Свободный полёт

We chased our pleasures here

Dug our treasures there

Can you still recall the time we cried?

 

Jim Morrison, «Break on through»

 

Полтора десятка лет назад случился в моей жизни совершенно незначительный вроде бы эпизод. Я, замученный жизнью (как тогда казалось) школьник, просто лежал на диване и смотрел телевизор. Показывали какую-то дребедень типа «До 16-и и старше», которая обычно служила фоном во время выполнения уроков (я иногда их делал). И, надо же такому случиться, показали сюжет про питерских байкеров. Они рассказали о своём образе жизни, о том, как проводят время и отрываются. Осознал я этот момент несколько позже. Чёрт возьми, ведь вот же она, иллюзия полной свободы и счастья: дорога, скорость, красивая девушка на заднем сиденье, красивая музыка в ушах. Да, дороги кончаются, красивые девушки непостоянны, а всё это – лишь очередная искусственная ценность человеческого мира. Но какое это имеет значение, когда ты несёшься навстречу ветру, пожирая километры колёсами своего железного коня и вопя во всю глотку, задыхаясь от бьющего в лицо опьяняющего запаха свободного полёта?!

Сам я байкером конечно не стал, но понял одну простую вещь: не хочешь быть пленником своих вещей и мировоззрений – просто не будь им. К тому моменту я уже был счастливым обладателем «Сеги» и рано или поздно должен был поиграть в Road Rash. В один действительно прекрасный день моё знакомство с сериалом (а именно – частью под цифрой «три») случилось. Что говорить, эта вещь от Electronic Arts порвала душу в клочья и без труда стала одной из самых любимых видеоигр на всю оставшуюся жизнь.

Времени с тех пор утекло немало; возможно, нынешний читатель никогда не слышал об этой потрясающей игровой серии, а потому считаю своим долгом отвлечься на небольшое пояснение. Road Rash – аркадные гонки на мотоциклах, в которых, кроме всего прочего, можно и нужно, не вылезая из седла, драться с противниками. Когда-то совсем давно, в раритетном 22-м номере журнала «Великий Dракон» было размещено описание второй части. Третья имеет ряд отличий, причём исключительно со знаком «плюс». В первую очередь – атмосфера. То самое чувство, которое многим из нас в реальности не суждено испытать – летящая навстречу со скоростью ветра дорога, мельтешащие по бокам деревья, поля да столбы. Открытые насколько это возможно глаза и дрожащие в экстазе руки. Да плюс ко всему ещё здоровое и местами немного циничное чувство юмора. На втором месте – красивая до изумления двумерная графика. Причём красота её заключается далеко не в качестве рисунка (думаю, технические возможности приставки позволяли сделать получше), а в гармоничности происходящего. Игра выглядит безупречно именно в те моменты, когда вы на полной скорости разрываете виртуальное пространство и летите вперёд на своём байке. Запнувшись на кочке и вылетев в кювет можно легко убедиться в том, что в статичном положении многие объекты выглядят довольно убого, совершенно неправдоподобно ведут себя живые существа. Но стоит сесть обратно и снова разогнаться до первой космической, как всё встаёт на свои места.

Управление. Вот тут момент сложный, ибо в нём заключено одно из существенных отличий от предыдущих частей. Скажу прямо – нужно довольно долго приспосабливаться. Раскладка сама по себе простая: В – газ (турбо-ускорение при двойном нажатии), А – тормоз, С – удар кулаком или оружием, если одновременно зажать «вниз», то пинок ногой; сложность в том, что байк стал очень, даже чересчур чувствителен к нажатию на крестовину. Передержав какую-то долю секунды стрелку «влево» или «вправо» можно улететь в такие дали, что не очень-то и дойдёшь. Но именно такая сверхчувствительность частенько помогает в последнюю секунду увернуться от столкновения со встречной машиной или вышедшей на трассу коровой.

При всей аркадности геймплея, мотоцикл вполне можно разбить – придётся потом выложить за ремонт значительные денежки из собственного кармана. Раз уж речь зашла о делах меркантильных, следует рассказать о системе прохождения этапов. Всё очень просто: даётся пять уровней, на каждом по пять трасс. Фокус заключается в том, что каждый раз трассы становятся всё длиннее и длиннее, на них появляется больше гражданских машин. При попадании в призовую тройку маршрут считается пройденным, а также в соответствии с занятыми местами начисляются деньги. Но кроме вас ещё четырнадцать претендентов, которые сами не прочь немного разбогатеть, а начинать погоню за лидерами придётся с хвоста пелотона.

Помимо собственных конечностей против других гонщиков можно использовать увесистую дубину, цепь, здоровенную кость, крюк, биту, мешочки с маслом. Самое почётное – отобрать у полисмена электрическую дубинку. Кстати, о полиции. Так как гонки, само собой, нелегальные, дорожный патруль вас (причём не только вас, это всех участников касается) будет нещадно бортовать с целью упечь за решётку. Вот откуда ноги Need for Speed растут! Надо признать, изобретательности в способах стражам порядка не занимать – засады и ловушки расставлены чуть ли не на каждом повороте. Не считая того, что непосредственно на трассе на вас будут охотиться мотоциклетчики (как приятно скидывать их с седла!) и патрульные машины, а на последних уровнях аж целые вертолёты. Забыли только пулемётчиков в овраги посадить да снайперов на крыши. Впрочем, при самом плохом исходе отделаться от стражей можно элементарным штрафом. До тех пор, пока есть деньги…

Самая убойная «фишка» – мини-мультики на финише каждого заезда, или же по поводу ареста и аварии. Если приехали в тройке, ролик будет с хорошим финалом, а если нет – с изящным глумом. Ещё музыка. Все треки подобраны очень удачно и актуально для каждой местности. Вообще недостаток, на мой взгляд, всего один, да и тот чисто эстетический – унифицированная внешность гонщиков во время заезда. Ну не нравятся мне эти однообразные «химзащитные» костюмы, что мешало нарисовать каждому персонажу уникальную внешность, как на портретах в сюжетных сценках?..

Но разве можно выразить словами самое главное – кайф от гонки, от её свободы и неправдоподобности. Да, «физика» и реализм вышли покурить, но… Когда вы на японской трассе, озарённой завораживающим вечерним небом, окрашивающим всё вокруг потрясающими лиловыми оттенками, подпрыгиваете на трамплине и летите десять, двадцать, тридцать метров буквально под облаками… Когда в Англии вы видите выныривающее из-за холмов море и ждёте возможности увидеть его снова… Когда в Кении вы проскакиваете в узкую щёлку между двух машин, тут же врезаетесь в предательски выскочившую козу и падаете, но, выругавшись, всё же садитесь обратно и приходите первым… Когда возникает ощущение, будто ваши оппоненты – живые люди из тех самых мультиков на финише, а все вы – одна большая семья, и после гонки пойдёте в ближайший бар пить пиво с теми, кого только что спихивали с седла в кусты…

Возьму на себя смелость сделать громкое заявление. По моему мнению, Road Rash 3 достойна считаться одной из лучших видеоигр XX века. За то, что доставляет море удовольствия, даже в случае неудачи на трассе. За то, что не жалко ни единой потраченной на неё секунды. За то, что вырывает из реальности и погружает в настоящую нирвану. Да здравствует свобода!


Автор:

Поликарп Бутылкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.