По-настоящему файтинги начались в 1991 году – с выходом замечательной аркадной игры Street Fighter II: The World Warrior. Тогда у Capcom получилось разложить всё по полочкам, сформировать нечто целостное из своих ранних наработок, никудышных спортивных симуляторов, «битемапов» и всевозможных зачаточных драк того времени. Без сомнения, на что-то авторов натолкнули фильмы с восточными единоборствами, но вместе с тем они привнесли воз и маленькую тележку свежих идей. И пошло-поехало.

Оглядываясь назад, кажется, будто некоторые платформы были созданы специально для этого жанра – посмотрите, как он пышно цветёт на клумбах Dreamcast, сверкает на небосклонах PlayStation и мельтешит на автоматах NeoGeo. Но была, была ведь жизнь и до 1991 года, верно? И «первобытным» геймерам тоже хотелось почесать виртуальные кулачки (о, я очень хорошо понимаю эту любовь) о чьи-то не менее виртуальные физиономии. Многим игровым системам повезло родиться значительно раньше второй части Street Fighter – в частности, всеми любимую NES японцы спустили на воду в 1983 году, смачно разбив бутылку шампанского об надпись Famicom (тамошнее название). К судьбоносному моменту выхода «капкомовской» аркады приставка ещё была на плаву, но по своим техническим характеристикам напоминала ржавую тихоходную баржу, значительно проигрывая следующему поколению в лице Genesis и Super Nintendo. Этим, скорее всего, и объясняется тот факт, что при портировании SF II и многих других хитов разработчики от раза к разу отдавали предпочтение «шестнадцатибитным» системам.

Я не буду затягивать волынку о том, какая изумительная машина времени эта NES, и почему на ней надо играть в 2006 году. Главное, что следует запомнить: Dendy – машина удивительная, и на ней хватает занимательных игр. Те, давешние игрушки, обладали каким-то очаровательным непричёсанным шармом. Да и нынешнее погрязание в сиквелостроении фактически отсутствовало, а потому каждый проект по-своему уникален. Но нет! Прочь! Долой эти сентиментальные ноты! Давайте просто совершим небольшой экскурс в прошлое, заглянем в древние «восьмибитные» времена и посмотрим, чем жили геймеры (а некоторые и сейчас не брезгуют), как формировался жанр виртуального поединка, пощупаем мускулы не погрязших в неиграбельном болоте заварушек, поглядим, чего стоящего нам дали наши китайские друзья. Словом, определим, в каких играх и сейчас не грех скрестить шпаги или кулаки на нинтендовской старушке.

 

Удивительные первопроходцы

Первое, к чему мы обратимся – проживающие на улицах с разбитыми фонарями (во всех смыслах) игры жанра beat’em up. Вернее, не совсем «битемапы», как мы их теперь знаем и о которых можно написать не одну статью, а «недобитемапы», или не до конца отпочковавшиеся от «битемапов» файтинги – как вам больше нравится. Отличительные черты: архаичность даже по меркам NES; враги нападают по одному, имеют такой же запас движений, как и главный герой; линейка здоровья у злодеев тоже полновесная – падают далеко не с первого удара. Бой проходит как в классических рисованных файтингах – в одной плоскости. От «битемапа» здесь передвижение слева направо по аскетичным японским задворкам (кроссплатформенный хит тех лет – Karateka, выпущенный в 1984) и препятствия на пути. Это могут быть растревоженные шумом граждане, которые упражняются в сбрасывании горшков на макушку главного героя (незамысловатая, как пробка, Urban Champion из того же 1984 года) или налетающие временами, хищные и на редкость голодные птицы. Конечно, эти игры уже не будоражат воображение, как двадцать лет назад, но ведь верно говорят, что всё гениальное – просто. Удивительно плавная анимация Karateka способна загипнотизировать надолго.

