Очарование первобытного мордобоя
Компания Technos изобрела жанр beat’em up таким, каким мы его знаем и любим. Можно сколь угодно долго рассуждать о примитивности и недостатках Double Dragon образца 1987-го, однако нельзя игнорировать тот факт, что эта игра подарила «битемапу» его каноничный интерфейс. А также сделала востребованной на десяток лет вперёд тему кулачных разборок на городских улицах. Успех вдохновил авторов растиражировать концепцию. В дальнейшем Technos сотворила целый сериал о приключениях славного парня Кунио Куна (самая известная глава которого – River City Ransom 1989 года выпуска), плюс несколько аркад, не связанных с этой вселенной. Среди них была The Combatribes.
Хотя многие буквально «на автомате» сравнивают этот боевик с «Дабл Дрэгонами», его корни уходят несколько глубже – к игре, с которой начались приключения того самого Кунио Куна, Renegade 1986 года. Там уже было многое из того, что чуть позже досталось в наследство братьям-Драконам. Не хватало важной детали – масштабных локаций и перемещения по ним. Драки в стиле «один против толпы» происходили на небольшой площадке, а уровень считался пройденным, когда падал и исчезал последний противник. Combatribes практически целиком копирует эту бесхитростную систему. Бэкграунды чуть шире, по ним можно пробежаться взад-вперёд (в одном случае даже подняться наверх), но продвижения дальше нет – цель состоит исключительно в том, чтобы отоварить руками и ногами кодлу гопников, к которой некоторое время спустя присоединяется босс. Что характерно, после победы над главарём этап не заканчивается, пока своё не получают все его сподручные.
На каждом из пяти основных уровней в качестве противников выступает банда отморозков, объединённая тематическим стержнем. Сначала это байкеры на автостоянке, затем клоуны в бродячем цирке, после – роллеры на дискотеке, качки на стадионе и, наконец, солдафоны в неком офисном здании. Заключительный шестой эпизод новым контентом не балует, а лишь прокручивает ещё раз всех ранее встреченных боссов, только с чуть меньшим количеством приспешников. Финальный поединок после такой полосы препятствий ощущается менее напряжённым, хотя прыткая девица доставляет изрядно неприятностей своими наскоками и электромагией. Огорчает то, что у всего этого путешествия нет никакой художественной составляющей. Внятный сюжет с осмысленным текстом и красивыми рисованными заставками появился лишь два года спустя в «порте» на Super Nintendo, аркадная же версия полностью лишена всякой лирики, не считая куцего эндинга, единого для любого из трёх персонажей.
Выбор между героями по большей части эстетический. Набор основных приёмов у них одинаковый: удар рукой и ногой, захват; прыжка нет. Единственное различие – атака с разбега, в случаях с некоторыми боссами этот нюанс оказывается важным. На пути не встречается ни аптечек, ни дополнительного оружия, разве что мотоциклами пошвыряться иногда дают. Скромность арсенала компенсируется вариативностью его применения. Стоит, например, оказаться зажатым между двух врагов, как можно будет взять их за шиворот и стукнуть лбами. А уж сколько интересностей дозволено проделать с лежачим оппонентом: прыгнуть на него сверху, шваркнуть мордой об мостовую, или вовсе схватить за ноги да раскрутить вокруг своей оси, раскидывая окружающих. Веселья более чем хватает. К сожалению, хромает чёткость управления, из-за чего не всегда получается осуществлять задуманное, хотя путаться в двух кнопках тоже сложно.
В чём ценность The Combatribes? Для 1990 года игра смотрится довольно устаревшей, но есть все основания полагать, что она задумывалась именно такой. Её нарочитая примитивность возвращает во времена ещё более доисторические, чем Double Dragon, во времена, когда битьё пиксельных морд не обрело устоявшихся закостенелых форм. Что уж говорить, если даже здоровье персонажа обозначено цифрами, а не лайфбаром. Есть во всём этом какое-то своё очарование, атмосферность и возврат к самым глубоким истокам. Combatribes дарит геймеру полчаса настолько олдскульных драк, насколько только возможно себе вообразить.
Автор:
Neon Knight