельный огонь по противникам, атакующим с завидным постоянством. В версии для Dreamcast стрельба осуществляется с помощью аналогового стика (прицеливание) и кнопок «А» (обычный огонь) и «В» («гипердрайв» – бонус, уничтожающий всех вокруг). Также по пути предстоит собирать бонусы, выпадающие из врагов – синие кристаллы, пополняющие полоску эволюции (по сути, «жизни»), и красные кристаллы, накапливающие уже упомянутый «гипердрайв». Всё! На этом механика заканчивается, и начинается феерия.

Первое, чем поражает Rez – дизайн. Буйство голых, нетекстурированных полигонов, яркие краски, обилие углов и прямых линий; возможно, именно так выглядели бы наши компьютеры, попади мы внутрь. Необычно выглядит и сам герой. У него имеется несколько ступеней эволюции: на первой он клетка, на второй – уже зигота, на третьей превращается в человека и т.д. Чем больше синих кристаллов вы насобираете, тем развитее окажется персонаж. Финальной ступенью будет шар, в котором, наподобие буддийского монаха, заключён протагонист. Уровни тоже «эволюционируют»: раскладываются, расширяются, обрастают ненавязчивыми деталями (например, плоским орнаментом с изображением древнеегипетских иероглифов). Начинается этап с простой дорожки, дрожащей в такт музыке, а заканчивается фантастическим миром, где сплетаются High-Tech и эхо древних цивилизаций.

Второе отличие Rez от прочих представителей жанра – саундтрек. Лучшей подборки техно-компзиций я (поверьте на слово) никогда не встречал. Каждый из пяти уровней сопровождает уникальная музыка, живо подстроенная под игровое окружение. Перешли в следующий слой – мелодия усложнилась и обогатилась, проворонили шанс и остались в прежнем слое – мотив остался без изменений. Причём переходы выполнены настолько ровно и гладко, что поначалу даже не замечаешь их.

Самое главное – то, как искусно разработчики соединили два обозначенных элемента. Помогла им в этом вибрация джойпада. Фактически, вам в руки постоянно отдаётся музыкальный ритм, напрямую связанный с происходящим на экране. Игра производит просто-таки галлюциногенный эффект, через некоторое время от неё невозможно оторваться! Впрочем, гениальность проекта негативно сказалась на его продажах. Сначала Rez, обласканный прессой и особо утончёнными ценителями, провалился на Dreamcast, затем чуть было не повторил аналогичный путь на PlayStation 2. В общественном сознании творение Тэцуя Мидзугути получило ореол некой элитарности, наподобие той, которую теперь любят приписывать Killer7. Лишь шесть лет спустя судьба улыбнулась Rez по-настоящему – совсем недавно её «портировали» на Xbox 360. Rez HD (так названа новая версия) доступна в системе Xbox Live! Arcade и стоит 800 MS Points (или 10$).

Rez – веха в развитии всей игровой индустрии. Первая игра, удостоившаяся признания от японского агентства по искусству. Если вы ценитель прекрасного, вам непременно стоит приобщиться ради эстетического наслаждения. Даже если вы простой смертный, вам всё равно не повредит ознакомление с проектом, выходящим далеко за рамки традиционных представлений о видеоиграх. Быть может, именно он и сделает вас ценителем прекрасного.


Автор:

Antonio I

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.