Я у мамы самурай
Японская студия Acquire по праву считается одним из зачинателей жанра «стэлс». Ещё в 1998-м, за несколько месяцев до Metal Gear Solid, вышла дебютная глава серии Tenchu. Чуть позже «Эквайровцы» сами сделали несколько продолжений своего хита, но повторить коммерческий успех не сумели и были отлучены издателем от собственного детища. Выучив этот горький урок, в дальнейшем компания оставляла авторские права на собственные игры за собой. При этом отходить от полюбившейся темы японцам не хотелось, поэтому главными для них стали две новые франшизы с похожим сеттингом – сначала более экшеновая Way of the Samurai, а затем стэлсовая Shinobido, которую иначе как «альтернативным Tenchu» назвать сложно. При этом первая была достаточно неплохо адаптирована для западной публики, а вот вторая получала переводы не всегда или с большим запозданием. На данный момент оба сериала уже десять лет как пребывают в спячке, но мы о них помним и сегодня расскажем читателям журнала, на чём же закончилась (или оборвалась?) история самураев.
Way of the Samurai замышлялась как игра, в которой геймер получает больше свободы действий, нежели в других экшенах. Выражалось это в возможности убить практически любого персонажа. Долой западную политкорректность – главгерой по должности самурай (то есть профессиональный солдат), как и его исторические прообразы, не стеснялся резать мужчин, женщин, детей и стариков. Под горячую руку попадались даже важные для сюжета герои, преждевременное убийство которых закономерно приводило к новым поворотам истории и многочисленным вариантам финала. Если же резать дядечек, позволяющих сохранять игру, то терялась возможность делать сэйв, что значительно усложняло прохождение. Такой подход к свободе самовыражения полюбился определённому количеству игроков, серия разрослась до четырёх выпусков. Рассмотрим последнюю главу как наиболее современную.
Действие четвёртой части происходит в Японии на пороге эпохи Мэйдзи (в середине XIX века). Прелюбопытнейшее время, когда в открывшую границы страну хлынули иноземцы и привезли с собой передовые технологии людям, несколько веков прожившим в самоизоляции. Наш безымянный и бессловесный герой-болванчик прибывает в захолустный городок Амихаму, куда британцы прислали свою дипломатическую миссию. Власти посёлка с радостью принимают гостей, однако группировка лиц под названием Prajna явно не рада визиту белых дьяволов. Националисты периодически устраивают теракты, британцы отбиваются, а местная полиция пытается навести порядок. Главгерой выполняет задания одной из трёх полюбившихся фракций (или игнорирует всех) и, в конце концов, приходит к одному из десяти возможных финалов. История могла получиться интересной, но написана она нарочито несерьёзно, поэтому достоинством игры не является. Зато ветвящаяся система событий мотивирует повторно проходить игру, ведь выполнить все задания в одной сюжетной линии невозможно в принципе.
Даже если игнорировать сюжетные перипетии, игрок всегда найдёт, чем заняться. Амихама городок маленький, доступные локации можно пересчитать по пальцам, однако разнообразные активности не дают заскучать. Есть вполне стандартные одиночные квесты типа «принеси-подай». Есть длинные цепочки заданий от местных неписей. Можно заняться грабежом или стать героем-любовником, охмуряя каждую встречную даму (с последующей стэлс-мини-игрой по проникновению в её дом). Есть вариант открыть свое додзё и навербовать туда побеждённых врагов с целью тренировки. Привычный набор вроде рыбалки и азартных игр тоже никто не отменял. По сути, Way of the Samurai 4 получилась сборником занятий в камерных декорациях, где нашлось место как сюжету, так и приличному количеству побочек. Подход, смахивающий на серию Yakuza, только менее масштабный и более безбашенный – ведь независимые разработчики не обязаны следовать мировым трендам, следовательно, могут наполнять игру каким угодно контентом.
Боевая система не выглядит особо оригинальной, в поединках вашему герою доступны вполне привычные действия: удар слабый, удар сильный, удар с зажатой кнопкой направления, парирование, уворот. Толику индивидуальности добавляют несколько свежих идей. Например, шкала выносливости работает весьма необычно. Она медленно тратится от нанесения или получения ударов, а не как в Dark Souls, где могучий воин выдыхается после трёх атак. Смысл следующий – пока есть выносливость, протагонист автоматически восстанавливает здоровье, если несколько секунд ничего не делает. Звучит как читерство, однако на более высоких сложностях ваш персонаж валится после пары-тройки пропущенных ударов, поэтому иметь полную линейку жизненно необходимо. На помощь всегда готова придти восстанавливающая силы закуска, но с собой можно таскать только десять предметов, чего едва хватает на одну потасовку. Остаётся восполнять HP с помощью шкалы выносливости, этой функцией приходится пользоваться достаточно часто.
Ещё в плюсы «боёвки» стоит добавить обширный выбор стилей владения оружием – их аж восемьдесят. В основном это разные способы махания мечом, но также есть возможность использовать копьё, кулаки, даже ружья. Язык не повернётся назвать стили принципиально разными, но всё равно они делают геймплей более многоплановым; каждый сумеет найти что-то для себя. Разнообразие клинков под стать способностям героя. От коротких кинжалов, используемых ниндзя, до здоровенных двуручников с широким радиусом поражения. Полюбившееся лезвие желательно регулярно носить кузнецу для апгрейда, так как противники со временем толстеют и неулучшенные мечи начинают наносить им совсем уж смешной урон. Других ролевых механик здесь нет, главгерой в начале пути отличается от себя же в конце лишь апнутым оружием да разученными стилями.
Одно прохождения занимает часа четыре, однако авторы явно рассчитывали, что игрок этим не ограничится и захочет повторить приключения. О многочисленных концовках уже упоминалось, но есть также дополнительный стимул в виде открывания всяческих плюшек. В послетитровом магазине находятся сотни предметов, продающихся за очки, добытые в борьбе с врагами. Там спрятаны даже штуковины, влияющие на геймплей (повышенные уровни сложности, например), но в основном трофеями становятся косметические предметы вроде одежды или альтернативной модели главгероя. Модели эти принадлежат городским NPC, купить можно почти любую, хоть какой-нибудь бабки-лавочницы. Если у вас вдруг есть странная мечта освободить Японию от европейских демонов, играя за старуху в модной мини-юбке, то добро пожаловать.
Выглядит игра на удивление неплохо для проекта от маленькой студии. Модели персонажей, в особенности лица, неплохо детализированы, задники, хоть и немногочисленны, не вызывают нареканий. Придраться можно к топорно сделанной анимации, но это бич всего японского игростроя, включая именитых разработчиков. В общем, фасад сделан на уровне хита средней руки для PS3. Музыка ничем не примечательна, зато есть приличное количество качественной озвучки, естественно на языке оригинала. Подводя общий итог, сложно порекомендовать Way of the Samurai 4 широким слоям населения – уж больно эксцентричной она получилась. Ставка на многочисленные прохождения, специфический юмор и малый масштаб происходящего приглянется далеко не всем. Однако людям, ценящим японские игры за подход к сюжету и наполнению, разительно отличающийся от западного, стоит присмотреться и к этому творению, и к сериалу целиком.
Автор:
Grimalkin