Лёд и пламя

Много ли вы видели в игрострое такого, чтобы вышедшая внезапно и вдруг вещица, присобаченная к какой-нибудь именитой вселенной, не только отлично обживалась в этой самой вселенной, но даже расширяла её в разы? Нет, не так. Много ли вы видели примеров того, как из маленького, криво написанного рассказика, вырастала бы по-настоящему культовая картина, способная напугать и восхитить одновременно? Много ли фильмов могут похвастать тем, что бочками расходовали лубриканты в качестве слизи и километрами нарезали кислородные шланги, чтобы изобразить щупальца чудовищ? А ведь художник по практическим спецэффектам Роб Боттин – настоящий фрик; он прямо-таки истерическим хохотом исходится в интервью о съёмках одной из самых значительных своих работ.

Вы уже поняли, что речь идёт о фильме «Нечто», который одновременно является и римейком, и экранизацией. Римейком – потому что в 1951 году рассказ Джона Вуда Кэмпбелла «Кто идёт?», впервые опубликованный в 1938-м, уже обрёл кинематографическую плоть в смешно выглядящем сегодня ужастике «Нечто из другого мира». Ну а экранизацией – потому что первопроходец из 1951-го извратил и загубил идею о пришельце, способном принимать вид любого живого существа. Товарищу Джону Карпентеру посчастливилось работать в такое время, когда рассказ Кэмпбелла стало возможным снять именно так, как это нужно было сделать. Даже сейчас, несмотря на свой почтенный возраст (а лента вышла на экраны в 1982 году), фильм держит в напряжении, а спецэффектам Боттина веришь. В довесок ко всему, это первая из двух вменяемых научно-фантастических картин режиссёра. Кино провалилось в театральном прокате (во многом из-за милахи И-Ти из спилберговского «Инопланетянина», который ожидаемо продавался лучше омерзительной твари Карпентера), но прочно засело на видеополках почитателей. Продолжение-предыстория, снятое уже в XXI веке, тоже собрало довольно скромную кассу, но культовым, в отличие от оригинала, не стало (хотя по мне – хороший вышел хоррор, можно даже пересмотреть пару раз).

Но если в кино побить Карпентера вряд ли кому уже удастся, то в индустрии видеоигр такое неожиданно случилось. Не особенно известная британская студия Computer Artworks (впрочем, некоторые ценители помнят крайне необычный дебют студии – проект Evolva) в 2002-м году, то есть фактически на юбилей кинофильма, выпустила на ПК, Xbox и моей любимой второй «плойке» одноимённую игру, продолжавшую историю «Нечто» 1982 года. Причём не так, как было в комиксах, а на уровне настоящего киношного фантастического хоррора. Правда, на мой взгляд, игре больше подошло бы название The Things, по аналогии с «Чужими» – ибо здесь больше экшена и больше Нечтов… Нечтей… Нечт… тьфу! В общем, больше инопланетной живности. Поэтому сперва предлагаю вкратце пробежаться по тому, что творится с сюжетом.

Итак, долгое радиомолчание станции №31 заставило власти США пойти на крайние меры и отправить в Антарктику отряд военных, дабы разузнать чего, да и пострелять кого. Прибывшие на место служаки обнаружили вместо станции большую воронку с летающей тарелкой посередине и мёртвого афроамериканца Чайлдса (краткое отступление – если вы не видели фильм, то там в конце остаются всего двое полярников, Чайлдс и МакРиди, причём оба не знают, заражёны ли они Нечто). С приятным удивлением мы отмечаем даже наличие магнитофонной записи с обращением МакРиди ко всем, кто его услышит. Командование приказывает нашему Альтер-эго, капитану Блейку, уничтожить всё, что осталось, и скоренько сматываться. Блейк бы так и сделал, и пускал бы пузыри в офицерском баре, если бы не вышедший внезапно на связь капитан Пирс, отправленный на соседнюю норвежскую станцию. Пирс сообщает о том, что попал в неприятности, и Блейк, действуя наперекор начальству, спешит на помощь сослуживцу – прямо как Дэвид Хассельхофф в «Спасателях Малибу», только одежды побольше.

Дальше выясняется страшное. Инопланетные чудовища, которых на протяжении всего фильма героически истребляли американские полярники, на норвежской станции разве что библиотеки с больницами не начали строить. А вторгшиеся в эту хрупкую экосистему солдафоны стали жертвами обстоятельств. Огромных, с кучей щупальцев, изрыгающих кровь пополам со слизью обстоятельств. Резня чередуется с драматизмом вроде сцены самоубийства Пирса, а сюжетные рельсы – внимание, спойлер! – в конце концов приводят к некой корпорации «Ген Инк», которая уже присвоила Нечто статус вируса и вовсю с ним работает. Причём крышует эту работу не кто иной, как командир Блейка, полковник Уитли. А ведь он по-хорошему предупреждал Блейка в начале пути – не суйся на норвежскую базу. Вот так честный служака невольно оказался вовлечён в крупный корпоративный заговор. Чем всё закончится, рассказывать не буду – вдруг вы ещё не прошли игру. Ограничусь тем, что в финале вас ждёт приятное камео и намёк на продолжение, которое, к сожалению, так и не вышло, поскольку Computer Artworks закрылась в 2003-м из-за финансовых проблем, типичных для маленьких студий.

