Море приключений

Мы живем в эпоху пресыщения игровыми жанрами, с этим трудно спорить. А ведь каких-то тридцать лет назад любая игра если не порождала новое направление, то становилась ярчайшим представителем уже существующего. Wing Commander, Civilization, Master of Orion, Death Track, King’s Bounty, Wolfenstein 3D, Doom, Dune, Warcraft – при желании тайтлов можно вспомнить до сотни. Все они – жемчужины в короне геймдевелопмента своей эпохи. Если же попробовать оценить вклад отдельных творцов в количественном выражении, то в конце 80-х и начале 90-х безусловным лидером станет Сид Мейер, имя которого указывали в заголовке очередного хита как гарант качества. Этот талантливый канадец, в отличие от Кодзимы не заявлявший о своей гениальности, подарил нам серию «Цивилизаций», массу симуляторов боевой техники (именно благодаря Мейеру в жанре наметился отход от реализма в пользу зрелищности), и ещё мешок интересных игрушек, среди которых героиня сегодняшнего разговора. «Пираты!» была не первым симулятором приватира (пионером выступила «Элита» 1984 года выпуска), зато первой, переместившей действие из пустынного космоса на Землю, да ещё в Карибский бассейн времён расцвета пиратства.

Для самых юных читателей стоит пояснить – классическое значение слова «пират» никак не связано с ушлыми жителями современных городов, качающими фильмы и игры с торрентов. Пиратами называли морских разбойников, грабивших торговые суда и безжалостно расправлявшихся с экипажем и пассажирами оных. Роскомнадзор на эту категорию граждан повлиять никак не мог. Тут есть несколько ещё более тонких нюансов. Дело в том, что и авторы рецензий к компьютерным играм, и даже некоторые историки путают понятия «капер», «пират» и «приватир». Ладно, первое и последнее в принципе одно и то же, с той лишь разницей, что приватирами называли себя британские каперы, дабы всем прочим было понятно, какая корона за ними стоит. Каперы вообще – это частные лица, которые по особому документу, каперскому патенту, имели право нападать на корабли враждебного государства, чтобы передавать затем добычу в так называемый призовой суд, который совершенно легально занимался делёжкой трофеев. Все финансовые риски таких предприятий ложились на плечи монарха, окупаясь за счёт добываемых столь занятным способом средств для казны. Если капер не делился с короной, его объявляли пиратом и могли повесить на главной площади, несмотря на былые заслуги. Отдельно от каперов существовали арматоры – эти ребята сами вкладывались в корабли и пушки, а добычу забирали практически всю себе, не забывая, правда, отстегнуть процент власть имущим за то, что их официально не записывали в пираты.

Ну а настоящие пираты действовали вне закона и атаковали всех подряд, за что получали не только стопроцентный улов, но также небо в клеточку и петлю на шею при неудачном стечении обстоятельств. Так что гораздо проще было купить патент и заниматься разбоем легально. Вообще говоря, историческая роль каперства в противостоянии на море Испании, Франции, Англии и Голландии сильно переоценена и в достаточной степени романтизирована, в том числе благодаря небезызвестному Фрэнсису Дрейку. Следует помнить, что Дрейк состоял на военной службе у королевы и был прекрасным тактиком, поэтому под его началом была побеждена испанская Непобедимая Армада. Основная же масса каперов относилась к своему морскому делу как к бизнесу, то есть старалась не рисковать попусту. Поэтому пока регулярные войска проливали кровь и пот, каперы сидели в тавернах, выжидая удобного момента. К слову говоря, некоторые пираты вели себя точно так же.

