Дюк, стрельба и унитазы
Покуда 3D Realms долго и мучительно пилила свой эпохальный Duke Nukem Forever, любимый народный герой вовсе не почивал на лаврах. Дюка то и дело отправляли в удивительные консольные командировки – то на PlayStation, где он со всей своей слоновьей грациозностью косплеил Лару Крофт на «движке» от «Томб Райдера», то на Nintendo 64 с её очень дружелюбным джойстиком, а то и вовсе на «портативки». Как это ни удивительно, именно там в итоге появилась игра, по духу и даже чисто внешне близкая к каноническому Duke Nukem 3D.
Duke Nukem Advance выглядит минималистично. Неброское визуальное оформление, всего лишь четыре уровня (длинных и разбитых на под-этапы, но всё же), легко пробегаемых за час или чуть более. Зато – целая армия свинокопов! И прочей инопланетной нечисти, от которой старина Дюк спасает старушку Землю в чёрте какой раз. Руководит процессом спасения по рации аж целый генерал, так что если вдруг в «дюкиниаде» кому-то интересен сюжет, то его здесь очень даже немало. Правда, в виде таких же минималистичных, как и всё остальное, текстовых диалогов, но всё-таки. По приказу начальства Дюку предстоит посетить далёкий Египет с его пирамидами, солнечный Сидней с толпами чудищ на улицах, а финальным аккордом станет уничтожение изнутри гигантского инопланетного корабля. Отличный маршрут для увлекательной поездки.
«Отправляясь в дальний путь, ружьё начистить не забудь!» – подумал про себя Дюк, и начал собирать манатки. Ему, как обычно, пригодились кованые армейские башмаки, которыми так удобно мять свиные рыла, пистолет, старая добрая берданка, рокет-лаунчер и бомбы. Реактивный ранец пришлось оставить дома, так как в саквояж он уже не поместился, но и без него экипировки хватило с избытком. «Боёвка» очень живая и разнообразная, при этом её не портит управление, рассчитанное ровно под формат GBA. Шифтами можно стрейфиться, а если зажать их оба одновременно, то появится возможность поправить прицел по высоте, хотя это не особо нужно – как и во всех шутерах старой закалки, враг получит свою пулю если просто окажется на линии огня. Стрелять со снайперской точностью здесь не нужно, поэтому осваивается игра изумительно легко.
Ощущается Duke Nukem Advance именно как шутер из начала девяностых. В нём похожие принципы планировки локаций, без перепадов высот и необходимости постоянно вертеть головой. Примерно такой же уровень интерактивности, когда всё вокруг наглухо приколочено, и искренне радуешься возможности прострелить дырку в стене в заранее предусмотренном месте, хотя на самом деле там всего лишь одна кривая текстура меняется на другую кривую текстуру. Конечно же, трупы врагов тоже всегда лежат в одной позе, с какой стороны к ним ни подходи. Всё это навевает сладкую ностальгию об эпохе первого «Дума»; сам Дюк в 1996-м был уже более технологичным, с него в общем-то началась новая эра всего жанра.
А что же старина Дюк? Он остался самим собой. Такой же дерзкий и циничный, за что мы его трепетно любим, в его арсенале по-прежнему вагон перчёных шуточек, и даже легендарная цитата из фильма «Чужие среди нас» – про задницы и жувачку. Всё это дело неплохо озвучено, а в опциях играет очень бодрая музычка. Жаль, непосредственно в игре царит полная тишина, прерываемая хлопками выстрелов да взрывов. Остались на месте четыре фирменных уровня сложности, отличаются они количеством и наглостью инопланетных гадов. Для любителей развлекаться в компании предусмотрен мультиплеер с поддержкой до четырёх участников, остаётся только их найти.
Из всех попыток сварганить шутер для GBA эту я бы назвал лучшей. Разработчики нашли адекватное формату решение, не стали насиловать «железо» малютки неподъёмными для неё техническими задачами и получили в результате очень толковый боевик с узнаваемым дюковским почерком. В него приятно и удобно играть без мышки, что обычно является главным камнем преткновения при адаптации ПК-управления на консолях, а отстреливать толпы свиней и любоваться фонтанчиками из разбитых унитазов – вершина удовольствия для заядлого дюкофаната. Как в лучшие времена!
Автор:
Neon Knight