Среди всех тех, кто создавал для нас легенду о «Великом Dраконе», имя Валерия Корнеева стоит особняком. Человек, который талантлив действительно во всём: и в словотворчестве, и в художественно-дизайнерской сфере, и в общении с людьми. Кроме того, он оказался единственным автором «золотого» состава журнала, который не расстался с игровой журналистикой после ухода из «ВD» – сейчас его тексты можно найти на страницах «Страны Игр». Кроме того, легендарный Агент Купер является главным редактором уникального для России издания «АнимеГид», посвящённого японской анимации. Мы очень благодарны Валерию за то, что он нашёл время для небольшого интервью нашему онлайн-журналу. Полагаем, это станет неплохим подарком нашим читателям к Новому Году и Рождеству.
GDD: Итак, каким образом состоялось ваше первое знакомство с журналом «Видео-АСС Dendy»?
Валерий «Агент Купер» Корнеев: Купил в киоске «Союзпечати» в 1993 году.
GDD: Что же подтолкнуло вас к тому, чтобы стать одним из сотрудников журнала, и с чего именно начинался ваш творческий путь?
ВК: Послал в редакцию описание секрета для Double Dragon на Dendy. Опубликовали. Нарисовал комикс. Опубликовали. Сочинил статью. Опубликовали. Понравилось и вошло в привычку.
GDD: Расскажите, пожалуйста, о внутренней жизни журнала на заре его существования, о первых авторах, о внутриредакционных взаимоотношениях.
ВК: Зарю существования не застал – тогда редакция была безвидна и пуста, тьма довлела над бездною, и В.В. Поляков носился над водою. С двадцатых номеров, когда в коллектив влились известные персонажи, началась обычная редакционная жизнь хорошо сработавшейся команды – разве что с поправкой на возраст. Кто-то играл в журналистику, а кто-то ею занимался, делая вид, что играет. Восьми-девятиклассники получали практические навыки, которыми студенты журфака обзаводятся на втором-третьем курсах. Всё вертелось на энтузиазме, гонорары смешили, праздником была разгрузка фуры со свежим номером.
GDD: Поведайте нам, с чего началось ваше увлечение аниме. Когда и как вы с ним познакомились, каким образом смогли добиться, чтобы эта тема попала на страницы журнала о видеоиграх?
ВК: Виноваты сериалы «Макрон-1» и «Роботек» на телеканале «2х2». Когда стали мелькать японские видеоигры, выполненные в похожей стилистике, это стало бесповоротно интересно.
Первый материал об аниме подготовил Lord Hanta. В 1997, кажется, году он аккумулировал доступные на тот момент сведения (во французском журнале Joypad, к которому у нас был доступ, существовала регулярная аниме-рубрика). Дальше в редакции объявился Слава Макаров из первого в стране аниме-клуба R.An.Ma, насчитывавшего тогда около двадцати членов, и сразу я напросился к ним – это означало доступ к огромному количеству информации и неплохой фильмотеке. Вскоре появилась возможность готовить выпуски «Мира Anime», выходившие практически в каждом номере «ВD» на протяжении пары лет.
GDD: С чем был связан ваш уход из журнала? Решающее значение имели какие-то материальные факторы, или вы просто почувствовали, что вам необходимо попробовать свои силы на несколько ином уровне?
ВК: В 1997 или 1998 году, когда «ВD» был на самом пике, мы с Хантой, памятуя об уходе Duck Wader’a, Вовы Суслова и Big Boss’а, весело спорили, кто из нас двоих дольше останется в редакции. По всему выходило, что обоим сидеть в любимом журнале до пенсии, не ведая хлопот. И буквально через несколько месяцев всё начало разъезжаться. Авторский коллектив – по крайней мере, активная московская его часть – резко стал взрослеть, возникли другие интересы, многие просто отошли от игр. Появились «юные авторы», качество текстов рухнуло. Для многих вчерашних читателей публикация в «ВD» была конечной целью, они не думали о восприятии материала сторонними людьми, насыщали тексты только им понятными шутками, совершенно не представляя себе устройство игровой индустрии. Чуть ли не в каждой заметке встречались искажённые сведения и названия, ошибочные выводы – всё из-за нулевой квалификации авторов, просто не ориентировавшихся вне рамок собственных игровых коллекций.
