Сломанный и забытый

На заре появления трёхмерных графических технологий многие разработчики видеоигр просто-напросто не понимали, что теперь с этим счастьем делать. Ранняя библиотека первой «плойки» буквально кишит кривыми, недоделанными или даже откровенно упоротыми поделками, запускать которые сегодня физически больно. Проколы различной степени тяжести случались не только у начинающих покорителей перспективного рынка, но и у аксакалов с мировыми именами. Проект Broken Helix должен был стать для Konami своего рода визитной карточкой, модным ААА-хитом в семействе современных 3D-экшенов, эксплуатирующим к тому же популярную научно-фантастическую тематику. Что пошло не так, сходу сказать сложно, но в результате получилась какая-то странная оперетта с полукомедийными персонажами, ужасно запутанным сюжетом и совершенно невыносимым геймплеем, застрявшим в причудливой позе между боевиком и адвенчурой. Вместо хита вышло нечто глубоко экспериментальное.

Завязка истории могла бы выглядеть вполне серьёзной. Специалист по разминированию Джейк Бёртон прибывает на некий военный объект, где требуются его профессиональные навыки. Чуть позже выясняется, что мы находимся в легендарной «Зоне 51», которая сама по себе является штампом про всякую инопланетную дичь. Введение в курс дела сопровождается истеричными воплями жутко шаблонного армейского типажа. Серьёзный настрой моментально куда-то улетучивается, но разухабистая дюкнюкемовщина ему на смену тоже не приходит. Игра всю дорогу балансирует в этой затейливой дихотомии – вроде пытается рассказать нечто осмысленное, но раз за разом срывается то в ковбойские шуточки, то в примитивные стереотипы. Бомбу на первом этапе злодеи устанавливают в мужском сортире, где же ещё. По завершении стартовой миссии игрока ждёт необходимость выбирать из нескольких вариантов развития событий, то есть определять дальнейший сценарий и концовку. По тем временам – стандартный способ приподнять replayability, как водится, ценой превращения стройного сюжета в мутную кашу.

Однако всё это на самом деле мелочи, поскольку настоящей проблемой является именно игровое содержание. Тут вам и страшненький физический «движок», дополняющий угловатый дизайн совершенно неправдоподобной анимацией. Тут вам и косорукая «боёвка» во все поля. Можно менять точку обзора, поднимая камеру под потолок или опуская до уровня попы главгероя, но целиться нормально не получится ни так, ни сяк. А на некоторых тварей, типа ползающих под ногами пауков, можно только напрыгивать сверху, как в Супер Марио. Несколько авторских задумок совсем уж ломают мозг. Скажем, помимо обычных комнатных локаций, встречаются узкие коридоры с низким потолком, где получается только ползать. Но там копошатся враги и по ним толком не пострелять. Прыжок же повешен на «треугольник», что само по себе лютая жесть. Наконец, самая большая засада – практически на всех заданиях вас сопровождает тикающий таймер, не замирающий даже по ходу диалогов и копания в менюшках. Самое потрясающее, что разработчики рекламировали это издевательство как одну из важных фич проекта, называя её «четвёртым измерением». Заставь дурака богу молиться.

Вместе с тем Broken Helix по большей части адвенчура, поскольку истребление противников – лишь побочная задача, или скорее вынужденная необходимость. На самом деле от вас требуется всё время что-нибудь искать, взаимодействовать с другими персонажами или отправлять вместо себя управляемого миниатюрного робота в те места, куда самому Джейку из-за габаритов не проникнуть. Попутно герою приходится ныкаться от вездесущих камер наблюдения, ни в коем случае их не уничтожая, иначе минус три минуты одним махом (только не спрашивайте, какая тут логическая связь). Что касается сюжетных развилок, игра предупреждает о них крайне невнятно, толком не объясняя возможные последствия действий. В одном из вариантов прохождения, ближе к финалу можно даже перейти на сторону инопланетян, мутировав в какую-то каракатицу. Впрочем, в любом случае вам придётся разыгрывать свою партию, поскольку плохие кругом решительно все – и злобные пришельцы, и коварные армейцы. Агент Малдер почувствовал бы себя в своей тарелке.

Возвращаясь к аудиовизуальной составляющей, нельзя обойти вниманием пышно обставленную озвучку с популярным в девяностые актёром Брюсом Кэмпбэллом в главной роли. Оцифрованной речи огромное количество, можно перекинуться парой словечек даже с совсем уж бесполезными фоновыми персонажами. А вот качество картинки сильно огорчает. Графика полностью полигональная, что само по себе накладывает существенные ограничения, проработка текстур откровенно хромает, а «плоские» спецэффекты добавляют вырвиглазных ощущений. К компьютерному интеллекту тоже очень много вопросов. Если хаотично передвигающиеся противники ни на что особо не влияют, то тупящие соратники с нестабильными триггерами рискуют завалить всю операцию. Благо таких эпизодов всё же не очень много. В управлении напрягает не только раскладка клавиш, но и его многослойность. Чтобы элементарно переключить оружие, надо сначала зажать «селект» и только потом кликнуть «квадрат». В меню паузы пускают исключительно через окошко инвентаря.

Многие эмоции от увиденного можно было бы списать на то, что избалованному геймеру из 2021 года тяжело оценить по заслугам творение четвертьвековой давности. Но даже если поглядеть прессу за 1997 год, оценки выше 7/10 найти будет сложно. Да и те, пожалуй, излишне оптимистичны. Замахнуться на настоящий суперхит у Konami получилось только через год, когда Хидео Кодзима выкатил свой бестселлер про металлических гиров. Broken Helix осталась чем-то проходным и недопонятым публикой, несмотря на солидный бюджет, дорогие силиконовые ролики и Брюса Кэмпбелла за микрофоном. Вероятно, сегодня эту игру было бы несложно реанимировать, избавив от детских болезней ранней трёхмеризации, приведя в порядок AI и управление. Но кому, ей богу, пришло бы в голову этим заниматься? Шанс сделать всё хорошо с первого раза разработчики упустили, а второй выпадает довольно редко. Явно не в нашем случае.


Автор:

Lumber Jack

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.