Пять лет назад в честь двадцатилетия одного из самых одиозных игровых сериалов наш дружный коллектив подготовил целый спецвыпуск, ознакомиться с которым мы по-прежнему рекомендуем всем, кому тема небезразлична. Однако время неумолимо движется вперёд, и вот Resident Evil с нами уже целую четверть века. За минувшую пятилетку разработчики отстрелялись четырьмя крупными игропроектами (двумя пополнениями основной линейки и двумя эпичными римейками), их коллеги из киноиндустрии откликнулись завершающим (или нет) эпизодом эпопеи с Милой Йовович и очередной главой из анимационного цикла. Мы постарались не упустить из виду ничего важного – каждая из четырёх упомянутых игр была нами не только детально рассмотрена, но и вынесена на обложки соответствующих выпусков журнала. «Резик» не просто выжил, хотя многие предрекали ему такой же крах, как другим классическим ужастикам во главе с «Сайлент Хиллом». Он нашёл верную дорогу к сердцам современной публики, хотя для этого ему пришлось радикально измениться. Настолько, что узнать его таким теперь практически невозможно.

Оригинальный Resident Evil был всё-таки первопроходцем, несмотря на огромное количество заимствованных из других игр элементов. Совершенно незачем рассуждать, слямзил Миками визуализацию у Alone in the Dark или нет. Стив Джобс тоже не изобретал технологию жидких кристаллов (вы, возможно, удивитесь, но ей очень много лет), он просто создал основанный на ней прибор, ставший символом эпохи и образцом для подражания. Ситуация с ранними «Резиками» во многом была схожа. Миками и его команда разработчиков открыли миру новый игровой жанр, соединив известные прежде геймплейные механики, поэкспериментировав с возможностями графики нового поколения и прибегнув к едва набиравшей обороты в игровой индустрии кинематографической режиссуре. Получилось смело и эпохально. Свою долю обаяния внёс необычный сюжет, обыгрывавший фантастические по форме события через призму чрезвычайно реалистичных бытовых мотиваций. Алчность обезличенной корпорации катком прошлась по судьбам сначала отдельных людей, а затем целого города, жители которого поплатились за молчаливое соучастие в порождении кошмарного биологического оружия.

Несмотря на колоссальный успех ранней трилогии, оставаться в рамках принесшей славу концепции авторы не захотели. Уже в конце девяностых они принялись искать пути к более традиционному экшену, понемногу отказываясь от квестовой составляющей и уходя от щекотливого реализма, выставляющего в мрачном свете крупный транснациональный бизнес. Виртуальная вселенная со временем становилась всё более окукленной, её вместо обычных живых людей постепенно заселяли супергерои и суперзлодеи. Закончились поиски себя уходом Миками из Capcom на высокой ноте. Созданная им лично четвёртая часть определила на долгие годы новый экшеновый облик «Резика» – уже без зомбей, вечной мглы и ходульного саспенса, зато с изрядной долей самоиронии и чернушного юмора. Увы, это не предотвратило стремительное скатывание сериала в попсу. «Резидент» больше не хотел быть самим собой. Он жадно рыскал по сторонам, напоминая то Mortal Kombat из нулевых, гонявшийся за давно ушедшими вперёд трёхмерными файтингами, то «Металлику» времён творческого кризиса, принявшуюся зачем-то играть «Лимп Бизкит». Всё это привело к окончательному отрыву от корней и провальной шестой главе, грозившей поставить крест на будущем серии.

