Карманный металлолом

В последнее время гоночные игры всё реже мелькают в обзорах и анонсах, и мне, как человеку, лишившемуся колёс на неопределённый срок (не волнуйтесь, без криминала – просто пришлось продать во время переезда), очень обидно. Нет, конечно, «Форза» с «Туризмой» периодически мельтешат, где-то в сторонке тусуются симуляторы автоспорта, но ёлки-палки, неужели это всё? Даже Need for Speed, которую по праву можно назвать самым долгоиграющим гоночным сериалом, скорее мертва, нежели жива и здравствует. Что уж говорить об «автомордобое». Для тех, кто не в теме – это такой сорт гоночек, в которых машины (и водители) ведут себя плохо, вплоть до применения стрелкового оружия. Староверы наверняка припомнят Rock ‘n Roll Racing и Carmageddon, кто помоложе – всплакнут по FlatOut и Burnout. Нынешние детишки, наверное, про такое даже не слышали, разве что от дедушки. Я никак не могу объяснить клиническую смерть данного направления. Это же продукция для самой широкой аудитории – экшон, графон, да к тому же с музычкой хардкорной. Чего ещё надо-то?

В случае с сериалом Burnout, думается, что мозгов издателю надо. Он то затребует высосать из пальца очередную часть в сжатые сроки, то стучит тапком по столу, настаивая на «открытом мире». Всё бы ничего, только люди, делавшие Burnout, с «открытым миром» в разладе – это ж не «рокстаровцы» с их Midnight Club. Потому остались «золотая» и «платиновая» главы серии на второй «Соньке», осчастливив следующее поколение игровых систем явлением призрака Burnout Revenge, которую EA не поленилась перевести в высокое разрешение и в таком виде выпустить на X360. Разве что на переносной PSP парни из Criterion Games смогли хоть как-то отыграться. Burnout Legends вышла в 2005 году на обеих актуальных портативках – и от Sony, и от Nintendo. Однако если во втором случае получился малоиграбельный трэш, о котором мы сегодня вспоминать не будем, то первый более чем привлекателен. Вообще говоря, на моём экземпляре приставки это была первая гоночная игра, а если более глобально, то именно с Burnout Legends началось моё знакомство с серией. Слава Богу – сыграй я тогда в первую Burnout на PS2, я бы наверняка поставил для себя на сериале крест. Вот и сегодня познакомить наших читателей с этой замечательной гонкой мне бы хотелось с чистого листа, без оглядки на более ранние выпуски. Оговорившись, что Legends – в некотором смысле «порт» Burnout 3: Takedown с PS2 на «младшую» систему, хотя в действительности оба проекта разрабатывались параллельно.

Главное меню сделано достаточно просто: создаём профиль, идём в мировой тур либо в сеть (таки да, во времена оны рубиться по «вайфаю» в гоночки было чем-то из ряда вон). Лишней анимацией не балуют, да она тут особо ни к чему, если разобраться. Выбираем «Мировой тур» и погнали. Хотя нет, ещё не погнали. Сперва выберем класс автомобиля (да-да, прямо как в серьёзных гонках). Таковых всего пять: малолитражки, маслкары, купе, спорткары и суперкары; правда, деление весьма условное. Видите ли, Criterion делали аркаду, где во главе угла не достоверное воссоздание поведения машин на дороге, а покорёженный металл, вальсирующий в воздухе в замедленной съемке. Поэтому добрая (или скорее злая) сотня болидов, предусмотренная авторами, носится от класса к классу примерно одинаково. Хотя на спидометре циферки разные, суть всегда одна – гоночная трасса начинается с «вжжжух!» и через полминуты превращается в «бум! – трах! – бабах!» То есть, разогнавшись до бешеной скорости, тачанки сталкиваются, а дальше начинается балет кусков металлолома. Который, собственно, всегда привлекал внимание к серии.

Теперь непосредственно о гонках. Заезды делятся на обычные «спортивные» (нужно первым доехать до финиша, попутно расшибая машины соперников), «нокаутирующие» (когда финишировавший последним на круге гонщик выбывает из состязания), «дорожный гнев» (требуется за отведённое время набить определённое количество автомобилей-«фрагов»), «горящий круг» (завершение одного круга за кратчайшее время), «стычку» (дуэль один на один, в которой можно выиграть машину соперника) и «погоню» (вам предложат в роли реактивного инспектора ДПС разбить авто преступника). Кстати, о погонях. Во-первых, скакуны у мус… охранников дорожного порядка – будь здоров, такие разве что у арабских шейхов есть (впоследствии эта дурость перекочует в те части NFS, разработку которых доверят Criterion). Во-вторых, насколько я знаком с законодательством цивилизованных стран в отношении дорожного движения, бортовать несущийся на бешеной скорости пепелац нарушителя представителям закона непозволительно, это усугубляет без того потенциально аварийную ситуацию. Получается, даже если вы играете за полицию, то всё равно нарушаете. Философская аркадная гонка – звучит!