Теперь снимите боксёрские перчатки с гвоздика – на повестке дня бокс. Бокс, конечно, не файтинг, однако к поединкам относится, не зря же первый босс в SFII – Balrog? Стремясь во всей красе передать разворачивающийся на ринге спектакль с четырьмя активно действующими перчатками, разработчики здорово поэкспериментировали (хочется написать «поиздевались») над этим видом спорта в рамках заведомо слабой для этой благородной цели консоли. Пользуясь тем, что идти никуда не надо (ринг – он и в Африке ринг), игростоители наворотили такого, что страшно вспомнить. Большинство проектов отличается самыми смелыми ракурсами – то вид из-за спины (George Foreman’s KO Boxing, 1992), то в изометрии, то мы видим лишь контуры перчаток, а экран раздвоен: на одном – вы, на другом – ваш соперник (World Boxing,1990). Тут вам и блок, и уклонения, и шкала усталости, иногда – выбор боксёра. И даже возможность отрегулировать характеристики бойца в соответствии с личными предпочтениями. Боксёры тоже забавляют – то скачут как козлята, то все похожи, как братья – эдакие маленькие воннегутики в разноцветных шортиках (Ring King, 1987). То вообще приходится драться против каких-то перепивших марсиан (Power Punch II, 1992). Что сказать? Молодцы! Почти все игры очень занятные и качественные, выделить что-то сложно. Пройдёт время, и такие весёлые пародии на бокс исчезнут – обманутые мощью свежевыпеченных приставок, разработчики увязнут в попытках сделать реальный симулятор. Лишь иногда селекционеры-инноваторы будут выводить замечательные псевдобоксы, наподобие Ready 2 Rumble и Super Punch-Out!! (последний на NES тоже имеется, но до приставки «супер» ему расти было ещё года четыре).

Однако ж, чего это мы с вами размахиваем одними руками? Давайте окунёмся туда, где вовсю порхают камни и сверкает магия. Характерные черты таких игр – завидная прыгучесть бойцов (что нетрудно понять – вправо-влево не отскочишь, а от пролетарских кирпичей уворачиваться как-то надо), наличие сюжета и ярко выраженное разнообразие в рядах врагов. Первым на арену, целиком не помещающуюся на экране, выходит Street Fighter 2010 (1990). Здесь на игрока выливают ушат совершенно фантастического сюжета и выдают в личное распоряжение одного из персонажей первого аркадного турнира уличных бойцов (1987 год выпуска, если кто не знает). Парня зовут Кен, он резво машет кулаками и ногами, истребляя всевозможных инопланетных чудаков и их малохольных приспешников, исполняющих здесь роль парящих кинжалов. Даже не верится, что из подобного материала произошли экшены в стиле Boss Battles (Mega Man The Power Battle, Cannon Spike). Немногим привлекательнее выглядят поделки от Bandai. Бестолковые зарубы на основе известных аниме-сериалов (Dragon Ball, Yuu Yuu Hakusho), которые и сейчас с завидным упорством выползают на современные консоли. Но в боевой системе, кажется, за пятнадцать лет ничего не поменялось. Всё те же странные удары, высокие прыжки; главная цель и особенность – накопление «отрицательной» энергии и её благополучная разрядка в оппонента.

Если вам попадётся Yuu Yuu Hakusho – Bakutou Ankoku Bujutsu Kai (1993), сыграйте; довольно забавно скакать вокруг дюжих молодцев и уворачиваться от их богатырских ударов, вынашивая за душой файербол. Шучу-шучу – одно издевательство и титанический уровень сложности. Да и не верю я, что вам эта игра попадётся с правильным названием, а не как, допустим, Flea’s Cirque. А если всё-таки тянет пошвыряться магией, отыщите Destrega для PS one – замечательная вещица!

