Невыносимая лёгкость бытия

Первые полчаса в новом Tomb Raider просто шикарны. Наивное личико молоденькой Лары. Кораблекрушение. Остров. Какие-то люди. Пещера. Погоня. Разведение костра и первая охота. События проносятся вихрем; я успел решить пару головоломок, поучаствовать в QTE, пострелять из лука и в полной мере ощутить таинственность острова. Лара за то же самое время едва не утонула, чуть не простилась с одной из своих почек (а может и простилась), потом её почти похоронил обвал в пещере. После таких испытаний про холод и голод даже упоминать не стоит – справилась с блеском. На зависть другим проектам ААА-калибра завязка не только захватывающая, но и выглядит всё вполне естественно, атмосферно и без излишнего пафоса. Если в том же Resident Evil 6 творящийся в прологе ад (с абсурдными сценами беготни сквозь взрывы до спасительного вертолёта и его крушения) скорее отпугивал геймеров, то в Tomb Raider грань, отделяющая правдоподобный вымысел от откровенного бреда, далеко не пройдена, и это явный плюс.

Но потом начинается, собственно, сама игра, и в первой же локации мы бегаем по лесу в поисках ящиков с запчастями. Это не тайники с ключами от дверей, ведущих к новым приключениям, а всего лишь случайным образом раскиданные ящики с ржавым хламом (порция циферок в графе «запчасти»), которым необходимо проапгрейдить одно из первых орудий Лары – ледоруб, он и поможет продвинуться дальше. Задача настолько не вяжется с эпичным вступлением, да и, вообще, со словосочетанием Tomb Raider, что разочарование комом подкатывает к горлу. Какие, нафик, ящики?! Хотя, нет, это всё ещё не игра – туториал, дескать, привыкайте апгрейдить, пригодится. Зацикливаться на этом, слава богу, не принуждают. Далее перед нами простираются довольно обширные территории острова, обследовать которые интересно уже не ради дурацких запчастей. Вот у скалы примостилась статуя, рядом можно разжечь огонёк. Игра подсказывает: для полного комплекта осталось осветить ещё девять. Ок, будем искать! Гнездо, в нём яйца. Осталось разорить ещё четыре. Лады! Какая-то хренька валяется в траве – тайник, осталось ещё четырнадцать… Ох. Когда набирается с десяток незаконченных дел, энтузиазм угасает, эксплоринг превращается в рутину и больше не кажется таким уж увлекательным.

Тем не менее, остров влечёт тайной. Открытый мир с недоступными до поры местами. Путь к ним закрыт, покуда героиня не получит определённые способности, дозируемые сюжетом. Идея не нова для Crystal Dynamics – по тому же принципу открывался Носгот в легендарном Soul Reaver. Да, когда-то Разиэль двигал ящики и жал рычаги, уподобляясь канонической мисс Крофт; теперь же Лара, словно овладев силой падшего вампира, краешком глаза заглядывает в «спектральный» мир, решая насущные задачки (здесь это назвали инстинктом охотника), и по ходу дела осваивает новые полезные трюки. К сожалению, «Носгот» Tomb Raider’а образца 2013 далеко не такой цельный. Сюжетный маршрут проложен настолько удобно, что возвращаться на пройденные локации почти не приходится. Есть пара перекрёстков, но даже они не особо запоминаются. Когда героиня, к примеру, дотумкивает привязывать верёвку к стрелам, чтобы наводить переправы в горах, ты не хлопаешь себя по лбу, мол, да я же знаю, где это может пригодиться, сто раз мимо пробегал! Пригождается обычно где-то поблизости. Если забить на нудный эксплоринг, полностью отдавшись во власть сценаристов, про бэктрекинг вспоминать вообще не придётся. Хотя возможность вернуться практически в любую точку есть. Как на своих двоих, так и с помощью системы фесттревелинга. Говорят, поначалу разработчики хотели подарить Ларе лошадку для покрытия больших расстояний в короткий срок, но потом передумали. То ли потому, что лошадки скверно лазают по скалам и натянутым верёвкам, то ли чтобы лишний раз проект не сравнивали с «Зельдой». Вместо этого чуть ли не каждый походный лагерь, которыми усеян остров, тупо снабдили телепортом.

