Самый дорогой предвыборный ролик
Вышедший летом 2003 года на экраны кинотеатров всего мира блокбастер Terminator 3: Rise of the Machines не оставил равнодушным никого, кто хоть самую малость интересуется современной фантастикой. Сколько вокруг этого фильма ходило разговоров, слухов, небылиц – сетевые форумы кипели от словесных баталий сторонников и противников проекта, а печатные издания только подливали масла в огонь, публикуя обрывки достоверной информации о картине. Что ж, весь этот переполох был вполне закономерен, если учесть, какой след в киноиндустрии и сердцах зрителей оставили предыдущие «Терминаторы», особенно второй, установивший планку качества голливудских боевиков на недосягаемую для большинства конкурентов высоту. То, что вместо достойного кино в итоге получился полуторачасовой предвыборный ролик губернатора Калифорнии – отдельная и очень грустная тема, касаться которой даже вскользь мы не станем.
В конце-концов, бог с ним, с фильмом. Его тяжкое наследие ещё предстояло перенести в формат видеоигр, для нашего журнала этот вопрос намного актуальнее. Издательство Atari долго ждать ответов не заставило. Сначала проект был презентован на старших по званию консолях Xbox и PlayStation 2. Представлял он собой весьма унылый шутер от первого лица, изрядно подпорченный неотзывчивым управлением. Версия для PC по уровню исполнения мало чем отличалась от остальных, но была изначально заточена под онлайновые битвы, благодаря чему отвоевала свою минуту славы. Режим для одного игрока вспоминать больно и незачем. Ну а что же наш любимый малыш Game Boy Advance? Он также не остался в стороне от праздника жизни. Более того, авторы портативного релиза пошли собственным путём и вместо невзрачного шутера соорудили симпатичный двумерный боевик в изометрической проекции. Если среди читателей есть ветераны «шестнадцатибитного» поколения, сравнение с True Lies моментально поможет представить общую картину, в том числе вид на могучий торс Арнольда.
Дизайнерские решения поначалу выглядят скудно и однообразно. Цветовая гамма ранних этапов – все оттенки серого. Но наберитесь терпения, ведь этот аскетизм – всего лишь следствие привязки к сюжету. Стоит десантироваться из постапокалиптического будущего в наши дни, как пейзажи заметно оживают – травка зеленеет, солнышко блестит… А фееричные спецэффекты в клочья разрывают мозг. Взрывы, вспышки от выстрелов и прочие всполохи выглядят каким-то противоестественным нагромождением красок. Намного более оптимистично обстоит дело с прорисовкой действующих лиц. Враги – те самые машины и туповатые полицейские, которых мы видели на киноэкране; наш герой – тот самый Арни, в фирменном облачении и при стильных очках. Кроме того, для терминатора предусмотрена так называемая «система динамических повреждений» – под градом свинца с киборга сначала облезает искусственная кожа, затем начинают сыпаться винтики. На миниатюрном экране смотрится не очень убедительно, зато исключительно весело. Звукоряд страдает той же проблемой, что ранние этапы – однообразием. Огромное количество противоестественных, якобы механических звуков раздражает. Спецэффекты не на высоте, мелодии – на любителя.
Недостатки оформления в той или иной мере можно игнорировать. Категорически нельзя этого делать, если присутствуют недоработки в геймплее. Скажем прямо: здесь они есть. Прохождение в первые минуты кажется интересным и захватывающим, однако уже к середине второго этапа (если не раньше) вы начнёте понимать, что игра до жути предсказуема. Персонажи, выступающие в роли командиров, будут давать вам поручения, которые придётся упорно, последовательно выполнять. Ладно бы сами задания были разнообразными, но увы – вся их суть сводится к примитивному набору найти / взять / уничтожить. Ещё более огорчает тот факт, что поведение противников легко просчитывается, даже боссы едва ли способны внести струю свежих эмоций. Портит настроение «система использования ключевых предметов» (как я её называю): если нужно взорвать две бомбы в двух определённых местах, не смейте поступать с боезапасом как-нибудь иначе – отправитесь выполнять всё заново. Никакого простора для фантазии и веселья попросту нет.
Впрочем, хватит о недостатках – достоинств тоже хватает. Прежде всего, это оружие. Его много, оно сделано красиво и с оглядкой на реальные прототипы; правда, по внешнему эффекту воздействия образцы мало различаются между собой. Особняком в этом смысле стоит лазерная пушка – я долго смеялся, когда впервые увидел, как она работает. Шутники из студии Taniko распахнули дверь в новую эпоху оптической физики: оказывается, лазерный луч – это вовсе не непрерывный поток световых частиц, как мы думали раньше, а такая толстенькая энергетическая колбаска, ме-е-едленно летящая в пространстве. Что поделать, издержки художественного осмысления реальности. Для патриотов матушки-России будет отрадно увидеть в руках американского робота родной АК-47. Ещё один интересный аспект – три режима передвижения по местности: ходьба, бег и стрейф. На первый взгляд, тривиальная мелочь, но именно она вносит ощутимое разнообразие в тактическую составляющую. Наконец, самая главная функция в инвентаре – режим «теплового зрения», при активации которого терминатор сможет отсканировать состояние здоровья врагов и узнать, за какими стенами прячутся призы. Иногда только «переход в астрал» способен помочь найти решение к очередной загадке.
Пара слов о системе навигации в пространстве. Архитектура этапов проста до безобразия – как правило, идти нужно строго в определённом направлении, свернуть с которого при всём желании некуда. Если подвиг Сусанина вам всё-таки удался, обратите внимание на левый верхний угол экрана, где расположился компас, безошибочно указывающий единственно верный путь. В крайнем случае поставьте игру на паузу и ещё раз внимательно перечитайте задание, возможно, вы неверно поняли его смысл. Относительно управления хочется говорить только хорошие слова. Основные функциональные кнопки «А» и «В» отвечают за применение соответственно «стрелятельного» и «взрывательного» оружия, шифты – за смену «стволов» и режима передвижения, а кнопкой Select включается / выключается «тепловое зрение». Такая раскладка максимально удобна, при этом все команды терминатор выполняет чётко и быстро.
Отдельный разговор о мультиплеере. Если желающих принять участие в битве двое, то с помощью линк-кабеля вы с товарищем сможете, отгрузив себе по терминатору (их на повстанческих складах десятками заготовляют), зачистить отдельно взятый уровень от других терминаторов; зато если вас четверо, это уже совсем другая песня – для такого расклада предусмотрен режим capture the flag, где от игрока традиционно требуется донести колхозное знамя до родной базы, пресекая попытки конкурентов отбить артефакт. Выглядит состязание своеобразно, так что есть смысл поискать троих единомышленников с тем же картриджем.
Плавно переходим к подведению итогов. Конечно, под таким громким брэндом, как The Terminator, покупатель ожидает увидеть нечто более качественное, это бесспорно. Но в целом список недочётов не так уж страшен. Тем более сложность вообще не напрягает, а в случае гибели путешествие продолжается с того же самого места. Пожалуй, для своего формата Terminator 3: Rise of the Machines удалась очень даже неплохо.
Автор:
Neon Knight