 

Тяжёлая участь

Что? Вам не по нраву тонкие материи и всякие эфемерные штуки? Тогда есть борьба – валяйтесь в грязи сколько душе угодно. Вот мы и добрались до «боёв без правил», места обитания здоровенных бугаёв, безнадёжно влюблённых в маскарад и с лёгкостью обживающих любую платформу. Насколько это бестолковый «спорт», настолько и неинтересные игры. Факт же в том, что любителей подобных развлечений хватает. Разработчики, ничего особенно не изобретая, стремятся «толкнуть» страждущим кучу игр самой разной степени привлекательности и паршивости. Спектр широк. От такого примитива как M.U.S.C.L.E. (1986), до навороченных акул жанра, где можно и за ринг вылететь, и стулик тренера об кого-нибудь разбить, и перед боем покачаться-потренироваться; с пачкой опционального счастья и всестороннего тюнинга «борцов», великолепной графикой (WWF Steel Cage Challenge, 1992), анимацией (Toukon Club, 1992), оцифрованной речью (WCW World Championship Wrestling, 1989) и даже действующим комментатором (Tecmo World Wrestling, 1990)! Но все эти прелести – пустое место для человека, неискушённого в области американских телешоу (кроме возможности погонять за хохла в игре М.У.С.К.У.Л.).

Имеется на «денди» и такая экзотика, как симуляторы сумо, где всё сводится к бешеной долбёжке по кнопкам, и, наоборот, очень продуманный, качественный чемпионат мира по дзюдо Moero!! Juudou Warriors (1990). Есть и турниры по карате, причём в каждом, как на подбор, очень любопытное управление и масса ударов, которую ещё надо «найти» на геймпаде. Больше всего народной любви на этом поприще снискала Best of the Best (1992) – игра по одноимённому фильму, покорившая обладателей сразу нескольких платформ. Для победного шествия по головам оппонентов, лучшему из лучших требуется твёрдое владение буквально каждым приёмом, так как удары различаются по дистанции, скорости, силе и точке приложения. Соответственно, очень важно их своевременное применение. Здесь нет идиотских прыжков, бойцы не «упираются» друг в друга – на экране реальный бой, анимированный на железную пятёрку с плюсом и напоминающий чем-то мегахит всех времён и народов Way of the Exploding Fist, ни одна из частей которого на NES, к сожалению, не появлялась. Зато на этой консоли имеется «порт» игры, на основе которой был сделан Fist – Karate Champ (1986). Это чуть ли не первый аркадный файтинг, вышедший в 1984 году. Karate Kid (1987) – вещь проходная, стандартный пример переложения фильма. Бои на ринге чередуются с «битемапом», причём управление не меняется – вы можете представить себе, как это коряво?! Другое дело – Hiryuu no Ken Special: Fighting Wars (1991), одно из ответвлений дожившей до наших дней серии экшен-платформеров Fist of the North Star. Неплохой турнир с выбором бойцов, многочисленными боевыми стилями, настройками и злодейскими иероглифами.

 

Герои почти нашего времени

Самое забавное, что до поры никто особенно не горел желанием сделать полноценный файтинг. А между тем, в 1988 году вышел на редкость успешный фильм «Кровавый Спорт», воскресивший любовь западного зрителя к восточным единоборствам. И вот, пожалуйста – абзац, посвящённый попыткам соорудить именно 2D-файтинг, каким мы его теперь знаем. Правда, первый наш экспонат появился задолго до Bloodsport. Это широко известная драка от Konami, которую почти всегда можно было найти в дармовых (прилагающихся к NES при покупке) сборниках «9999 in 1». Yie Ar Kung-Fu (1985) изначально вышла на аркаде, при портировании на NES графика упростилась, но и то, что осталось, производило очень приятное впечатление. Вердикт будет краток: у Konami получился продвинутый и стильный для своего времени хит. В Fighting Road (1988) ваш подопечный путешествует по неведомой стране с иероглифической письменностью и агрессивно настроенным населением, которое он вразумляет по мере своих сил и возможностей. Кулак на кулак, тапочек на тапочек – когда я впервые увидел это, чуть со стула не упал. Подножки, броски, удушения, прокачка любимых ударов после каждой победы. Сразу видно руку маститой фирмы Toei Animation, а не каких-то недотёп из Namco со своей нелепой красоткой Tenkaichi Bushi – Keru Naguuru (1989), которую даже второй раз в приставку вставлять не станешь.

