Популярность сериала Mortal Kombat в девяностые сделала неизбежными попытки его экранизации, тем более франшиза, так или иначе, уходила корнями в видеосалоны предыдущего десятилетия. Собрав все возможные штампы из фильмов про ниндзей и кун-фу, а также попытавшись заарканить живого Ван Дамма для отрисовки одного из персонажей, авторы самого эпичного файтинга эпохи не могли не выплеснуть своё творчество обратно на киноэкран. И – о, чудо! С первого раза это у них вполне получилось. Одноимённая картина Пола Андерсона 1995 года добилась успеха в прокате, найдя правильный баланс между цитированием первоисточника и соблюдением принципов экшенового кинематографа. Увы, продолжателям андерсоновского почина взвешенности и здравомыслия не хватило. Сиквел Mortal Kombat: Annihilation два года спустя получился настолько бессодержательно-опереточным, что поминать о нём в фанатских кругах стало дурным тоном. Провал второй части надолго отбил у Буна и компании желание возвращаться к теме, третий полнометражник по вселенной «Мортала» пришлось ждать больше двадцати лет.

За это время многое изменилось. «Мортал Комбат» уже далеко не тот идол, поплёвывающий с недостижимой высоты на копошащихся внизу конкурентов, да и сами файтинги с закатом аркад стали нишевым жанром, ориентированным в первую очередь на онлайновый мультиплеер и киберспорт. Содержательная часть серии с уходом Джона Тобиаса превратилась в сумбурную кашу, из которой только после перезапуска десятилетней давности начали лепить нечто осмысленное и непротиворечивое. С переменным успехом, как полагается. Делать экранизацию в такой ситуации оказалось несколько проще – нет уже тех завышенных ожиданий и того пристального внимания, когда армия поклонников выверяла каждый шаг разработчиков. Говорить о едином каноне событий тоже давно не приходится. В результате третий фильм имеет к игровой вселенной примерно такое же отношение, как похождения Милы Йовович к «Резиденту». Общий смысл вроде бы понятен, даже персонажи со знакомыми именами мелькают, но кроме грубо прикрученного фансервиса никакой реальной взаимосвязи между кино и играми не осталось.

Всё это можно было бы использовать во благо картине, однако получилось скорее наоборот. Фильм страдает от обилия недосказанностей. Тут и непонятный пролог с убийством какого-то японца каким-то китайским ниндзей, и моментальный перенос действия в наши дни, и напрочь лишённая внятного объяснения подводка про смертельные бои между бойцами из разных миров, и высосанный из пальца главгерой, моментально вливающийся в происходящее без какой-либо осмысленной мотивации. Ну то есть жил себе парень, в каких-то кикбоксёрских замесах за пару сотен баксов участвовал, а тут бац и межпланетный шахматный турнир. Так он даже не удивился. Кина для широкой аудитории явно не получилось – людям, не знающим хотя бы азы первоисточника, въехать во всё это невозможно. Таких людей сегодня уже довольно много. Авторы об этом, надо полагать, всё-таки догадывались, поэтому подстраховались, щедро накидав «марвеловской» супергероики, пафосно-тревожной музыки в тему и не в тему, недорогих спецэффектов и прочей ерунды, чтобы нельзя было сказать что совсем уж не старались. Определённого уровня зрелищности достичь удалось, но и только.

Для старых фанатов кроме перманентного фейспалма нету вообще ничего. Сценаристы в стопяццотый раз попытались пересказать всю историю «Мортал Комбата» заново, зайдя со стороны противостояния Скорпиона и Саб-Зиро. Первый получился невинной жертвой, второй каким-то непробиваемым терминатором. Затем мы выясняем, что злобный Шэнг Цунг вообще не хочет проводить турнир и рассылает своих кунаков разделаться с героями земного царства до начала мероприятия. Ну ни фига ж себе, хочется тут воскликнуть. Персонажи появляются и гибнут совершенно рандомно, причём авторы ничуть не переживают об их значимости для фэндома и сюжетной ценности. Давайте отмудохаем Горо на пустыре за гаражами? Почему бы нет, у нас это запросто. Или сделаем какому-нибудь Кунг Лао фаталити без боя. К слову, на возрастной рейтинг 18+ всё это тянет слабо – огребают по полной программе в основном «резиновые куклы» вроде Рептайла, а расчленёнку живописует совсем уж бюджетная компьютерная анимация. Если бы не сцена с распиливанием Нитары пополам шляпой, наверное, можно было бы показывать детям.

Тем не менее, стратегически расчёт авторов оказался верным – поколение зрителей и поклонников франшизы давно сменилось, рефлексировать по поводу всего перечисленного сегодня особо некому. Типичный отзыв от современного кинолюбителя – «половину не понял, но вроде красиво и прикольно». Те самые 6-7/10, как гласит рейтинг IMDb. Похоже, планируется продолжение – по крайней мере, открытая концовка прозрачно намекает. Едва ли стоит ожидать от него каких-то откровений, зато нам покажут Джонни Кейджа, без которого было как-то пустовато, а роль главного юмориста пришлось отыгрывать Кано. В целом же, надо полагать, первый фильм Пола Андерсона так и останется вершиной МК-кинотворчества. Никаких предпосылок для изменения сложившегося статус-кво новая лента не продемонстрировала.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Вадик Тимошин:

    На мой взгляд, новый «МК» проигрывает оригинальной картине 1995 года в главном. Пол Андерсон снимал кино, опираясь не на игру, а на фильмы о боевых искусствах, в том числе картины с Брюсом Ли. Потому драки там были настоящие, а бой Лю Аанга с Рептилией вообще до сих пор вспоминается как нечто из ряда вон. А тут — графон, графон… Уж лучше глянуть сериальчик старый, там хоть Крис Касамасса засветился

  2. Коля:

    Спасибо за статью. Смотрел в кинотеатре в день премьеры. Фильм на троечку, как по мне. Так можно было и не снимать. Не было 20+ лет и не надо. Но не мешает и не раздражает своим появлением. Если кому понравится — пересматривайте на здоровье. Помню, первую часть у моего друга просмотрели раз 100 за пару лет на пиратской видеокассете…