Галактические придурки

История коммерческого провала Bulletstorm, вышедшей из-под пера небезызвестной студии People Can Fly в самом начале 2011 года, весьма показательна в контексте того, как устроена современная индустрия. На многочисленных выставках журналисты то и дело пели дифирамбы проекту, смотревшемуся настоящим глотком свежего воздуха на фоне бесконечного каравана военных шутеров. Апофеозом стала рекламная кампания – владельцам ПК предлагалось скачать бесплатную игру-пародию Duty Calls: The Calm Before the Storm, высмеивающую многочисленные клише современных представителей жанра и по окончании демонстрирующую трейлер Bulletstorm.

К сожалению, поляки немного перегнули палку со своей «дерзостью», начисто забыв про поучительную историю моськи со слоном. Ведь в ту пору народ с замиранием сердца ждал релиза Duke Nukem Forever – пожалуй, самого известного долгостроя в игровой индустрии. Немудрено, что Bulletstorm с её ураганным геймплеем и сортирным юмором была расценена многими как «заменитель для особо нетерпеливых, мимо которого можно и пройти». Отсюда печальная для авторов кульминация – высокие оценки в прессе и скромные продажи, едва дотянувшие до миллиона копий. Хотя от запланированного сиквела (намёки на который присутствовали в концовке) полякам пришлось отказаться, с выходом консолей нового поколения быстро наметилась новая тенденция – многочисленные переиздания. Итог, как нынче принято говорить в Интернете, немного предсказуем.

 

И снова здравствуйте

В силу того, что о Bulletstorm на страницах нашего издания ранее было рассказано только в формате превью, придётся копнуть в самое нутро и подробно поведать читателям о том, чем именно знаменит этот проект. Прежде всего, своим подходом к изложению сюжета. Космический пират по имени Грейсон Хант, подозрительно смахивающий на «марвеловского» Росомаху, в прошлом был известен как командир отряда «Мёртвое эхо». Казалось бы, очередной день из жизни наёмников, хладнокровно уничтожающих неугодных своему командиру личностей. И тут неожиданный срыв покровов – данные из ПК, обнаруженного в офисе очередной жертвы, указали героям на то, что всё это время они уничтожали невинных людей. Не торговцев оружием или наркотиками, как заверял их босс, а тех, кто располагал на него компроматом. Градус абсурда достигает критической отметки, когда пробывшие в космосе около десяти лет товарищи настигают корабль своего обидчика и с подачи наклюкавшегося алкоголем Ханта идут на таран, после чего обе махины падают на ближайшую планету. Как выяснится немногим позже – под завязку набитую мутантами-головорезами.

Впрочем, безумная завязка – лишь вершина айсберга по сравнению с тем, с чем придётся столкнуться игроку. People Can Fly привнесла в мир шутеров по-настоящему живых героев, комментирующих практически каждый шаг весьма своеобразным образом. В последний раз с таким набором «сортирщины» мне довелось встретиться разве что в The House of The Dead: Overkill. Взаимный троллинг, матерщина, шутки про чужих мамочек и даже пародии на сторонние проекты очень органично вплетены в повествование. Когда героям наконец-то суждено увидеться со своим обидчиком, хочется просто отложить геймпад в сторону (позже поймёте, почему) и примкнуть к разряду зрителей, потягивая крепкий алкоголь и надрывая живот от происходящего на экране.

Поскольку Bulletstorm была переведена на русский язык, игру в полной мере постигло известное проклятие локализаций – цензура. Судя по вышедшему несколько лет назад третьему «Ведьмаку» (где матюги представлены в полный рост), ситуация в российском игропроме постепенно налаживается. Однако текстовый перевод был интегрирован в Full Clip Edition прямиком из оригинала – отсюда не то что отсутствие крепких выражений, но и искажённый смысл большинства шуток. Не хочу заниматься публикацией спойлеров – дружащие с английским языком товарищи всё прекрасно поймут в момент первой же встречи с Тришкой, ещё одним центральным персонажем.

 

«А» сказали, «Б» забыли

К сожалению, с геймплеем всё вышло не столь однозначно. После того, как население на планете подверглось мутации, генерал решил использовать её в качестве тренировочного полигона и снабдил бойцов энергетическими хлыстами. Подобные девайсы не просто дают возможность побывать в шкуре Скорпиона из вселенной MK, но также хранят в себе данные об успехах своего владельца. Чем более изящной и кровожадной станет смерть очередного недруга, тем большим количеством очков будет одарен его убийца. Как видите, авторы не упустили возможность объяснить даже столь незначительную условность. Однако на практике всё это работает не самым удачным образом. Первое время вас будут склонять к использованию одной и той же схемы – притянуть врага хлыстом, затем пинком насадить на шипы, сбросить с обрыва или вовсе расстрелять в полёте. Поначалу столь новаторский подход к геймплею действительно радует, но по прошествии пары часов начинает дико утомлять. Обычное оружие (во всяком случае, те образцы, что доступны в первой трети игры) не слишком эффективно против большинства врагов, патроны заканчиваются со стремительной скоростью, а восполнять запасы, как правило, приходится при помощи специальных ящиков. Конечно же, не бесплатно – роль валюты в Bulletstorm исполняют те самые пресловутые очки, выдаваемые за «красивые» убийства.