От философии – к вещам более низменным. К первобытной жажде разрушения, живущей в каждом из нас. Разработчики перенесли в портативный формат наиболее интересный режим всей серии (увы, не попавший в Dominator и Paradise, из-за чего они получились более пресными) – «Авария». Здесь вам необходимо разогнать какое-нибудь ржавое ведро и влететь на нём в транспортный поток с целью нанести как можно больше ущерба. Много техники угробил – честь тебе и хвала, возьми с полки золотой пирожок, кушай, не подавись. Серебряный пирожок не такой вкусный, а бронзовый – уже даже как-то обидно. Вот только даже ради серебра порой приходится основательно попотеть, тщательно продумывая траекторию своего снаряда на колёсах. Ах, тактическая аркадная гоночка – звучит! Кстати, удивительное дело – на улицах города взрываются фуры, переворачиваются автобусы, ползают вверх колёсами легковушки и микроавтобусы, а само дорожное покрытие стоит себе без единой царапинки. Держу пари, тех доблестных ремонтников, что занимались улицами городов в серии Burnout, в наших реалиях давно бы выгнали из профессии с волчьим билетом.

Казалось бы, чем можно испортить такой богатый набор? К сожалению, техникой. Нет, я не говорю, что всё прям плохо – в конце концов, на PSP есть NFS ProStreet и Undercover. Но было, честно говоря, странно видеть, как неумело создатели Renderware используют этот «движок» на довольно мощной портативке. Можно, конечно, попытаться оправдать их тем, что Burnout Legends – вообще одна из первых гонок на платформе. Но нет, в тот же год Rockstar выпустили Midnight Club 3, выглядевшую просто потрясающе. На том же Renderware. А ещё была Ridge Racer, которая на шикарном проприетарном «движке» работала со скоростью 60 кадров в секунду. Да, авторы пытаются скрыть огрехи моделек и текстур обилием неплохих спецэффектов. Чаще всего это работает – за разбивающимися в металлическую кашу автомобилями огрехов не замечаешь. Но вот фокус камеры смещается, и вы любуетесь дрожащими текстурами асфальта или газона, вспоротыми неровными швами. Неужели лень было хоть швы заблюрить? Впрочем, блюр тот ещё инструмент, так что ну его нафиг. С «физикой» тоже не всё блестяще. На ранних этапах проблемы не столь заметны, но начиная со «спорткаров» соперники превращаются в скоростные трамваи, сбить которые с траектории практически нереально. Что это, откуда это взялось? К сожалению, из «старших» игр, но знаете… Бережное копирование багов и фич сработало только в StarCraft Remastered.

По части музыки серию всегда отличала мощная раздолбайская дорожка, собранная из известных и не очень композиций в жанрах панк-рок и альтернативный рок. К счастью, ничего ломать не стали. Хотя, если прислушаться, станет понятно, что перед нами выжимка из Burnout Revenge, то есть банальная экономия на лицензировании, благо игры вышли в один год. EA Games лицензировала, как правило, как раз на такой период. В Legends треков ожидаемо меньше, но неужели потому, что объём UMD меньше, чем у DVD? Нет, ребята, это всё фуфло – размер полного образа игрушки не превышает 500 МБ, притом что объём стандартного UMD 1,8 ГБ. Нас просто обманули. Впрочем, главные хиты вроде Wake the Dead от Comeback Kid или Lights and Sounds от Yellowcard остались, так что простим. А вот в режиме «Авария» музыки нет совсем. Вам придётся «на сухую» слушать вопли сигнализаций сшибаемых авто, очень быстро приводящие к мигрени и желанию выключить нафиг, дабы вернуться к чемпионату.

Возьмём прилетевший с трассы кусок крыла и подведём черту. Получилась ли Legends настоящей Burnout, достойной «старших» версий? Да, за вычетом фейла с «движком». Это всё та же Burnout, со всеми её проблемами, вкусностями и задорным музоном. Лучшая ли это гонка на PSP? Нет, даже в своём классе она уступает FlatOut: Head On. Если расширить рамки и оглянуться на Juiced 2: Hot Import Nights и Midnight Club 3: DUB Edition… Впрочем, мы с вами этого делать не будем. У Criterion Games получилась неплохая попытка подружить свой главный на тот момент сериал с портативной консолью от Sony, а мы получили приятную гоночку на разбивание, начинающую раздражать ближе к концу. В Burnout Legends определённо стоит сыграть, если у вас есть консоль, а если нет – игра отлично эмулируется последней версией PPSSPP. Всех благ!


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.