Уже после выхода второго турнира уличных бойцов, вмиг ставшего эталоном жанра, на «восьмибитное» железо гордо прошествовали два интересных файтинга. С первого взгляда на Joy Mech Fight (1993) этого, правда, не скажешь. Всё дело в странноватом дизайне бойцов, сделанном хитрыми «нинтендовцами», видимо, для разгона динамики. «Вектормена» помните? Вот что-то из этой области. Но не обманитесь, все атрибуты на месте: много играбельных персонажей, блок, коронные приёмы, быстротечные поединки и ставший обязательным режим схватки друг против друга. Ну а второй мордобой, носящий громкое имя Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters (1993), с лёгкой руки Konami был перекинут также на Genesis и SNES. При этом все три версии разнятся настолько, что считать их одной игрой не совсем верно. Тут как с Batman Returns – три разных проекта под общей крышей, но «восьмибитный» по праву считается самым крутым. О, какие там жаркие схватки! Какая скорость, какая динамика! Суровые броски в другой конец экрана, быстрый бег, шарик для метания во врага (один на двоих, сначала отними)! Технически – предел совершенства для NES: комнаты с многоуровневым скроллингом, оцифрованные крики… За этой игрой запросто можно просидеть не один час, очнувшись с красными глазами и стёртыми подушечками пальцев. Главное, чтоб товарищ был – так ещё интересней.

И, наконец, два алмазика, которыми мы будем любоваться отдельно. Язык не поворачивается назвать их «файтингами» или «поединками». Жанр Tsuppari Wars (1991) и Nekketsu Kakutou Densetsu (1992) – именно «драка», «искромётная заварушка», и никак иначе. И если первый образчик – простоватый мордобой, без особых изысков, с комичными представителями преступного мира, смешно выпучивающими глаза, то Nekketsu Kakutou Densetsu – это песня! Это настолько дремучая смесь, что стоит опустить в неё специальный градусник (у меня есть такой – на полке, рядом с пирожком), то показатель безбашенного позитива на нём зашкалит. Так и хочется восстановить справедливость, заставив производителей всех party games отчислять пенни незаслуженно обанкротившимся сотрудникам Technos Japan. Да, да, тем самым талантливым людям, что подарили миру величайшего спортсмена Кунио Куна! О Nekketsu Kakutou Densetsu можно говорить только в превосходных тонах. Это тот самый случай, когда в две кнопки джойстика впихнуто столько действий, что всерьез задумываешься о волшебстве. Заломы, перехваты, добивания, магия, швыряние туловищами незадачливых противников… Поверьте, здесь есть, чем заняться. Каждая комната – это танец на лафете! Это драки на льду и в воде, это огонь, электрический ток, шипы и медные трубы! Это море веселья, это выбор из шестнадцати персонажей с уморительными мордахами и разными стилями борьбы. А если у вас нет друга, его заменит компьютер – схватки проходят двое на двое, и можно случайно надавать своему боевому товарищу по физиономии. Или, наоборот, скооперировавшись провести какой-нибудь суперприём. Если вам доводилось встречаться с Power Stone, описанной мною в GDD #2, вы легко сможете представить, что творится на экране.

На NES по теперешним меркам довольно мало драк, но почти все они яркие, самобытные, запоминающиеся. Тем, кто приравнивает геймплей стареньких игрушек к «восьмибитной» графике, полагая, что бои в файтингах на «денди» сводятся к примитивному жонглированию парочкой ударов, в качестве пособия по истреблению невежества рекомендую ознакомиться с Best of the Best, Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters и Nekketsu Kakutou Densetsu. Ручаюсь, ваше мнение изменится. А если вы просто всё уже позабыли, то как-нибудь (только не заставляйте себя!) найдите приставку за шкафом, сдуйте с неё пыль и загляните в детство. И тогда, возможно, вас удивит, что ещё в одной из самых первых драчек, простом как скрепка «Городском Чемпионе», был блок, а вы уже это почему-то забыли. И что Yie Ar Kung-Fu можно проходить по кругу множество раз, радуясь, как ребёнок, возрастающей сложности. Есть ли жизнь на NES? Есть! За сим позвольте откланяться.

 

PS. Выражаю огромную признательность Алексею «Pinball Wizzard» Беспалько и моей маме!


Автор:

Maxo

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.