Игра словно вступает в конфликт с собой – особенно это касается ситуаций, когда на арену выходят мощные враги, обладающие иммунитетом к хлысту. В какой-то момент, практически оставшись без патронов, мне пришлось натуральным образом бегать за врагами, раздавая им пинков и собирая своим телом град пуль. Или взять, к примеру, масштабные перестрелки, где полтора десятка засевших в укрытиях противников начинают вести одновременный огонь по Грейсону, а «выдернуть» их при помощи хлыста не позволяет дистанция. Финальным аккордом на гитаре уныния становятся эпизоды, в которых герою предстоит уничтожать недругов с помощью снайперской винтовки, управляя пулей в «слоу-мо». В качестве «бонуса» напоследок – невозможность ношения всех «стволов» разом, хотя имеющийся набор можно заменить при помощи всё тех же вышеупомянутых ящиков. Поймите правильно – я не пытаюсь ругать Bulletstorm за обилие рутины в геймплее. Как ни крути, таким недугом страдают практически все «мясные» шутеры, начиная ещё от замшелой Serious Sam. Проблема в том, что подобная механика сильно диссонирует с той динамикой, которую так настойчиво требует здешний антураж и общая абсурдность происходящего. Тем более, что интересные игровые ситуации всё же будут периодически встречаться на пути – это не совсем прогулка по прямой дороге с отстрелом тысячи-другой монстров.

 

Когда красивой обёртки недостаточно

Теперь поговорим о том, какие изменения поджидают в обновлённом издании. Прежде всего, это графика. Улучшилось качество текстур, освещение, некоторые спецэффекты и, конечно же, разрешение. 60 fps, как положено у ремастеров, тоже завезли. Если обладателей PC таким набором особо не удивишь, то заядлым консольщикам, знакомым с исходной версией, определённо есть чему порадоваться – игра значительно шагнула вперёд по сравнению с версиями для Xbox 360 и PlayStation 3. В принципе, она не падает в грязь лицом даже на фоне современных представителей жанра.

Другой важной особенностью, призванной подстегнуть продажи переиздания, стала возможность прохождения сюжетной кампании от лица Дюка Нюкема. Не исключено, что в Gearbox решили таким образом «извиниться» за свинью, подложенную под видом приснопамятной Duke Nukem Forever, но забава, прямо скажем, сомнительная. Персонажи по-прежнему называют героя Грейсоном Хантом, а переписанные диалоги с шуточками из серии «Как я вообще сюда попал?» приедаются по прошествии получаса. Остался на месте один из самых главных недочётов оригинальной версии – отсутствие полноценного мультиплеера. Ни кооперативного прохождения, ни соревновательного deathmatch’а здесь по-прежнему нет, так что любителям сетевых баталий предстоит довольствоваться сражениями с ордами врагов на разношёрстных картах, включая несколько новых.

Также после прохождения открывается режим Overkill – по сути, обычный New Game+, позволяющий быстро пробежать сценарий с ранее нажитым добром, а то и вовсе включить бесконечные патроны. В каком-то смысле всё это выглядит настоящей издёвкой, ведь с таким героем-суперменом, увешанным «прокачанными» по самое не балуй «пушками», игра становится тем ураганным экшеном, каким должна была быть с самого начала. Хотя если надумаете перепройти лет эдак через пять, то, наверное, наличие подобной возможности придётся как нельзя кстати.

За те шесть лет, что стремительно пролетели с момента релиза оригинала, жанр успел эволюционировать. Проектов, построенных вокруг единственной геймплейной «фишки», становится всё меньше, а обилием диалогов, в которых герои живо комментируют происходящие события, тоже никого не удивишь. С другой стороны, концепция «изобретательных убийств» по-прежнему остаётся уникальной, а столь безбашенным сюжетом в шутерах нынче могут похвастаться разве что последние игры серии Wolfenstein. Так что ответ на вопрос, стоит ли тратить свои деньги на покупку Full Clip Edition, вполне очевиден. По крайней мере, для консольной аудитории.


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.