После долгой разлуки
Десятые годы – довольно мрачное время для Konami, вспоминать о котором поклонники компании не любят. Терпевшее убытки издательство прошло через весьма болезненную реструктуризацию, разорвало отношения со многими именитыми разработчиками, включая Хидео Кодзиму и Кодзи Игараси, заморозило на неопределённый срок несколько популярных сериалов, таких как Castlevania и Silent Hill. По поводу Contra тоже бытовало мнение, будто теперь легендарный брэнд будет полностью отдан на растерзание китайским производителям мобилочного хлама, однако этот прогноз, к счастью, не сбылся. Оставшийся на продюсерской должности Нобуя Накадзато сумел отстоять своё детище. Осенью 2019 года, вскоре после грандиозной коллекционки Contra Anniversary Collection, появилась полноценная новая часть для всех актуальных платформ. Первый за восемь лет консольный релиз встретил довольно неоднозначную реакцию публики, но, по крайней мере, ясно обозначил, что серию рано списывать со счетов.
Начнём с завязки сюжета. Дело происходит после Contra III: The Alien Wars, но перед Contra: Hard Corps, в 2638 году. Война с пришельцами окончена, мировое Земное Правительство празднует победу, вот только новая опасность уже на пороге. Откуда-то из преисподней на постапокалиптической пустоши вырастает Проклятый Город, выглядящий как привет из вселенной Fallout. Почти все находящиеся в нём люди сходят с ума, превращаясь в монстров и мутантов, воюющих за расширение города, а где-то в его недрах вьют гнёзда уцелевшие инопланетные недобитки. Но не всех охватила чума! Некоторые живые существа обладают иммунитетом к заразе, именно такие входят в спецподразделение, призванное покончить с угрозой Проклятого Города. Давайте с ними познакомимся.
— Кайзер (Kaiser). Лидер отряда Rogue Corps, родственник командира Дойла из Contra: Hard Corps. Визуально практически неотличим от Билла Райзера – такой же харизматичный блондин с раскачанным голым торсом. Прирождённый штурмовик. Его спецприём повышает урон, убирает перегрев с оружия и даёт кратковременную анимацию бессмертия;
— Мисс Харакири (Ms. Harakiri). Девчонка в эмо-прикиде с соответствующими закидонами, в животе которой поселился злобный монстрик (выглядит как пародия на Крэнга из «Черепашек-ниндзя»). Идеальный выбор для спидраннеров и PvP-шников. Её особый талант даёт ей такую высоченную скорость, что остальные за ней не угонятся при всём желании, даже если будут дэшиться без остановки;
— Голодный Зверь (Hangry Beast). Антропоморфная панда-киборг с весёлым характером. Специалист по танкованию. Благодаря своему умению способен отлечиваться, поэтому обычно переживает всех сопартийцев, а с помощью воскрешения к тому же спасает напарников;
— Джентльмен (Gentleman). Космическая кракозябра неизвестной породы. Фирменный скилл загадочного пришельца состоит в кастовании чёрной дыры, засасывающей противников в радиусе её действия.
Каждый боец экипируется двумя видами оружия, у которого появился такой любопытный параметр, как перегрев – после длинной очереди приходится брать паузу на охлаждение. Имеются бомбы, аналогичные оным из Contra III: The Alien Wars. Самих «пушек» много, работают все по-своему: разный размер пуль, их количество, траектория полёта, время до перегрева и на остывание. Существует также шкала «раритетности», выраженная цветом: серые – слабые, но доступные, оранжевые – сильные, но редкие. Иногда попадаются образцы с мощным уроном, но ограниченным боезапасом.
Геймплей больше всего напоминает Contra: Legacy of War, с поправкой на качество графики консолей восьмого поколения. Тот же самый изометрический ракурс камеры, похожая «физика» и принципы использования оружия. Вы наверно спросите, зачем возвращаться к концепции, зарекомендовавшей себя далеко не с лучшей стороны? Во-первых, прошло более двух десятков лет, почему бы не попытаться ещё разок на качественно ином «железе»; во-вторых, что вполне очевидно, игра ориентирована на командный мультиплеер, который сложновато реализовать в классическом боковом скроллинге. Жанр 3D-шутера, пускай с привязанной точкой обзора, намного лучше приспособлен для многопользовательских забав. В частности, для коопа, где могут резвиться до четырёх игроков одновременно. Остаётся их где-нибудь найти. Сингл делали без вдохновения, идея прикрутить к миссиям таймер смотрится форменным издевательством. Правда, некоторые уровни для коопа открываются лишь после сольного прохождения, что немного раздражает. Ну а обильная «прокачка» всего и вся вносит дополнительную интригу, поскольку апгрейдится не только оружие, но и тушки героев. Теоретически, всё это могло бы очень пригодиться для схваток с себе подобными, но с PvP авторы изрядно начудили.
Если вкратце: PvP мертво. Не надейтесь, будто по мановению волшебной палочки в лобби наберётся восемь желающих сразиться в странный квази-спортивный симулятор аж с двумя дисциплинами, названный Carnage League. Впрочем, чего не сделаешь ради статьи? Я ценой больших усилий собрал шестерых друзей, сам управлял с двух акков Steam за одним устройством. Во всех случаях команды комплектуются в диапазоне от одного до четырёх участников. В первом режиме, условно назовём его «Мясной футбол», нужно выстрелами заталкивать громадных инопланетных «скарабеев», сворачивающихся как ёжики, в «ворота» вражеской команды. «Насекомых» две разновидности – простые и золотые, за последних дают больше очков. Во втором режиме, которому подошло бы наименование «Мясорубка», требуется забрасывать в брутальный гигантский измельчитель бойцов из команды противника, предварительно схватывая их в охапку. Вроде ничего сложного, только никто не даст гарантии, что получится добежать до цели – напарники жертвы изрешетят раньше. Остаётся только догадываться, почему на этом фантазия разработчиков иссякла. Что-нибудь более привычное вроде замеса «все против всех» наверняка продлило бы игре жизнь.
Впрочем, обвинять авторов в халтуре тоже нет особых поводов. Графика довольно дешёвая, «мультяшная», но это проект для цифровых магазинов, продававшийся на старте по 40 долларов (сегодня попадаются скидки до 90%). Контента очень даже много, одних только уровней в кампании аж пятьдесят две штуки. Пятьдесят две, Карл! В какой ещё из частей Contra встречалось столько? Ни в какой. Если бы на них ещё сделали какие-нибудь интересные уникальные испытания, если бы убрали этот чёртов таймер, портящий всё настроение… Хита с большой буквы, конечно, не получилось, хотя крики о полном провале и худшей главе сериала в истории тоже, мягко говоря, преувеличены. Погонять в коопе парочку вечеров – нормальный вариант. Не рассчитывайте на что-то большее, тогда не обманетесь в своих ожиданиях.
Автор:
Дмитрий «Рексарыч» Пасько