Продвинутый сыр-бор

В 2001 году, перед выходом Game Boy Advance, много говорили о том, что сопоставимая с Super Nintendo картинка в новой цветастой и зубастой реинкарнации «Геймбоя» станет пристанищем для вытесняемого с больших консолей 2D. Для рисованных видеоигр откроются заманчивые перспективы и, быть может, даже грядут невиданные доселе подвижки и жанры – всем нам, так сказать, на радость. По факту настоящий пиксельный ренессанс пришёлся на бум инди-игр, а 32-битный хендхельд (как в то время вполне могли обозвать детище «Нинтендо» в прессе) стал отличной площадкой для всевозможных «портов» и адаптаций. Впрочем, без свежака и небольших карманных революций дело не обошлось – моим вниманием, в частности, портативка завладела полностью и намеченная было покупка PlayStation 2 всё откладывалась и откладывалась. Собственно, пошаговая стратегия Advance Wars была одной из тех вещиц в библиотеке GBA, что могли и по сей день могут увлечь на долгие счастливые часы, и которым вполне по плечу отодвинуть покупку какой-нибудь более производительной системы. Правда, есть один малюсенький нюанс… Но о нём чуть позже.

Вообще, Advance Wars очень точное название для игры, чьи предтечи в количестве шести штук обретались только в Японии и графических прорывов не совершали. Полировался геймплей и обновлялись поля сражений, где красные, синие и прочие армии сталкивались своими сухопутными, морскими и воздушными лбами. AW на «Геймбое» третьего поколения это именно «продвинутая» по всем параметрам войнушка, перерисованная, что называется, от а до я – будь то боевая сценка, начальная заставка или тривиальная подменюшка с разъяснением, на каком типе местности вы разместили своего солдафона. Всё сделано ярко, небанально, всячески радует глаз и не даёт горевать уху хорошим музыкальным оформлением. В плане контента это несколько режимов для самосовершенствования и мультиплеера, магазинчик со всякими вкусностями за внутриигровую валюту и вытекающая из новой «фишки» серии – командиров – исключительно прикольная кампания. Именно благодаря ей AW не смахивает, в отличие от своих предшественниц, на сборник шахматных досок или, если угодно, карт для баталий.

Игроку по сюжету уготована роль советника. Или консультанта – не суть важно. Но, прежде чем бросаться исполнять её, есть смысл пройти тренировочные миссии. Пусть даже вы съели собаку в жанре – и города брали, и ходы оппонентам передавали, и туман войны видывали – ознакомиться с юнитами, их особенностями, способами применения и поддержки в нормальном техническом состоянии, уяснить, что как ходит, сколько при этом тратит топлива, как стреляет, как заряжается и какое занимает место в пищевых цепочках во время боевых действий совсем не будет лишним. Но стоит подумать, что врубаешься в то, как всё устроено – и командиры самым замечательным образом рушат эти едва сформировавшиеся представления! В руках танкового аса Макса дальнобойные орудия окажутся ни к чему непригодными безделушками, а ракетницы слабоватого в штыковых атаках снайпера Грита, наоборот, будут выцеливать и выкашивать соперников с нетипично дальних дистанций; тяжёлая пехота Сами не встретит преград на своём пути, но остальные отряды под её началом получат очень скромные показатели; напротив, каждый представитель элитных войск Канбэя поразит своими характеристиками, но окажется супердорогим как по себестоимости, так и в обслуживании.

Дальше – больше! Изничтожая неприятеля и получая по шапке, командиры копят силы для спецприёма, который вовсе отметает в сторону заученные правила: юный технарь Энди латает все свои воинские подразделения, где бы они ни располагались; гроза воздушных пространств Игл делает два хода подряд; морской волк Дрейк обрушивает на недругов тайфун; старина Олаф заваливает карту непролазным для оппонентов снегом, тем самым временно перекрашивая всю игру в белый… Понять, из-за чего весь этот сыр-бор между оранжевыми, синими, зелёными и жёлтыми армиями практически невозможно. Герои без конца выясняют отношения и переходят границы, внезапно появляются и так же исчезают. Читать их перепалки весело и занимательно – ведь как раз на подколках, недомолвках, брошенных сгоряча словах построено повествование. Тут-то и вырисовывается, кто кому кем приходится, кто к кому неровно дышит, почему кто-то переметнулся под чужие знамёна и т.д. Вражды не чувствуется, по настроению это просто ребятишки собрались поиграть в солдатиков или старые друзья в настолку. Даже появление в финале загадочного Штурма (с самого начала, видите ли, строившего козни и дёргавшего за невидимые ниточки) никак не влияет на это ощущение.

После Advance Wars появилось ещё пять игр серии, но сама AW по-прежнему лучшая для знакомства с «нинтендовскими» войнушками. Кампания сделана с запасом для множества перепрохождений – тут вам и развилки, и ответвления, и оценка проведённых сражений исходя из потерь, нанесённого урона и затраченного времени. Пройти каждую миссию всеми участниками событий на максимальный балл – дело нетривиальное и самое настоящее второе дно для тех, кто любит непростые задачки. А ведь есть ещё «продвинутая» кампания с хардкорным превосходством вооружённых сил у противника и целая гора дополнительных карт (старых, новых, для двух, трёх и четырёх игроков), причём резаться во всё это дозволено на одном устройстве. Постаравшись, для несюжетных битв можно заполучить всех командиров, включая мастера разведопераций Соню, зловещего владельца противогаза Штурма и, если хватит терпения, давшую вам первые уроки инструктора Нел! Но, как я уже говорил, есть один нюанс. Малюсенький, но очень важный. Насыщенные цветами экраны современных мобил что-то сделали с моими глазами, и я уже не могу без ахов и вздохов запускать Advance Wars на оригинальном GBA или даже GBA SP. Попробуйте выставить на телефоне яркость процентов на десять, поискать подходящее освещение – полагаю, вы получите представление, о чём идёт речь. Нормально поиграть получится либо на Nintendo DS Lite, либо на эмуляторах, либо, надеюсь, на Nintendo Switch, куда минувшим летом был анонсирован римейк «Продвинутых Войн». Похоже, покупка PlayStation 5 вновь отодвинется…

 


Автор:

Maxo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Витя:

    Одна из моих самых любимых пошаговых стратегий на приставках! Спасибо за этот обзор и за обзор super Famicom wars!

  2. Денис:

    Крутой обзор на потрясающую игру)