Боевые роботы – явление достаточно распространённое в мировой фантастике. Немало писателей и сценаристов видели именно таким развитие военно-инженерной мысли для человечества будущего. Однако робот роботу рознь. Если в одном случае это всего лишь управляемые людьми машины, пришедшие на смену привычным танкам да самолётам, то в другом – самостоятельно мыслящие существа техногенного происхождения, порождения человеческого разума, зачастую по сюжету восстающие против собственных создателей. Тем и другим посвящено немало книг, фильмов и видеоигр, но стоит ли смешивать произведения столь разной направленности в одну кучу? Сегодня мы решили сделать нестандартный хит-парад. Вместо общей десятки в нём появятся две пятёрки: в первую попадут проекты, где ключевую роль исполняют ведомые людьми футуристические механизмы, во вторую – боевики с участием киборгов и прочих разумных механоидов в качестве центральных персонажей. Да, маленький нюанс! Это будет ретро хит-парад, поскольку мы рассмотрим классику 8 и 16-битной эпохи, не залезая в современные кущи и на территорию «персоналок».

 

 

5.1 ExoSquad

Playmates / MD – 1995

«Эхо-Взвод» был одним из немногих не-диснеевских мультсериалов, который целиком показали на отечественном ТВ ещё в середине девяностых (правда, почему-то под идиотским названием «Космические спасатели лейтенанта Марша», ну да не суть). Произведение весьма любопытное, если разбираться вдумчиво, в котором хорошие – это земляне-колонизаторы Марса, а плохие – раса восставших негроподобных рабов, искусственно выведенных человеками. В боевике по мотивам мультика, вышедшем эксклюзивно на «Сеге», нам предлагается примерить на себя механические костюмы бравых эхо-лётчиков и сразиться с непокорными неосепиантами. Геймплей разбит на три попеременно повторяющихся сегмента. В эпизодах за лейтенанта Марша мы постоянно куда-нибудь летим с камерой за спиной, расстреливаем несущиеся нам навстречу препятствия и противников. Очаровашка-алконавт и душа компании Бронский раз за разом одолевает этапы с боковым скроллингом, по которым всегда идёт слева направо, подавляя любое сопротивление. А вот для сержанта Риты Торрес разработчиками уготована серия жарких схваток один на один в режиме файтинга. Игру можно было бы упрекнуть в некотором однообразии, однако ощущается она довольно-таки динамичной, а между боевыми сценами демонстрируется огромное количество анимированных заставок, коих хватило бы на целую серию мультфильма.

 

5.2 RoboCop 3

Ocean / NES – 1992

Были в биографии Алекса Мерфи как стремительные взлёты, так и болезненные падения, как удачные «порты» с аркад, так и самостоятельные попытки различных студий осмыслить популярную кинотрилогию. Крайне любопытный феномен представляет судьба игровых воплощений третьего фильма. Надо пояснить важный нюанс. В те времена версии для консолей разных поколений зачастую верстались несколькими командами, никак не координировавшимися между собой. Как следствие, было немало любопытных случаев, когда «младшая по рангу» игрушка оказывалась на порядок лучше и профессиональнее сделанной, нежели её «старшие сёстры». Третий «Робокоп» в этом плане просто-таки образцово-показательный. На фоне отвратительной, практически неиграбельной RoboCop 3 для MD и SNES, её «дендёвая» инкарнация выглядит эталоном 2D-экшена. Прекрасно спланированные этапы с атмосферными городскими декорациями, лаконичная интуитивная «боёвка» с несколькими разновидностями оружия, микро-менеджмент между уровнями (починка потрёпанного в боях Робокопа), одна из наиболее нетривиальных финальных битв в истории видеоигр. Вишенкой сверху – конечно же саундтрек, шедевр синти-вейва безо всяких оговорок и поправок на формат. Нестареющая классика, десятки лет спустя перепроходится на ура, не кажется излишне упрощённой внешне и совершенно не надоедает.

 

4.1 Blaster Master

SunSoft / NES – 1988

Знаю, знаю, вы меня сейчас закидаете вопросами – а где же тут робот? Какой-то танчик на колёсиках, экая невидаль! Хэ-хэй, ребята, да где вы видели танчики, прыгающие по платформам, плавающие под водой, ездящие по потолку, палящие из пушки в любом направлении, хоть вертикально вверх? В Metal Slug?! Ну, знаете ли, это уже другая эпоха, а в конце 80-х, да на NES, такого ещё точно никто не встречал. А именно – удивительного сплава экшена с адвенчурой, сложнейшими лабиринтами, поисками ключевых предметов и возможностью действовать как за штурвалом чудо-танка, так и в пешем режиме. Конечно, чувствуется влияние другого 8-битного хита, легендарного Metroid, однако Blaster Master по-своему уникальна благодаря наличию необычного транспортного средства. Его необходимо апгрейдить, снабжать различными типами снарядов, холить и лелеять. К сожалению, боссы уничтожаются исключительно в пешем режиме, что, на мой взгляд, слегка обедняет творческую задумку – этих бы гигантских крабов с жабами, да приласкать ракетой между глаз! Увы, только из бластера. Но даже столь досадное упущение ни в коей мере не отменяет главного – перед нами один из лучших образцов геймдизайна тех славных лет, с использованием танко-робота в качестве одной из важных механик.

