Курьёзный Сэм

Длинная вереница из различных компаний, производящих видеоигры, стояла в очереди, громко шумя, споря и ругаясь, как вдруг послышался глухой звук удара. Все на мгновение повернулись в ту сторону, куда, собственно, очередь и была устремлена. «Ещё один, ещё один!» – зашелестел язвительный шёпот. Затем – секунда молчания, и снова шум, ругань, споры… В самом начале очереди стояла студия Climax, робко сжимая в руках маленький серый картридж. В полуметре от неё на земле валялись грабли, а на шаг дальше – Game Boy Advance. Один несмелый шаг вперёд, второй… Тщетная попытка дотянуться до консоли… Тяжёлый вздох, ещё один шажок вперёд… И снова глухой удар граблей об услужливо подставленную голову гулко разнёсся по округе, заставив гудящую толпу в очередной раз ненадолго притихнуть…

Именно описанный выше сценарий проносится в голове при созерцании очередной попытки сделать шутер для GBA. Ещё в момент появления консоли общественность сразу же закрепила за ней почётное звание «воскресителя 2D», однако хитрые японцы из Nintendo всё же не поленились оснастить машинку возможностью поддержки трёхмерной графики, чем спровоцировали попытки сваять проекты в духе Doom и Wolfenstein. Вот только мощность графического процессора консоли катастрофически мала для того, чтобы воспроизводить действительно качественную полигональную картинку. Многие разработчики, пытавшиеся ввернуть в свои творения пресловутое третье измерение, сразу же получали тот самый удар граблями по лбу. Дурной пример, как известно, заразителен, а жажда наживы безгранична, и за первопроходцами потянулась целая цепочка желающих свершить сомнительный подвиг. В итоге кто-то всё же смог обойти препятствия, но подавляющее большинство набило шишек.

Теперь поговорим непосредственно о Serious Sam Advance. Для начала – краткий экскурс в историю для лиц, никогда не слышавших о сериале Serious Sam (есть такие?). Четыре года назад на PC вышла игра, обозванная в российском прокате «Крутой Сэм». Героем этого произведения является здоровый мужик в синих джинсах, которому приходится в одиночку отстреливать толпы различных монстров. В общем, эдакий Дюк Нюкем, вид в профиль. Клонированный штамп, скажете вы? Вынужден с вами согласиться, но своих поклонников игра тем не менее нашла. От прочих сестёр по жанру, требовавших солидных геймерских навыков, её отличал сумасшедший хардкор и лёгкость освоения (не путать с лёгкостью прохождения). Настоящая «заруба» – никаким иным словом происходящее на экране невозможно описать, тем более когда количество присутствующих в поле зрения врагов переваливает за двадцать пять. В 2004 году «Крутого Сэма» «портировали» на GBA.

С самого начала бросаются в глаза стилизованные под PC-версию меню статуса и карта. Видимо, нынешние игроделы считают геймеров совсем уж тугодумными созданиями, если прикручивают к лайфбару наиполезнейшие советы в духе «Не стреляй из базуки, когда враг близко, а то заденет». Или вот ещё лучше: «Следите за показателями уровня здоровья, брони и количества патронов – они могут закончиться». Невесёлое начало, но дальше всё намного грустнее. Не знаю, какой одарённый композитор писал музыку, одно могу сказать точно – в его творчестве бушевал мощнейший кризис. С первых же секунд вам наверняка захочется либо оглохнуть, либо отключить звуковое сопровождение – другого способа избавиться от преследования отвратительными midi-треками не существует. Ну а затем перед нами во всей красоте предстанет графика… Иначе как пиксельным убожеством, это не назовёшь. Картинка мало того, что уродлива сама по себе, ещё и постоянно «подтормаживает», а в присутствии нескольких подвижных мишеней играть становится вообще невозможно. Из одного неудобства непременно вытекает другое: прицел двигается рывками, постоянно спотыкаясь о мёртвую зону чувствительности крестовины, и наводится куда угодно, кроме фигурки врага. О дивных спецэффектах лучше и вовсе не упоминать, во избежание обмороков и отборного русского мата. Визуальная сторона проекта чудовищна.

Из-за стремления приблизить портативную версию к оригиналу, на свет вылезла куча раздражающих недоработок. Например, раньше в числе противников присутствовали снайпера, стоявшие на высоких точках и стрелявшие с большой дистанции. Эти гады успешно перекочевали на GBA, но поскольку управление не позволяет обеспечить нормальное наведение по уровню высоты, прицел на них срабатывает автоматически при приближении. Чтобы уничтожить верхолаза, к нему сначала нужно подойти почти вплотную, и это в условиях перекрёстного обстрела со всех сторон! Сама по себе раскладка весьма проста и удобна, плюс стоит отметить тот факт, что разработчики не нагрузили Сэма приседаниями, прыжками и прочими излишествами. Но не спешите радоваться, впереди нас ждёт печальный рассказ о судьбе сэмовского оружия. В большинстве своём оно то же самое, что было прежде, однако нас лишили возможности пострелять из двух револьверов сразу и жестоко лимитировали количество переносимой амуниции. Прославленная пушка, например, теперь имеет в запасе всего лишь десять ядер. Не обошлось и без нововведений. Появился лазер (тоже десятизарядный), вспышка которого больше похожа на искорку от детских петард. А как вам устройство, сбрасывающее на оппонента пианино, сейф или наковальню? Замечательно, только не совсем в тему. Заряжается, кстати, эта штука энергоблоками.

Если ко всему сказанному выше при желании можно пристегнуть какие-то оправдания, то отсутствие нормальной системы сохранения вгоняет в ступор окончательно. Пароли на все этапы заранее предопределены. Вы спросите, как же тогда запоминается ваше текущее оружие и количество патронов к нему? А никак. После введения кода вам даётся то, что, по замыслу девелоперов, должно быть на данный момент, и максимум обойм в подарок. Если вы из принципа не хотите брать пианинометатель, это ваши личные трудности.

В итоге, сделав лишь пару робких шажков в сторону, творение Climax уверенно шагнуло в сторону граблей, распростёршихся в ожидании очередного «клиента». Портативного «Сэма» погубила попытка стать копией оригинальной PC-версии, хотя намного интереснее было бы увидеть что-нибудь действительно новое и необычное по мотивам популярной игровой вселенной. А так… Держитесь от Serious Sam Advance подальше, она не стоит вашего внимания.


Автор:

Paradox

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.