Мой весёлый звонкий мяч

Давным-давно, в глубоком детстве, мы всем двором с удовольствием играли в «вышибалу», и даже представить себе не могли, насколько глубоки корни этой милой детской забавы. Уже в достаточно зрелом возрасте я не без удивления обнаружил, что в мировой спортивной системе существует целая дисциплина под названием Dodgeball, в развитых странах регулярно проходят официальные турниры доджболистов, а в американских школах на уроках физкультуры пуляние мячиком в головы ближним является традиционным упражнением.

В виртуальном мире история вышибальничанья не менее богата. В 1987 году проект с названием Super Dodge Ball впервые предстал перед публикой в залах аркадных автоматов; два года спустя компания Technos «портировала» его на восьмибитную NES, после чего брэнд обрёл настоящую известность и тысячи поклонников. В дальнейшем гениальной и самобытной серии было суждено оставить свой след практически на всех популярных платформах – на Game Boy, Genesis и SNES. Была даже попытка возродить её на аркадных автоматах – SNK в 1996 году выпустила версию для своих машин Neo-Geo, однако этот шаг особым успехом не увенчался. С тех пор о сериале ничего не было слышно целых пять лет, но наступил новый век – летом 2001-го в списке лаунч-тайтлов свежепрезентованной Game Boy Advance нежданно-негаданно обнаружился Super Dodge Ball Advance.

Прежде чем приступать к описанию, вкратце расскажу о правилах доджболла, принятых за океаном и достаточно точно перенесённых в видеоигру. Две команды, расположившись на противоположных сторонах волейбольной площадки, выводят из строя игроков-оппонентов посредством волейбольного же мячика. Всего в банде семь человек: четверо встают на своей половине, трое других располагаются вокруг половины соперника, по одному на каждой линии. В реальности зрелищность не так уж высока (участвовать в тысячу раз интереснее!), зато в формате электронных развлечений – круче не придумаешь, особенно когда в ход идут супер-атаки, коих всего насчитывается порядка пятидесяти штук (по две на игрока каждой команды).

Команд всего девять. В американской и европейской версиях картриджа они представляют разные страны – США, Канаду, Великобританию, Голландию, Россию, Китай, Японию, Австралию и Корею (в японской все участники выступают от имени провинций Страны восходящего солнца). В составе одновременно числится восемь человек. Да, именно восемь, а не семь – непосредственно перед поединком вы сами решаете, кого оставить в запасе, заодно подбираете понравившуюся тактическую схему и распределяете, кто на какой позиции будет играть. Выбор предстоит нелёгкий, ведь каждый персонаж уникален по внешности, боевым характеристикам, даже имеет собственные позывные. Разумеется, в основе вашего предпочтения должна лежать не только прихоть, но и здравая оценка потенциала как своих ребят, так и противников. Не следует забывать, что стоящие вокруг половины поля соперника партнёры «бессмертны» – победой считается вынос основной четвёрки.

Ключевыми элементами геймплея являются пас и бросок, выполняемые кнопками А и В соответственно. Супер-приёмы активируются одним из двух способов: либо с разбега (два раза «вправо» или «влево», смотря на какой вы половине) просто нажимается «удар», либо с разбега же делается прыжок (А и В одновременно), а «удар» нажимается в полёте. Повреждения от супер-атак могут достигать 99 баллов при среднем здоровье участников примерно 90-100 пунктов. Есть ещё один хитрый трюк. Сначала кнопкой R подсвечивается партнёр, на которого последует пас, затем кнопкой L товарищ отправляется в забег на вражескую территорию. Взмыв ввысь и получив передачу в верхней точке траектории, коллега сочно и аккуратно засадит снаряд в репу кому-нибудь из оппонентов. Смотрятся подобные номера в высшей мере эффектно. Впрочем, как любые супер-атаки, во время которых мяч обретает затейливые формы и вычерчивает в воздухе фигуры высшего пилотажа. Также с разбега можно отдавать пас своим фланговым игрокам, в любой момент готовым провести собственный супер-приём.

Разработчиками предусмотрены не только наступательные действия, но и оборонительные. В частности, если в вас летит мяч, то нажатием кнопки А вы можете попытаться от него увернуться, а нажатием кнопки В – перехватить, даже если это супер-атака соперника. Увлекаться перехватом особо не стоит – из-за частого нажатия кнопки «броска» вы будете регулярно терять мяч сразу после того, как им завладели.

Графика восхитительна. Фоны настолько живописны, что порой способны отвлечь внимание от действия. Разумеется, ненадолго – ведь сами баталии ничуть не уступают в великолепии. Фигурка каждого «бойца» проработана с феноменальной тщательностью и любовью, а уморительная мимика не оставляет ни единого шанса воспринимать происходящее без улыбки. Качественно выполненные спецэффекты окончательно расставляют всё по местам – за оформление портативный доджболл справедливо получает высший балл по всем пунктам. Было бы несправедливо обойти вниманием звуковое сопровождение – мелодии целиком соответствуют бесшабашному духу игры. А уж эти охи-ахи, провоцируемые достигшими цели бросками – феерическая прелесть!

Не убоясь излишнего пафоса, смело вам заявляю: Super Dodge Ball Advance – один из столпов консоли GBA, одна из тех игр (сейчас будет избитая фраза), ради которых эту самую консоль нужно покупать. Если бы в нашем онлайн-журнале практиковалось выставление оценок, я бы без тени сомнения нарисовал десять звёздочек из десяти.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.