Какое-то время я занимался редактурой этих материалов, стараясь вылавливать хотя бы самые откровенные глупости, потом глупостей стало слишком много, а я огляделся вокруг и увидел, что правлю невесть что в издании, давно ставшем бледным подобием журнала, который мы когда-то делали все вместе.
GDD: Теперь давайте коснёмся того периода вашего творчества, который связан с работой в журналах издательства (game)land. Каким образом вы туда попали? Считаете ли, что смогли достичь там нового профессионального уровня?
ВК: После окончательного ухода из «ВD» в 2000-м я около года не был связан с видеоиграми, работал арт-директором в онлайновом информационном агентстве. Быстро наскучило. Игровая пресса оставалась симпатична, и летом 2001-го я устроился в «Official PlayStation Россия», за несколько месяцев дослужился до редактора, последние два номера этого журнала в 2003-м сдавал в должности главреда. С 2002 года и по сей день пишу для «Страны Игр», за первые восемь месяцев прошёл там путь от автора-внештатника до заместителя главного редактора.
Конечно, «OPM» и «СИ» стали следующей ступенью, совершенно новой школой. Более оперативная журналистика («Страна» сдаётся раз в две недели), репортажи с главных игровых выставок, командировки и «живые» интервью, аналитика с привлечением закрытых источников, работа с большей аудиторией, даже достойные гонорары – всё было в новинку. Мне очень повезло с главными редакторами. Если человек работал с Валерием Поляковым и Мишей Разумкиным, но так и не стал настоящим профи – значит, он бездарно распорядился уникальными возможностями.
GDD: Ваша нынешняя работа – это то, чего вы хотели добиться на данном этапе жизни, или же вы мечтаете о чём-то большем? Каковы ваши дальнейшие творческие планы и связаны ли они только с аниме и журналом «АнимеГид»?
ВК: «АнимеГид», который я сейчас выпускаю – удачный эксперимент, доказавший, что в России можно издавать качественный журнал об аниме крайне ограниченными силами. Редакция состоит из десятка авторов, корректора, двух художников и главреда, совмещающего обязанности арт-директора, технического редактора и верстальщика. Все работают дома, общаясь через интернет. Большинство членов редакции живут в разных странах – России, Японии, Эстонии, Канаде, Великобритании и США; многие никогда не виделись друг с другом. Тем не менее, нам удалось сделать журнал, весьма благосклонно принятый читателем, интересный как давним отаку, так и новичкам, только-только начавшим знакомство с аниме и мангой. Творческие планы разнообразны. Например, хочу поставить коммерчески успешный анимационный фильм.
GDD: Расскажите немного о себе как о человеке. Какой вы в обычной повседневной жизни? Чем увлекаетесь (кроме работы)? Какие качества считаете главными в людях?
ВК: У меня отвратительный характер, я предельно ленивый эгоист. Большую часть суток я сплю, это можно считать основным увлечением. Остальное время работаю. Главными качествами полагаю ум, любознательность, адекватность, добропорядочность и чувство юмора. Это не значит, что я ими обладаю.
GDD: Какие чувства вы испытываете к «Великому Dракону» сейчас, когда журнал мёртв?
ВК: Всё хорошее когда-то заканчивается. Уступая дорогу другим хорошим вещам.
GDD: Верите ли вы, что журнал удастся когда-нибудь возродить из пепла? И нужно ли это вообще – может быть, он должен остаться именно легендой, памятником эпохе зарождения отечественной игрожурналистики?
ВК: Never say never. Я плохо представляю, как обновлённый «ВD» мог бы существовать на нынешнем густонаселённом рынке русскоязычных игровых изданий. Через какое-то время ситуация изменится, аудитория пресытится схожими журналами и появится ниша, которую могло бы занять издание с определённым, хм, подвыподвертом. Как оно будет называться – пусть решают те, кто рискнёт его выпустить.
GDD: Раскройте, наконец, тайну: кто же такой Великий Дракон?
ВК: Вы не хотите этого знать.
—
Читателям наверняка будет интересно взглянуть на то, как выглядел редакционный коллектив во времена расцвета «Великого Dракона». Вот небольшая подборка снимков того времени: flickr.com/photos/valkorn/sets/1365747