Хотели как лучше…

Очутись вместо главгероя BioShock в подводном мегаполисе Rapture нынешний губернатор Калифорнии в образе советского милиционера из «Красной Жары», сакраментальное «капиталызм» наверняка слетело бы с его губ в первые же минуты знакомства с окружающей действительностью. Причём происходящее удивило бы Арни не больше, чем порнушка по кабельному в номере дешёвого штатовского мотеля. Даже когда самые сознательные буржуи объединяются благородной идеей основать идеальное общество, получается в итоге как обычно: скорое расслоение этого самого общества на богатых и бедных, угнетение рабочего класса, революция, гражданская война… В случае, когда дело происходит под многокилометровой толщей вод Атлантического океана, а полосуются друг с дружкой не зубные врачи и художники, а безумцы, тело и разум которых пожрал коварный наркотик – «No future», как сказала бы Сара Коннор.

Возможно, глубоководная общага для гениев, обуреваемая пороками эксплуататоров, разлагалась бы ещё долго и счастливо, не подоспей вовремя великое научное открытие, сделанное местными учёными. Один из видов моллюсков, обитающих в окрестностях города, стал источником вещества ADAM, обладающего чудесными свойствами. Доза «Адама» дарила людям невиданные способности, важнейшей из которых считался контроль над плазмидами. Телекинез, пирокинез, электрический разряд, генерируемый кончиками пальцев, а также другие чародейские штучки превращали обычных людей в непобедимых супергероев. Едва осмотревшись на месте прибытия, мы встречаемся лицом к лицу с типичными представителями этой «высшей» расы. Вот какой-то кровожадный мутант рвёт живого человека на куски, до нас ему мешает добраться металлический корпус батисферы, при помощи которой мы спускаемся в живописное некогда местечко. Другой красавчик выскакивает из-за угла, размахивая обрезком трубы; если бы не увесистый разводной ключ, найденный минутой раньше… А вот заботливая мамаша – кажется, она поправляет одеяльце в коляске малыша. Какая милая сценка! В следующую секунду мы тупо пялимся в дуло револьвера. Все эти существа – «Сплайсеры», опустившиеся «адамовые» наркоманы. Вчера они были суперменами и бэтменами, сегодня блуждают по городу в надежде раздобыть дозу. Выход, сами понимаете, у нас один – отстреливаться!

Шутер от первого лица, вот что такое BioShock. Экшен чистых кровей. Сей факт признавать довольно грустно, поскольку обещанные разработчиками RPG-элементы как таковые отсутствуют. Нет ни «прокачки», ни возможности выбора узкой специализации персонажа. Вместо того чтобы позволить взращивать и лелеять «воина» или «мага», перед нами, словно в яслях, вываливают огромную корзину ярких погремушек, вынуждая вплоть до самого финала играться, что называется, в бирюльки. Хотя количество «бирюлек» поражает – столь богатого арсенала средств уничтожения живой силы противника не припоминаю ни в одном другом консольном шутере. Помимо обычных «стволов», среди коих попадается такая экзотика как арбалет и распылитель горючих жидкостей, в наше распоряжение поступают и плазмиды. Да, какой бы ужасной перспективой ни грозила модификация ДНК при помощи «Адама», без сверхспособностей в подводном аду ловить нечего. Использовать оружие мы просто обязаны со смекалкой, сочетая возможности различных его видов. Рядовой пример выглядит следующим образом: поджигаем огненной плазмидой нападающих, а когда те метнутся в ближайшую лужу, бьём по воде электроразрядом. Бедняги вряд ли оправятся от шока. Нетривиальных решений великое множество, ограниченное разве что собственной фантазией играющего.

Наиболее полно раскрыть потенциал помогают пресловутые «Большие Папочки». Неповоротливые водолазы – самые крутые враги. Встречаются они часто, но затевать разборки со всеми подряд резона нет. Главной мишенью являются те, кто в данный момент опекает маленьких «сестричек», девчушек с огромными шприцами. Сюжет вынуждает распоряжаться судьбами малявок, бесцеремонно промышляющих выкачиванием ценного «Адама» из трупов «сплайсеров», однако прежде необходимо разбить сладкую парочку, уничтожив охрану. Когда дело доходит до битвы (а мы ведь сами её провоцируем), события развиваются стремительно. С невероятным для такого увальня проворством водолаз бросается в атаку, задавая побоищу бешеный темп. Противник завернёт ласты только в том случае, если нам удастся основательно подготовиться к встрече – одолеть его в открытой перестрелке шансов практически нет. Заманить громилу под перекрёстный огонь предварительно хакнутых турелей, либо натравить на него бригаду «сплайсеров», наградив маячком «чужой»… Хороши все средства. Можно даже поссорить двух «Папочек» между собой, приворожив одного из них плазмидой-феромоном (в его глазах мы тогда становимся беззащитной сестричкой) и нарвавшись на другого. Битва терминаторов – зрелище незабываемое, ваш покорный тому свидетель!