С терминологией разобрались, переходим к названию. Восклицательный знак в нём стоит не просто так. Дело в том, что Сиду Мейеру настоятельно не рекомендовали идеализировать морские криминальные группировки. Назови автор своё детище просто «Пираты», издатель бы ему всю плешь проел, потому что тогда на Западе воспевать преступников было нельзя. Потребовался лишь один знак препинания, чтобы получить в качестве наименования не конкретное понятие, а тревожное восклицание мореплавателей. Когда капитан судна слышал от матроса из «вороньего гнезда» короткое и ёмкое «Пираты!», он покрывался холодным потом, причём неважно, что это был за корабль – частный, дипломатический или даже пиратский, потому как сами пираты не прочь были перегрызть друг другу глотки за сундук мертвеца. Так что фокус с восклицательным знаком был весьма ловким ходом: с одной стороны, покупатель понимал, что в игре есть пираты, но при этом бдительные общественники не могли упрекнуть Мейера в том, что он занимается пропагандой насилия. Впрочем, строгих моральных ограничений для игрока в «Пиратах!» нет – что хотите, то и делайте. Только потом не плачьте, если вас вдруг бросят в сырую камеру с крысами. Но об этом позже, закончим с названием. Sid Meier’s Pirates! была, чтоб вы знали, первой игрой Мейера, где ФИО автора вынесли в заголовок. На этом настоял издатель, который встретил идею создания приключенческой игры про море и пушки без особого энтузиазма. Мол, Сидушка, давай ты самолётиками лучше займёшься, а приключенческий жанр оставь Джону Ван Каннингему, пусть растит кокосы для короля. Мейер встал в позу, и издатель нехотя согласился, но при условии, что в название проекта попадёт «Sid Meier’s», чтобы привлечь аудиторию.

Наконец, о самой игре. Тут снова развилка – версий «Пиратов!» вышло довольно много. Были «порты» на NES, Atari ST и Amiga, было переиздание Gold 1993-1994 годов для DOS, SMD и Sega CD, был римейк 2004 года, посетивший ПК, Wii, Xbox, Xbox 360 и даже PSP. А ещё был мобильный «порт», к сожалению, не добравшийся до Android. Сказать объективно, которая из версий лучше, невозможно – в более новых, конечно, графика получше, мини-игры всякие добавлены, зато в старых куда лучше отражено погружение в мир морской романтики. Наверное, не открою Америку, если скажу, что большинство геймеров 90-х на территории бывшего СССР узнало о существовании «Пиратов!» благодаря старушке «Сеге» и её Pirates! Gold 1993 года выпуска. Попадался этот картридж в обменниках довольно часто (по крайней мере, у нас), однако имел один существенный недостаток. Для сохранения прогресса в оригинале была предусмотрена батарейка, которую китайские посредники не удосужились установить в поставляемые нам носители. Пираты пиратили «Пиратов!», да не допиратили. Вот такой каламбур. Тем не менее, на играбельности отсутствие сейвпоинтов никак не сказывалось. Ну, начали заново, набрали команду и в море. А то, что там какие-то сюжетные миссии есть – да пофиг, здесь же Карибский бассейн, корабли и пушки! Этого достаточно, чтобы как следует повеселиться. Вообще говоря, я считаю Pirates! Gold лучшим способом познакомиться со всей серией. Отличий от исходника 1987 года не так много, если не считать графику. Убрали ориентирование по солнцу и особые предметы, зато добавили задания губернаторов. В остальном – то же самое, только с приятной глазу 16-битной картинкой.

Итак, вы играете за некого молодого человека, чью семью сильно обидели. Воспользовавшись правом на репрессалии, то есть возмещение ущерба, причинённого частному лицу гражданами иностранного государства, юноша начинает долгий путь мести. Это если следовать сюжету. Но по большому счёту можно плюнуть на сюжет, получить каперский патент у любой из четырёх морских держав – Англии, Франции, Голландии и Испании – и заниматься, как ни странно, каперством. Или торговлей. Или пиратством. Кому что нравится. Игровой мир представляет собой широкое морское пространство с участками суши, на которой расположены города-порты. В зависимости от отношения к вам в городе, вы можете причалить к нему или атаковать и разграбить его. Маловероятно, конечно, что одно парусное судно могло в те времена уничтожить хорошо укреплённый форт с регулярной армией, но ведь Сид Мейер противник неуместного реализма в играх.