 

4.2 T2: The Arcade Game

LJN Ltd. / GB – 1992

«Терминатор» – одна из наиболее пострадавших от криворуких игровых разработчиков кинофраншиз. Найти хоть что-то приличное в огромной куче релизов крайне тяжело, но всё же бывают приятные исключения из правил. Среди немногих удачных попыток перенести борьбу Арни с коллегами по цеху на территорию виртуальных развлечений я бы отметил аркадный шутер от Midway 1991 года выпуска. Собрав приличную кассу в залах, хит затем разлетелся по домашним и мобильным платформам, причём самая удачная версия, как ни парадоксально, появилась на малютке Game Boy. Из-за скромных размеров экранчика ханд-хэлда водить прицелом по нему было удобно, а лупить боссов достаточно легко и прикольно. Особенно несчастного Т-1000, которого в первой схватке следовало залить жидким азотом из цистерны, практически не стреляя в него самого, а в финальной затолкать выстрелами в резервуар с расплавленным металлом. Как положено аркаде, игра чрезвычайно скоротечна – промчаться насквозь минут за двадцать не составляет большого труда. Появится ли желание возвращаться после этого снова? Почему бы нет, таблицы рекордов ждут своих покорителей.

 

3.1 Battletech (MechWarrior 3050)

Activision / MD, SNES – 1994

Вселенная Battletech в середине девяностых была на пике популярности, видеоигры по теме активно выходили как на «персоналках», так и на приставках. Один из лучших образчиков появился сразу на обеих «шестнадцатибитках», причём оба релиза между собой практически не различались. Авторы проекта старательно скопировали формулу успешной трилогии Strike от Electronic Arts, заменив вертолётик на одну из наиболее узнаваемых боевых машин мира «баттлтеков». Сам геймплей и структура миссий при этом остались стопроцентно «страйковскими», с той лишь разницей, что перед началом очередного задания игроку позволялось немного поупражняться с подборкой вооружения. Один из самых толково сделанных и динамичных изометрических экшенов своей эпохи. Ну а сюжет… Если читали когда-нибудь книги серии от издательства Fasa, то наверняка сумеете сориентироваться в событиях, а если нет, то получите незатейливую историю про какую-то космическую войнушку в далёком XXXI веке. Только боже вас упаси, ни в коем случае не спутайте этот «Мехворриор» с тем, который выходил на SNES годом ранее без циферок в названии. Как играть в мешанину пикселей на экспериментальном 3D-«движке», по правде сказать, не разобрался даже я, будучи давним почитателем франшизы.

 

3.2 Ninja Warriors (The Ninja Warriors Again)

Taito / SNES – 1994

Уж чего-чего, а «битемапов» на Super Nintendo хватает с лихвой. Целая груда аркадных «портов», эксклюзивные сиквелы Final Fight, море японской годноты, в которую можно спокойно играть без перевода. В таком потоке несложно затеряться, однако невнятной на первый взгляд Ninja Warriors парадоксальным образом удалось выкроить местечко под солнцем. С одной стороны – кошмарная примитивность. Всего три персонажа, различающихся по большому счёту только скоростью передвижения. Боковой скроллинг без возможности уйти вверх-вниз. Никакого дополнительного оружия, за исключением возможности побросаться тяжёлыми предметами. Одна базовая атака, превращающаяся в единственное комбо. С другой – потрясающее визуальное оформление, драйв и невозможность оторваться от упоительного экшена. Всё потому, что ниндзи – андроиды! Они без устали сражаются с толпами подручных диктатора Банглара, эпично выносят рядовых оппонентов одним ударом и ставят на колени самых могучих боссов своим безудержным напором. Возможно, авторы немного переборщили со сложностью, единственная «жизнь» расходуется чертовски быстро, но перед нами тот случай, когда начать заново и броситься в омут с головой – вовсе не издевательство, а шанс получить ещё больше удовольствия. Ведь если всё делать исключительно правильно, восемь этапов проносятся перед глазами столь быстро и незаметно…

 

2.1 Front Mission

SquareSoft / SNES – 1995

Дебютная глава культового среди поклонников тактических «ролевух» сериала, до недавних пор не особо известного на западе по причине прохладного отношения Square к англоязычным локализациям, появилась в середине 90-х на Super Nintendo. Большинство геймеров узнало о ней после выхода римейка для Nintendo DS, а совсем недавно графически усовершенствованная версия попала в руки владельцев Nintendo Switch. Тем не менее, оригинальная стоит того, чтобы обратиться именно к ней, благо любительские переводы с японского в сети давно существуют. Драматичная история про группу наёмников, воюющих за штурвалами «ванзеров» – боевых роботов со съёмными элементами оснащения, едва ли оставит кого-нибудь равнодушным. Должен ли солдат отметать личные чувства на войне, и что ему делать, когда встаёт дьявольский выбор между контрактом и честью?.. Геймплей, равно как сюжет, радует глубиной проработки, «гаражный» сегмент с покупкой и настройкой оборудования и вооружений важен не менее, чем сами миссии. Плюс боевая арена со ставками для заработка дополнительной валюты. Особый шарм игре добавляет то, что работала над ней команда людей, напрямую причастных к брэнду Final Fantasy. Ведущим дизайнером был Тэцуя Номура, оформлением персонажей в своём абсолютно неповторимом стиле занимался Ёситака Амано, а заведовал всем проектом маэстро Хиронобу Сакагути. У таких титанов индустрии получиться плохо просто не могло.