Безусловно, поиск новых способов расправы над «сплайсерами» и «папочками» – основная «фишка» проекта. Вот только есть одно «но», изрядно портящее удовольствие. Несмотря на все ухищрения авторов, экспериментировать надоедает довольно быстро. Просто-напросто, после того как замечаешь, что швыряющегося гранатами «сплайсера» проще и быстрее унять разводным ключом, перехватывать и возвращать телекинезом его «подарки» становится откровенно скучно. Похожие ситуации повторяются на каждом шагу. Даже битвы с могучими телохранителями по большей части не производят должного впечатления. Частенько запоминаются не сами бои, а те коридоры, по которым раз за разом приходится добираться до места последней встречи. Дело в том, что погибнуть в BioShock нельзя. В смысле, ноги протянуть-то реально, но сущность ваша будет тут же восстановлена в ближайшей регенерационной камере. При этом с момента последнего вздоха мир ничуть не изменится. Изрядно потрёпанного «папашу», если поторопиться, легко обнаружить на том же месте. И, что самое смешное – дуболом нас не узнает! Подбегай да бей. Пара-тройка заходов – и он труп. Добавьте сюда дурацкую «писишную» моду «сохранение в любой момент времени», и поймёте, что дорожить жизнью на просторах Rapture особого смысла нет.

BioShock получился не совсем таким, каким его ждали. В чём-то он, конечно, даже сумел превзойти ожидания, каких-то надежд не оправдал. Получилось ли у Кена Левина и его команды осуществить всё именно так, как задумывалось, либо на определённом этапе пришлось пойти на сделку с совестью – однозначно сказать невозможно. Всё-таки относительно невысокая сложность прохождения компенсируется большой продолжительностью пути (для проекта такого класса явление ныне редкое). А откровенно боевиковая направленность сглажена тысячей и одним способом преодоления вражеских заслонов. Правда, многие из этих способов так и останутся не опробованными. Виной тому – отсутствие мотивации. По большому счёту, кроме спортивного интереса серьёзных поводов подключать фантазию нет вовсе. Зато тот же спортивный интерес позволяет получать удовольствие даже от традиционной манеры действий. Например, приблизившись к развязке, можно успеть отыграть сразу несколько ролей. Соскучились по классическим шутерам? Хватайте верный шотган и вперёд! Надоело быть «воином»? Плюньте на огнестрел, пользуйтесь исключительно «магическими» плазмидами. В конце-концов, окружите себя свитой. Пара перепрограммированных летающих ботов охраны и одурманенный «папик» разгонят всю шпану в округе. Сознательно отказавшись от ряда возможностей, вы усложните прохождение и сделаете испытание более хардкорным.

Отсутствие баланса прозвучало бы как приговор, если бы не атмосфера. Сценаристы и художники потрудились на славу. Стиль Арт Деко, в котором выдержан дизайн подводного города, отлично вписался в общую концепцию. Он позволил создать невероятный контраст между роскошным убранством помещений и уродством слоняющихся посреди этого великолепия чудиков. Так и хочется спросить: какого чёрта им здесь не хватало? Очень кстати пришёлся и прогрессивный «движок» Unreal Engine 3, благодаря которому удалось реализовать поистине завораживающую картину. На самом деле, путешествие по Rapture – это не столько садистский аттракцион под названием «придумай самую изощрённую казнь для «сплайсера»», сколько погружение в ТАЙНУ. Из бесчисленных обрывков аудиодневников «колонистов», словно из кусочков мозаики, постепенно выстраивается цельное полотно разразившейся в утопическом мире драмы. Ну а нам, как полноправным её участникам, предстоит сделать собственный выбор: превращать ли свой путь в сплошной фарс, либо стараться «поймать волну» и получать удовольствие.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.