Славный малый

Кино про легендарного Робин Гуда голливудские (да и не только) творцы снимают довольно регулярно, а вот видеоигр с его участием преступно мало. Однако ровно тридцать лет назад сошлись, так сказать, все звёзды – поспела очередная экранизация, а следом за ней игровое воплощение «по мотивам». Что удивительно, платформой была выбрана изрядно устаревшая NES, хотя вовсю гремела «шестнадцатибитная» баталия. Ещё поразительнее облюбованный разработчиками жанр. Казалось бы, делай себе стандартный платформер и не парься, но нет – матёрые игроделы из Sculptured Software проявили себя достаточно амбициозными людьми и замахнулись на полноценную экшеновую «ролевуху». С хит-поинтами, «прокачкой» и прочими неотъемлемыми атрибутами. Многослойный геймплей делает затруднительными первые минуты знакомства с игрой, но стоит пройти одну миссию и понять основные принципы, как дальнейшее путешествие становится более-менее размеренным. Дебютная глава демонстрирует и ключевые квестовые механики, и сразу несколько вариантов «боёвки», альтернативные версии которой привязаны к сюжетным событиям.

Путь нашему герою предстоит не близкий. Как и в фильме, начинается одиссея Робина-из-Локсли в арабской тюрьме, куда он загремел в компании с остальными участниками третьего Крестового похода, разгромленного сарацинами. Добравшись с приключениями до родной Англии, Робин находит семейное поместье разграбленным, а отца жестоко убитым, после чего начинает непримиримую борьбу с потерявшими берега миньонами принца Джона, узурпировавшего трон в отсутствие короля Ричарда. Особенно в ряду подлецов выделяется шериф Ноттингема, который не только папаню Робина угрохал, так ещё и его возлюбленную, девицу Мэрион, пытается насильно под венец затащить. В общем, читавшие в детстве «Айвенго» или сборники сказок о Робин Гуде моментально почувствуют себя как дома, даже если не смотрели довольно посредственный и местами откровенно детский боевичок с Кевином Костнером и Морганом Фрименом, на сюжет которого игра опирается непосредственно. Кстати, несмотря на наличие прямой связи и авторских прав, срисовать персонажей с актёров фильма разработчикам почему-то не дали – все аватарки в диалогах «не родные».

Прохождение состоит из череды недолгих, но интенсивно развивающихся миссий. Границы каждой из них очерчены  небольшой цепочкой локаций, где нужно найти или просто подобрать предметы, выполнить квесты и покинуть сцену, как можно реже вступая в стычки со стражами. Хотя противники сбрасывают после гибели немало полезного лута, мощность их атак и бесконечный респаун отбивают желание втягиваться в затяжные сражения. Наиболее важные айтемы достаются в предусмотренных сценаристами местах, их вы в любом случае не пропустите. «Боёвка» существует в трёх ипостасях. Самой первой игра показывает примитивный файтинг с видом сбоку (точно так же начинается «сеговский» Pirates! Сида Мейера). Один удар, прыжок и перекат – негусто. Дальше идёт стандартный режим – вид сверху-сбоку, оружие на выбор и бесконечные толпы противников. Наконец, самая крышесносная – вид строго сверху, арена ограничена одним экраном с высоко поднятой камерой, оружие то, с которым вы были перед началом свалки, и огромные мобы врагов, прущие со всех четырёх сторон; буквальный аналог аркадной Smash-TV. Что любопытно, в массовых побоищах, под управлением компа принимают участие ваши незримые спутники (изначально слуга Азим, затем лесные братья). Всё остальное время они благополучно отсиживаются в обозе.

С боевой частью на самом деле всё весьма недурно. Нужно всего лишь чуть привыкнуть, войти в ритм. Зато с квестово-навигационной, к сожалению, наоборот. Ужасающе плохо сделаны и сами квестовые опции, и скрывающийся в их пучине инвентарь. Практически любое действие совершается через команды на паузе. Осмотреться – пауза, поговорить – пауза, подобрать не обозначенный графически «скрытый» предмет – снова пауза. Всё это сильно тормозит игру и выглядит архаично даже для 1991 года. Карта примитивная и бесполезная. Инвентарь же, помимо прочего, страдает от обилия иконок при минимуме пояснительного текста. Схему экипировки героев осваивайте сами, кто из них чего умеет носить – выясняйте методом проб и ошибок. Сколько хит-поинтов лечит наливное яблочко, а сколько шипучий эликсир – не узнаете, пока не попробуете. Как водится в старых «дендёвых» играх, когда-то давно к картриджу прилагался мануал с описанием функционала, но где же вы его теперь достанете-то. До кучи у каждого героя всего шесть ячеек для переноски того, что не экипировано в текущий момент. Приходится идти на разные ухищрения и вешать на левую руку какое-нибудь важное по сюжету, но бесполезное кольцо, лишь бы было лишнее гнездо, поскольку таскать приходится очень много всякой всячины.

Схема «прокачки» стандартная для типичной олдовой «ролевухи» – на каждом уровне нужно зарабатывать чуть больше экспы (в нашем случае на 25 единиц), чем на предыдущем. В результате понемногу отрастает максимальный показатель здоровья и увеличивается скорость передвижения. Экспа для всех находящихся в команде общая, уровень поднимается синхронно. При желании и наличии лишнего времени можно упорно «качаться» на лёгких и слабых противниках, скажем, на крысах в замке, но это занятие для любителей. Я лично не ощутил необходимости в специальных кач-забегах, сюжетка вполне спокойно обходится без них. Проблемы доставляют скорее какие-нибудь неожиданные ситуации, вроде гонки на лошадях до шервудского леса. Вам вообще не объясняют, как работает эта мини-игра, но уже через две секунды после её начала вы видите на своём экране восхитительный Game Over, поскольку не догадались, что стрелку «вправо» нужно было зажимать заранее. Также расстраивает отсутствие продуманной системы сохранений. Кроме обычного «континуума» со стартовой точки эпизода, в котором вы погибли, игра ничего не предлагает. Самое смешное, что система паролей к миссиям всё-таки существует, только она… Секретная!!! Глупость какая-то.

Появись такой «Робин Гуд» на ПК в середине 80-х – полагаю, никто бы не удивился. Будучи по сути заурядной экшеновой RPG для того времени, она смотрится непривычно в консольном формате начала 90-х, да ещё и на морально устаревшей платформе. Более того, два года спустя похождения Робина угодили на Game Boy. Портативная версия сохранила узнаваемую визуализацию, ключевые геймплейные механики и основные события. Правда, для 1993 года смотрелась ещё более архаичной, чем оригинал. Проект с очень странной судьбой не нашёл широкого отклика в сердцах публики, зато, как нередко бывает, попал на заметку любителям редких штуковин. Самобытности у «восьмибитного» «Робин Гуда» не отнять.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.