Чужестранец

Аркадные игры по своей природе должны быть быстрыми – это, в общем-то, аксиома, вытекающая из самой коммерческой формулы работы залов. Клиенту нужно моментально освоиться, успеть получить дозу адреналина и затем уступить место следующему энтузиасту, заинтересовавшемуся происходящим на экране. Совершенно очевидно, что при таком подходе некоторые игровые жанры, популярные среди пользователей домашних платформ, от аркад отсекаются и разработчиками автоматов почти не используются. Тем удивительнее существование некоторых хитов, игнорирующих неписанные законы бизнеса. Экшеновая ролевуха с кратким и звучным названием Cadash знакома многим бывшим и нынешним обладателям «Мегадрайва». Картриджи с похожей на Golden Axe этикеткой активно ходили по отечественным городам и весям, даже в нашем любимом журнале (тогда ещё «Видео-АСС – Денди») творение японцев из Taito удостоилось описания от самого Валерия Владимировича Полякова. Однако заподозрить в этой довольно долгой и запутанной «бродилке» аркадные корни было крайне тяжело, хотя соответствующая надпись сверкала на коробке.

Тем не менее, Cadash стал в своё время аркадной сенсацией, очаровав публику новаторским дизайном аппарата, богатым выбором действующих лиц и многоплановым геймплеем. Дело происходит в неком средневеково-фентезийном измерении, где демоны похитили принцессу, дабы их предводитель Балрог на ней женился и получил всю полноту власти над миром людей. Папашка-король от такой утраты сильно расстроился и пообещал всё своё королевство вручить тому герою, который планы злодея обломает (вместе с рогами) и вернёт наследницу трона домой. Желающих отличиться набежало изрядно, выбирать предстоит из четверых. Первый кандидат – типичный Конан-варвар с раскачанным торсом и огромным мечом. Дальше идёт хрестоматийный дедуля-колдун в балахоне и шляпе, стреляющий всякой магией из посоха. Третьим номером выступает дама-паладин с тяжёлой гирей на цепочке. Замыкает перечень непонятно откуда взявшийся в этой компании ниндзя, умеющий швыряться орудиями крестьянского труда. В общем, персонажей четыре штуки, а вот типажей реально только двое – с оружием ближнего боя и дистанционным, остальные различия не столь принципиальны.

Начало путешествия недвусмысленно намекает, что в дальнейшем нам придётся не только прыгать и выкашивать армию демонов, но также много болтать с мирянами, возиться с экипировкой и выполнять квесты, обременённые бэктрекингом. Все пять уровней связаны между собой, при желании несложно вернуться хоть в самые ранние локации. Карта условно поделена на «мирные» сектора, где происходит общение и шоппинг, и «боевые», где царит лихой безостановочный экшен с бесконечно респаунящимися монстрюками. Местные магазины приторговывают новым оружием, бронёй, увеличителями линейки здоровья и лимита времени. Деньги на все эти радости чаще всего выбиваются из рядовых противников, либо из попадающихся по дороге сундуков. Помимо обычных повторяющихся врагов есть, разумеется, уникальные боссы, причём победа над ними как правило вплетена в цепочку действий, необходимых для решения очередного квеста или получения какой-нибудь суперспособности. В некоторых ситуациях это ставит в тупик, поскольку просто завалить махину бывает недостаточно – надо догадаться пройти в открывшееся где-то рядом секретное место и там забрать свой приз. Или вовсе пробежать назад пол-этапа и случайно наткнуться на прежде недоступный участок подземелья.

Всё это звучит не так уж плохо для ролевухи, но сколько же нужно потратить времени и монеток на полноценное освоение игры! Лабиринты огромны, фауна агрессивна и многочисленна, ловушек на местности тоже хватает. Хит-поинты улетают незаметно, к тому же некоторые особо злобные твари умеют травить героев – при отсутствии эликсира обычная аптечка уже не спасёт. Неочевидность решения некоторых заданий тоже становится препятствием. Из сопроводительного текста бывает трудно понять, чего именно от вас хотят разработчики, а таймер сверху беспощадно тикает, не замирая даже на «мирных» участках, во время закупок в магазинах и диалогов с NPC. Форменное издевательство! Если вы будете делать всё чётко и правильно, полное прохождение всё равно займёт не меньше часа, что слишком долго по аркадным меркам. Возможность путешествовать аж вчетвером несколько облегчает положение, но ничего принципиально не ускоряет, да и скудными денежными вознаграждениями приходится делиться. Риторический вопрос, зачем всё-таки было делать вещицу столь масштабную в плохо подходящем для этого формате, преследует до самого финала приключения.

Зато «портированные» на приставки версии соответствуют замыслу практически идеально. О «сеговской», появившейся в 1992-м, я уже упомянул выше, но рассказать о ней стоит чуточку подробнее. При переносе сохранился практически весь контент, за исключением персонажей (в строю остались только громила-мечник и дедуля-волшебник) и одного босса. Потеря на самом деле не столь ужасающая, поскольку по функционалу вырезанные паладинша и ниндзя первую пару героев дублировали. Всё остальное на месте. Абсолютно узнаваемо выглядит графика, монстры даже стали сочнее и многоцветнее, анимации тоже прибавилось. Баланс выдержан намного лучше, противников меньше и они не столь агрессивны. Годом раньше состоялось ещё одно переложение – для популярной в Японии TurboGrafx-16 (она же PC Engine). Примечательным в нём было участие легендарной студии Working Designs, усилиями которой полностью переписан англоязычный текст. Осталась в нетронутом виде четвёрка персонажей и их экипировка, а вот уровень визуального исполнения заметно упал. Картинка мельче и примитивнее, значительно уступает по качеству «сеговской»; локации также подверглись перепланировке. Самое главное – из обоих «портов» убран проклятый таймер.

Несмотря ни на что, первоначальная версия пользовалась популярностью, особенно в родной Японии. Внимание публики привлекал сам необычный автомат с двумя экранами и возможностью развлекаться гурьбой одновременно. Мультиплеер на четверых игроков уже не был новинкой (черепашки-ниндзя преподнесли его раньше), но сочетание боевика с ролевыми элементами при таком скоплении участников всё ещё смотрелось необычно, а детально прописанная история довершала впечатление. К сожалению, сегодня оригинальный аппарат трудновато встретить даже в узкотематических ретро-залах, а вот сама игра в различных аркадных сборниках от Taito периодически всплывает. Желающие смогут найти её без труда.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.