Но сюжет, конечно, хорошо, а как насчёт поиграться? Перед нами экшен от третьего лица с тактическими элементами, выраженными во взаимодействии с другими членами отряда. Но взаимодействие не ограничивается приказами «иди туда – сделай то», хотя такого хватает. Основной ресурс в общении с сослуживцами – доверие. В этом плане разработчики очень удачно передали атмосферу фильма, где каждый подозревал остальных в утрате принадлежности к человеческому виду. Встреченный вами боец пальцем не пошевелит, пока вы не расположите его к себе, например, тем, что дадите ему оружие. Второй способ – тест крови, правда, более совершенный по сравнению с тем, что был показан в фильме. Главный герой набирает в шприц с неким агрессивным веществом кровь, отсутствие реакции в шприце даёт основание товарищам полагать, что Блейк – человек. Вы можете также сделать тесты компаньонам, только результаты не всегда вас обрадуют. Помимо доверия, членам команды свойственны страх и паника. Если сослуживец дрожит как кролик, и по этому поводу долго ничего не предпринимать, он может совершить какую-нибудь глупость. Здесь тоже два варианта – либо физика (дать оружие), либо химия (вколоть успокоительное). А ещё парни вполне могут замёрзнуть, на улице-то сорок градусов мороза. Так что не задерживайтесь снаружи надолго, забегайте почаще в помещения дабы погреться.

Вообще говоря, компаньоны в игру введены не просто для толпы, а очень даже необходимы при прохождении. Если услугами медика можно пренебречь (хотя медики-то в США не чета отечественным, мёртвого с того света вернут), то без инженера вы попросту не откроете некоторые двери. Не потому, что у него какая-то хитрая карта-ключ, или отпечаток руки особый. Всё проще – большинство распредкоробок на станции разбито, а замки-то «иликтрические, с секретом». Часть электрощитков выполнена, что называется, «с простой и наглядной схемой», вернуть их к жизни способен даже офицер армии США. Но там, где его навыков не хватает, нужен инженер. Помимо этих двух классов, есть ещё боец – существо не особенно полезное и без конца клянчащее патроны. Дешевле пристрелить его, пока он не стал Нечто (а он станет, уж поверьте), только без свидетелей.

Кстати, о патронах и стрельбе. Некоторым отходом от канона является то, что мелкие твари Нечто могут уничтожаться обычным огнестрелом. Но вот что действительно приятно – как и в фильме, крупные особи так просто не убиваются. Сначала нужно довести их здоровье до красной метки обычным оружием, затем следует достать огнемёт или паяльную лампу и поддать жару. Здесь боёвка делает финт ушами, возвращаясь к хоррору. Натурально – если у вас кончился керосин, то от Нечто остаётся только убегать, в лучших традициях «ужасных» игр. Патронов, кстати, всегда мало, так что не советую тратить их с американским размахом. Арсенал не особо богат – пистолет, автомат, дробовик, снайперская винтовка, несколько видов огнемётов и гранат, но для борьбы с инопланетными тварями этого хватит. В последней миссии вам дадут в руки станковый пулемёт.

Теперь о том, как всё смотрится и слушается. Для 2002 года – на удивление интересно, учитывая мультиплатформенность проекта. В отличие от большинства тогдашних игр, The Thing не эксплуатирует «мотор» третьего «Квейка», обходясь проприетарным Evolva Engine, при этом радует глаз довольно симпатичными модельками людей и чудовищ. А ещё здесь у всех (!) персонажей разные лица. Дизайнеры даже одели спецназовцев в конце игры в противогазы, чтобы не нарушать, с одной стороны, этот принцип, а с другой – не рисовать сотни лиц. Снег, буран и огонь смотрятся неплохо – видно, что система частиц работает как надо. Однако не ждите реалистичных отражений, бликов и прочих радостей иных «движков». Отдельной похвалы заслуживает дизайн Нечто. Каждый вид этих монстров сделан с выдумкой, а уж боссы – просто загляденье. Сплетение из голов, рук и ног людей, щупалец и челюстей, кровища льётся. Среди мелочей можно отметить интересную полоску загрузки – вместо индикатора нам показывают компьютерную модель ассимиляции клеток пришельца и человека, точь-в-точь как в кино. Озвучена игра на твёрдую пятерку. «Тихие» моменты, когда не ждёшь подвоха, чередуются с «громкими» схватками, воплями, визгами и взрывами. Музыки мало и она минималистична, однако нельзя не отметить финальные титры, украшенные композицией After Me от восходящих в ту пору звёзд альтернативной сцены, группы Saliva.

Что же до успехов The Thing в мире, то в финансовом плане игра, что называется, выстрелила, продавшись миллионным тиражом в эпоху слабого интернета и господства физических носителей (особенно пиратских болванок). Также по вкусу она пришлась большинству критиков. Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему The Thing не была официально локализована в России. Приставочную версию с грехом пополам перевели приснопамятные Kudos, но им, конечно, далеко до «пекарского» перевода от 8 bit. Так что учите английский, ищите оригинальную версию и наслаждайтесь. Всех благ!


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Коля:

    Да, растолковано как надо, будто сам только что поиграл. А фильм «Нечто» нельзя не посмотреть. Много раз. Начиная с 90х. Про сиквел-приквел правильно сказано: уже раза четыре полностью пересматривал. Очень осторожно снят, лишь бы не испортить.

  2. Macintosh:

    Очень понравился обзор. С юмором. Охотился на эту игру, но так и не дошло дело. Хорошо, что спойлеров не много. Фильм, кстати, тоже не смотрел. Хочу взять оригинальный Xbox для коллекции и купить новый диск с этой игрой. Добавил в список.