Брюс всемогущий

Когда Konami впервые явила на свет Contra, этот эталонный боевик, Брюс Уиллис ещё не снялся в «Крепком Орешке», а был известен миру как выдающийся комик и музыкант (если кто не в курсе, Уиллис спасает мир не только брутальностью, но и блюзом). Такой человек на обложке «Контры» смотрелся бы как минимум странно. Пришлось срисовывать Билла и Лэнса с Терминатора и Рэмбо, внешность которых внушала уважение, но вот этой обаятельной улыбки а-ля «Сейчас я вам кишки выпущу» им явно не хватало. Впрочем, середина 80-х была творческим пиком Сталлоне и Шварца, поэтому ход издательства оказался тактически верен. Брюс дождался своего звёздного часа в следующем десятилетии.

Поколения менялись, на рынке воцарилась PS one, где у сериала Contra случились целые две детские неожиданности: Legacy of War (1996) и The Contra Adventures (1998) от авторов The Lost World: Jurassic Park, студии Appaloosa Interactive. За эти два экзерсиса компания была единодушно предана анафеме, а сами игры не выходили в Европе и Японии, дабы не позорить честное имя серии. Но свято место, как известно, пусто не бывает – с падением «Контры» (временным, шестое поколение ещё даст прикурить) возвысился One от Visual Concepts, который был отличным экшеном класса «беги и стреляй», умело использовал трёхмерную графику и был напичкан под завязку по-голливудски зрелищными моментами, вроде полёта на крыше футуристического корабля над городом или бегства от полицейского вертолёта по взрывающимся платформам. В отсутствие вменяемых конкурентов, эта вещь получила культовый статус и неплохие отзывы в прессе. Почва была благодатной, и крайне странно, что посеяно в неё так мало. Из более-менее известных аналогов: Assault Retribution, Retro Force, Millenium Soldier: Expendable и герой моего рассказа – хит 1998 года Apocalypse, лицом которой стал заматеревший Брюс Уиллис.

Neversoft, ранее отметившаяся платформером Skeleton Warriors и «портированием» на PS one «писишного» суперхита MDK, постаралась сделать залихватский боевик со звездой – и сделала. Хотя без откровенных казусов не обошлось. Главный казус Apocalypse лыс и харизматичен, но в общении несуразен. Первоначально Брюсу отводилась роль второстепенного персонажа, он должен был сопровождать игрока и всячески подзадоривать коронными фразочками. Однако разработка затянулась, и Брюс, будучи занятым человеком, вежливо откланялся по истечении контракта. Пришлось вносить изменения в сценарий. Оцифрованная внешность актёра досталась Трею Кинкейду, протагонисту игры, а количество произносимого им текста в разы сократилось. Сами реплики звучат, как выразился один заграничный рецензент, «будто Уиллиса заперли в туалете с диктофоном», а содержимое плёнки в случайном порядке разбросали по пути. Кинкейд разговаривает с кем-то невидимым, к тому же невпопад. Эта недоработка несколько портит впечатление, и не будь Apocalypse хороша в остальном, её можно было бы похоронить в одной могиле с «Контрами» от Appaloosa.

Завязка достаточно традиционна для игр тех лет – наступило будущее, не сулящее ничего хорошего простым людям. Гениальный учёный-фанатик по кличке Преподобный основал научно-религиозный культ Апокалипсиса и вызвал к жизни Четырёх Всадников дабы приблизить Конец Света. Трей Кинкейд некогда был коллегой Преподобного, а теперь он – единственный человек, способный остановить злодея и забороть вызванных им чудовищ. Вот только человек этот в тюрьме. Ненадолго. Игра начинается с побега в духе Брюса Уиллиса: тонны трупов, взрывы и разрушения. Проделав долгий и скверно пахнущий путь по канализации, Кинкейд оказывается в городе будущего, дизайн которого заставляет свистеть в голос – чувствуется влияние Сида Мида с его декорациями «Бегущего по Лезвию», правда, лишь идейное – сам художник над игрой не работал. В городе вам предстоит отыскать и уничтожить Всадников, прикидывающихся обычными людьми. Ну как – отыскать. Опять же, в духе Брюса Уиллиса: убить всех, кто шевелится, а там, может, кто-то окажется Всадником. Экшена в игре не просто много – он льётся через край, выплёскивается из экрана в лицо игроку фонтанами драйва. Так и хочется рычать по-звериному и продолжать, продолжать до самых финальных титров.

Всего вас ждёт одиннадцать уровней, четыре из которых посвящены битвам со Всадниками. В конце остальных главари тоже будут, но похлипче. Противники натурально наводят жути – не в последнюю очередь благодаря тому, что их не показывают близко, а ограничиваются зловещими силуэтами. То, что явлено вблизи, выглядит брутально благодаря малому количеству полигонов, но это не изъян – наоборот, в контексте игры это плюс, поднимающий градус гротеска и усугубляющий обстановку. Этот хрупкий мир, которому недолго осталось не столько из-за Всадников, сколько из-за характерной манеры передвижения Брюса Уиллиса, весьма мрачен и атмосферен. Конечно, почувствовать в полной мере хаос будущего не дадут – всё мельком, впопыхах, но киберпанковую начинку Apocalypse каким-то непостижимым образом успеваешь ощутить.

Геймплей можно описать тремя словами: беги, стреляй, прыгай. Никаких паззлов, сюжетных миссий и задушевных бесед – чистый концентрат экшена, приправленного зрелищными сценами, качественной 3D-графикой и камерой с меняющимся ракурсом. Враги набегают пачками, только успевай отстреливаться, но это не делает игру чересчур хардкорной. Среди геймеров Apocalypse считается довольно лёгкой, хотя два последних уровня все в один голос называют по-настоящему сложными. Благодаря прыжкам и камере. Прыгать приходится довольно много, во время прохождения меня не так заботили противники, как эти проклятые прыжки. Благодаря меняющемуся ракурсу камеры вы не всегда сможете верно оценить расстояние между платформами. Немного непривычно, что прыжок висит на «шифте», хотя со временем дискомфорт проходит и от динамики натурально получаешь удовольствие. В конце концов, это первый вменяемый dualstick-шутер, позволяющий в полной мере прочувствовать преимущества аналогового контроллера перед цифровым – если новые джойстики позволяют вам одним стиком управлять героем, а вторым стрелять в нужном направлении, то на старом цифровом придётся зажимать две стрелки чтобы палить по диагонали.

В звуковом плане, помимо неудачи с Брюсом Уиллисом, интересна реализация саундтрека – когда вы идёте по городу и на огромном экране видите музыкальное видео какой-то группы, музыка с этого видео заменяет фоновую. Если честно, это слушается ужасно – трекер будто бы прыгает от одного к другому, действуя на нервы. Слава Богу, в поздних уровнях такого нет. Сама же музыкальная часть примечательна тем, что содержит композиции System of a Down и Moonspell, и вообще очень хорошо подходит к хаосу, творящемуся на экране. В целом игра получилась динамичной и увлекательной, в год выхода получила «семёрки» от профильной прессы. Если убрать именитого актёра, заменив обычной моделькой с озвучкой от обычного человека, получился бы хороший боевик в духе «Контры», только с умелым применением новых технологий. Впрочем, никто не мешает сделать это мысленно и наслаждаться Apocalypse без всяких оговорок. Я именно так и поступил.


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.