 

2.2 The Guardian Legend (Chi-Dey Story)

Broderbund / NES – 1988

Есть такая профессия – злобных инопланетян зачищать. Но вот кому поручать данную работу, обычно решается уже на месте. Если нету под рукой рэмбоподобных спецназовцев с голым торсом, сгодится даже девочка-роботрансформер. Начинаются приключения в The Guardian Legend как банальнейший вертикальный скролл-шутер, однако стоит преодолеть полосу препятствий и разбомбить нечто вроде укрепрайона, как космический челнок десантируется на поверхность и превращается в красотку с симпатичными рожками-антеннами на голове! Вот это поворот, как говорили в «Робоцыпе». Дальше – блуждания по лабиринтам инопланетного объекта с видом сверху-сбоку, решение простеньких паззлов и поиски ключей, «прокачка» имеющихся вооружений и нахождение новых, а по завершении заданий снова полёты в космосе и битвы с боссами. Жанровый симбиоз получился сколь удивительным, столь же органичным. Дизайн простенький, зато идеально выдержанный в рамках выбранной тематики. Сложность сама по себе не столь велика, но громоздкая система паролей делает её подчас ощутимой. В целом игра – из тех шедевров, от которых по первым ощущениям не ожидаешь совершенно ничего особенного, а в результате получаешь охапку самых позитивных эмоций.

 

1.1 Metal Warriors

Konami / SNES – 1995

Был когда-то у Konami ныне изрядно подзабытый сериал Assault Suits, к середине 90-х представленный двумя играми – Target Earth и Cybernator. На горизонте замаячила третья часть, но вместо этого случилось неожиданное сотрудничество с LucasArts, вылившееся в создание отдельного проекта, целиком и полностью позаимствовавшего визуальную эстетику из означенной эпопеи. Metal Warriors – изумительная по накалу страстей и проработке геймплея сага о защитниках Земли, сопротивляющихся нашествию армады диктатора Венкара. Обе стороны воюют при помощи гигантских боевых роботов, причём различные по весу и иным характеристикам машины служат не более чем расходным материалом. Робота можно потерять в бою, но успеть выскочить из кокпита гибнущего гиганта и найти себе нового. Либо умышленно пожертвовать им ради разрешения какой-нибудь затруднительной ситуации, мешающей продвижению по уровню. В одних случаях важна скорость и маневренность, в других – толщина брони, способной выдержать лобовое столкновение с превосходящими силами противника. Финальная битва венчается феерическим забегом на выживание, когда вы наперегонки с диктатором должны успеть раньше конкурента на эвакуационную площадку. Поразительно, сколько всего можно придумать в рамках обыкновенного на вид 2D-платформера.

 

1.2 RoboCop Versus the Terminator

Virgin / MD – 1994

С Робокопа начали, Робокопом, пожалуй, и закончим. Точнее, его эпичным кросс-овером со вселенной Терминаторов. У этой чудесной игры есть аж четыре разных вариации, каждая из которых по-своему памятна и интересна. Версия для Super Nintendo довольно точно следует сюжету комикса-первоисточника, заставки сделаны в соответствующей стилистике. Правда, напрягает закрученная выше всяких разумных пределов сложность. Релиз на Game Boy – монументальный образец минимализма. Официально не вышедшая, но полностью проходимая версия для «Денди» уже лет двадцать кочует по эмуляторным сайтам, радуя гурманов «восьмибитной» эстетики. Ну а «сеговская», которую все мы прекрасно знаем, по сей день числится в списках лучших боевиков всех времён. Хардкор и кровища, обилие тайников с призами, жаркие схватки как с рядовыми бандитами, так и с роботами-засланцами из будущего, шикарная подборка оружия – всего этого уже хватило бы для счастья, однако дизайнеры тоже сказали своё веское слово, нарисовав великолепные живые декорации и крупные, отлично детализированные модели действующих лиц. Небольшие шероховатости с управлением едва ли способны всерьёз испортить впечатление. Обязательный пункт в коллекции любого ретромана.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    Спасибо за материал. Узнал о нескольких новых названиях. good Записал в свой бесконечный список хотелок.

  2. Рексарыч:

    «симпатичными рожками-антаннами», — возможно рожками-антеннами?

  3. Рексарыч:

    «Крайне любопытный феномен  представляет судьба игровых воплощений третьего фильма», — между словами «феномен» и «представляет» закрался лишний пробел.