Главной фишкой нынешнего перезапуска пиарщики провозгласили так называемый сюрвайвинг. В плане выживательного геймплея, увы, не срослось: увешанная с ног до головы оружием Лара – самый главный источник опасности; а вот к сюжету это слово вполне применимо. Ибо здешний сюжет – галимый сюр. Ахинея про жестоких бородачей под предводительством тёзок российских президентов, разговаривающих с адским акцентом, которые служат культу древней японской императрицы и безжалостно мочат почти всех, кого угораздило попасть на проклятый остров. Доверия такой креатив уровня малолетнего школоло, мягко говоря, не внушает. Надежды на серьёзность намерений сценаристов рушатся уже в одной из первых заставок, сразу после вступления, когда подружка Лары, японка по национальности, вспоминает легенду о солнечной Пимико. Мол, пару тысяч лет назад эта владычица Японии командовала армией воинов-самураев, штормовых стражей. Да ну?! А княгиня Ольга с отрядом красноармейцев ей случайно не помогала? Это как у хохмача Шуры Каретного в «Слове о полку Игореве»: «…В те далёкие времена, когда половцы на Советский Союз напали». Для справки: самураи, какими мы их знаем, появились в прошлом тысячелетии, где-то в районе XII века, по ходу противостояния родов Тайра и Минамото. Две тысячи лет назад о них слыхом не слыхивали. Впрочем, несмотря на очевидные косяки, сюжет интригует, практически до самого конца подогревая любопытство – чем на самом деле обернётся тайна острова? И тем сильнее разочарование от банальной развязки с роялем в кустах.

Новый Tomb Raider настолько далеко отошёл от корней, что при всех своих достоинствах вряд ли придётся по душе фанатам классических частей. И не верьте тем, кто утверждает, будто головоломки здесь есть, просто они опциональные и запрятаны в специально отведённых местах. Чушь. Нет в пещерах никаких головоломок, есть лишь примитивные полосы препятствий с использованием простейших физических законов, где нет необходимости ни мозг подключать, ни чудеса ловкости демонстрировать. Однажды мне показалось, что столкнулся с непростой загадкой. В одной из сокровищниц была стена, по которой можно лазать, но шершавая поверхность для ледоруба начиналась высоко – просто так не допрыгнуть, а рядом, на небольшом уступчике, валялась доска. В целом задача была ясна: разбежаться по доске и прыгнуть, но без противовеса она всё время падала. О том же заботливо, но настойчиво капитанила и сама Лара. Я каждый сантиметр пещеры прощупал, ища чёртов противовес – ни-че-го, пусто, а потом вдруг заподозрил неладное и перезагрузил сейв. Вуаля – по пещере раскиданы канистры, которые можно подбирать и бросать куда угодно. Ну почему я сразу-то не сообразил, что нарвался на элементарный глюк? Ведь не было до этого ни одной сложной головоломки.

Перестрелки с островитянами прикольные, особенно, если пользоваться только луком, но челенджа здесь тоже явно недостаёт. Даже на «харде» мочить оккультистов слишком легко. Иногда, правда, AI начинает читерить, убивая буквально парой автоматных очередей. Происходит это мгновенно – только что Лара бегала живчиком, и вот уже валится замертво. Случается нечасто, и только когда путь преграждает особенно большой отряд бородачей – кто-нибудь из них да подкрадётся с фланга. Вот честно: не успеваешь даже перекатиться после первого попадания, добивают сразу. С тем же Нэйтэном Дрэйком такого беспредела не бывает, хотя сложность в Uncharted гораздо выше. Но если не расслабляться и не выпендриваться, пытаясь валить всех подряд горящими стрелами, а юзать весь арсенал «стволов», проапгрейженных веточками, шишечками и косточками зверушек, серьёзных проблем возникать не должно. Зачастую жёсткого экшена вообще можно избегать, стоит лишь внимательно осмотреться. Наверняка подвернётся шанс сбросить плиту, заботливо подвешенную разработчиками над головами врагов, или пальнуть во взрывающуюся бочку. Tomb Raider 2013 – он весь такой: кинематографичный, зрелищный, удобный. Не утомляющий загадками. Словом, почти идеальный блокбастер. Разве не все желают именно этого?! Дело за малым: избавить будущие выпуски от атавизмов, вроде опциональных пещер с головоломками и нудного эксплоринга ради ненужной «прокачки», и казуалы получат безукоризненный современный боевик. Ну а я, пожалуй, подожду следующего перезапуска.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.