На переосмысление и перезапуск понадобилось пять долгих лет. С выходом седьмой части начался новый крупный цикл жизни сериала. Ещё до релиза ходило много разговоров о необходимости реанимировать былые приоритеты. Отчасти это сбылось. Геймплей вновь украсили квестовые элементы, вернулся даже подзабытый телепорт-сундучок для хранения избытков амуниции. Да и хоррор во мраке и одиночестве получился даже более пронзительным, чем когда-либо. Жаль, во всём этом в который раз не нашлось места правильному балансу. Цитаты из Alien: Isolation – слишком прямые и топорные, все рядовые противники – почти одинаковые на вид чёрные кракозябры. Плюс безальтернативная камера от первого лица, как практически во всех нынешних «ужастиках». Безусловно, это эффективный способ погружения геймера в игровую атмосферу, но причём тут Resident Evil… Да, наш любимый сериал всегда умел хорошо впитывать чужие идеи, но в былые времена разработчикам удавалось их прикрывать, а на видном месте выкладывать собственные нарративы. Похоже, как раз этого умения категорически не хватает наследникам Миками. Они способны делать хорошие современные игры, но даже близко не понимают, чем «тот самый» «Резик» выделялся на фоне современников. Уж точно не вульгарной мистикой.

А что же римейки? Они получились красивыми, сюжетно более цельными и тщательно прописанными. Главным изъяном классической трилогии была её недосказанность – писать сценарии настолько масштабных проектов тогда ещё умели не очень хорошо, многое приходилось додумывать за авторов и интерпретировать. Плюс догадываться, какая же из веток сценария и концовок на самом деле настоящая. Современных игроков от этих мучений избавили, выдав им стройный и вполне однозначный пересказ известных событий. Геймплей, конечно же, осовременили – было бы наивно ожидать первозданный визуал из девяностых. Но с балансом снова промахнулись. Беготня от неубиваемого монстра – это уже какой-то бич всех последних «Резидентов». В былые времена любому чудищу мы давали бой, а теперь только шкериться и драпать. Увы, при всех позитивных предпосылках это снова не совсем то, на что уповали старые фанаты, мечтавшие о возрождении культовой классики.

Дискуссия о том, есть ли альтернативный путь развития видеоигр, весьма разнообразна. Одни говорят, что хода назад нет, нужно плыть только вперёд и не пытаться ворошить прошлое. Другие с восторгом проходят Sonic Mania и Streets of Rage 4, облизываются на камбэк черепашек-ниндзя и искренне недоумевают, почему нельзя время от времени проделывать то же самое с другими хитами прошлого. Не говоря о том, что перед глазами пример всё того же Mortal Kombat, вернувшегося на родную стезю после долгих блужданий. Да и многострадальная «Металлика» записала пару неплохих альбомов, отбросив попытки гоняться за молодыми исполнителями и современным звучанием. Увидим ли мы Resident Evil снова таким, каким полюбили его на заре существования? Таким же ярким, самобытным и не боящимся затрагивать неловкие общественные темы, проводящие прямые аллюзии на нашу современную реальность? Хотелось бы верить, однако очередной юбилей сериала мы встречаем вместе с восьмой номерной главой, которая, при всех своих достоинствах, строго противоположна таким пожеланиям.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Macintosh:

    Поздравляю всех фанатов серии с 25-летием. Для меня Resident Evil остаётся главной франшизой. Этот материал очень хорошо, на мой взгляд дополняет обзор Resident Evil: Village. Тут сам бывает сядешь и думаешь о многом. Вот сел я за The Medium, до статичные камеры, но в 2021 году они уже выглядят, как-то не так, как в 2003, когда я впервые прошёл мою самую любимую часть серии RE Code: Veronica. Хочется чего того нового, какого-то экстрима, и в RE8 попали в цель, особенно концовка окупила все последних две части, и это воодушевляет, что может быть следующий RE станет ещё круче и ответит на все вызовы, какие мы ему бросаем. С другой стороны, я не фанат вида от первого лица. Очень хочу, чтобы они вернули третье лицо. И что меня радует, исключили напрочь мультиплеер. Хотя видно, что CAPCOM в поисках дойной коровы по мотивам серии, на примере той же RE: Resistance и RE: Verse. В общем, два перезапуска, вселенная Resident Evil гигантская. Столько историй можно рассказать. Я не о чём не жалею, даже RE6 люблю по своему. Одно лишь добавлю, что классика была и есть самой лучшей!