Бросив якорь в порту, вы можете посетить лавку и разжиться там пушками, провизией, товарами для перепродажи, или починить корабль на верфи. Дальше стоит отправиться к губернатору за заданием или наградой за выдающиеся заслуги перед отечеством, после посетить таверну, где набирается народ в команду (ещё там обитают таинственные незнакомцы, у которых имеется полезная и не очень информация). А можно поделить добычу и взять передышку. Главной фишкой игры является то, что для героя годы не проходят бесследно. Со временем он станет старым и немощным, скакать как прежде по палубе не сможет. В конце концов, вы будете вынуждены уйти в отставку и останетесь с плодами того, чем занимались на протяжении всей игры. Варианты весьма разнообразные – умереть в нищете, или стать советником короля. Помимо времени, решающее значение имеют ваши действия. Во-первых, в масштабе корабля: если ваша команда будет жить впроголодь и плавать по полгода без захода в порт (а главное – в портовый бордель), нарвётесь на бунт. Кроме того, периодически надо делить добычу, потому что люди желают видеть результаты своей работы. Во-вторых, в масштабе игрового мира: если вы были плохим мальчиком, вас не будут обслуживать в лавке, а то и вовсе бросят в тюрьму. К счастью, виселицей дело не кончится – ваши друзья придут на выручку, но денег и матросов останется мало.

Ну а теперь выходим в море. Здесь следует хорошо ориентироваться по ветру, спуская и поднимая парус, когда следует. Согласитесь, глупо плыть против ветра на полных парусах. Основным помощником для мореплавателя является глобальная карта, доступ к которой осуществляется через очень стильное меню – оформлено оно в виде каюты капитана. Отмечаем костями точку назначения и плывём. По дороге нам встречаются корабли, причём встречи эти случайные, как в какой-нибудь jRPG. В этом случае сначала посудину нужно опознать, потому как негоже нападать на своих, зарабатывая скверную репутацию. Если цвет флага нас устраивает, можем просто обменяться с капитаном новостями, которые помогут в вопросах торговли. Если же перед нами враг, готовим пушки к бою. Начинается фаза сражения, в которой ветер тоже стоит учитывать, ибо зачастую именно он становится главным противником незадачливого мореплавателя. Топить вражеское судно вовсе не обязательно – гораздо эффективнее взять его на абордаж. Для этого тараним оппонента. Дальше происходит этакий фехтовальный файтинг (с одного из которых, кстати, стартует вся игра), победив в котором вы получаете потрёпанный, но всё ещё живой корабль, все товары из его трюма и горстку матросов в придачу. Некоторых капитанов можно с пристрастием допросить, тогда вы узнаете что-нибудь интересное. Например, где спрятан клад. Поиски клада тоже весьма интересное занятие – вам предстоит высадиться на берегу и топать всей командой пешком, пока не споткнётесь о заветный сундук. К сожалению, на «Сеге» есть весьма неприятный глюк – если вы причалили в узком проливе, то, побродив по суше, попросту не попадёте обратно на борт. Толпа будет постоянно загружаться и тут же спрыгивать. В DOS-версии вроде бы такого не было. Поэтому паркуйте судно там, где сможете без проблем отплыть.

Немаловажным является динамично развивающееся вместе с вами мироустройство. Так, четыре имеющиеся фракции по ходу пьесы заключают союзы или объявляют друг другу войну (причём в случайном порядке), города с течением времени изменяются в плане богатства и боевой мощи, а количество пиратов в том или ином регионе может увеличиться, если вы им потворствуете, или снизиться, если вы на них охотитесь. На этом зиждется практически безграничная реиграбельность; если вы тогда, в девяностые, играли без батарейки, могли сами оценить, насколько разными получались игровые сессии. Техническое исполнение в целом – вещь второстепенная, точно так же, как в случае более поздних «Цивилизаций». Игра определённо не про графон. Тем не менее, картинка сочная и приятная (по меркам жанра, естественно), а музыка и звуки слух не режут. Интересно ещё кое-что. Оригинальная версия в своё время имела двойную (!) защиту от пиратства. Во-первых, от копирования была защищена сама дискета. Во-вторых, время от времени игроку задавали вопросы, ответы на которые содержались в бумажном приложении. Если вы отвечали неверно, сложность многократно возрастала, после чего партия становилась уже фактически слитой. К счастью, на «Сеге» таких драконовых охранных мер принимать не стали.

Sid Meier’s Pirates! – нестареющая классика, настоящее романтическое приключение, в котором легко потеряться на несколько дней даже сегодня. Тем более, качественных аналогов крайне мало – только «Корсары» да «Тортуга», которые давно на ладан дышат. Так что поднимайте чёрный флаг (или какой вам больше нравится) – и вперёд, навстречу судьбе! Всех благ!


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.