Чудо карманное

В наше время обладатели «портативок» избалованы хитами самой высшей пробы, вплоть до «Ведьмака 3: Дикая Охота». А вот три десятилетия назад о таком пиршестве даже помыслить было трудно. Маленький, не всегда цветной экран. Скромное разрешение. Куча батареек. Ханд-хэлды тех времён, даром что с лёгкой руки журналистов называвшиеся «карманными», далеко не в каждый карман помещались. Поэтому успешный перенос, а точнее самостоятельная успешная разработка дебютной главы сериала Contra в портативном формате – маленькое технологическое чудо. Для меня Operation C на монохромном Game Boy – в определённом смысле эталон того, как использовать сеттинг, сюжетную базу и антураж намного более мощного первоисточника для создания прекрасной самобытной игры в условиях жёстких ограничений. При первом прохождении я был в полном восторге, но даже сейчас, годы спустя, моё восхищение ничуть не померкло, а лишь обрело заслуженный ореол ностальгии.

Сразу оговорю важный момент. Сама Konami издавала только оригинальную японскую версию, локализацией на западе занимались дочерние региональные подразделения, изменявшие контент по собственному усмотрению. Если вкратце, ключевые различия следующие. «Японка»: есть выбор первых четырёх уровней без ввода пароля, главным героем выступает Билл Райзер, игра называется просто Contra. «Американка»: выбор уровней убран, главным героем выступает Лэнс Бин, картридж носит название Operation C. «Европейка»: тотальная цензура, вместо людей – роботы, называется она Probotector; есть дополнительное цветное издание, где персонажами выступают люди, хотя наименование оставлено то же самое. В общем, на любой вкус. Но так как официальным сюжетом и хронологией выступают события «японки», обзор посвящён в первую очередь ей.

На изолированном острове в южной части Тихого океана некая враждебная нация завладела генами пришельцев в целях разработки оружия массового уничтожения. Для предотвращения катастрофы мирового масштаба туда отправляется боец спецподразделения «Контра» Билл Райзер. Завязка, как видите, такая же небогатая, как раньше, зато в духе франшизы. Декорации раскрывают сразу несколько популярных в сериале мотивов: урбанистический пейзаж, джунгли, научная лаборатория, убежище чужеподобных инопланетян. Классический боковой скроллинг чередуется с видом сверху-сбоку, финальная пятая локация традиционно длиннее предыдущих, однако общий тайминг без проблем укладывается в привычные двадцать минут. Конечно, картинка выглядит аскетично, в то же время дизайн выверен до мелочей, в нём нет ничего лишнего. Ну а общая стилистика изображения и анимация движений напрямую отсылают к «порту» первой части на NES, ставшему своего рода стандартом, к которому не раз прибегали многочисленные последователи.

Арсенал не балует прежним разнообразием «стволов», но по-своему любопытен. Пулемёт сделан базовым вооружением, в начале пути и после гибели вы оказываетесь с ним, а не с беспомощной пукалкой. В качестве дополнительного оружия чаще всего выпадает любимый многими веерный автомат, чуть реже огнемёт, совсем нечасто – самонаводящиеся пульки. Причём что любопытно: при сборе второго значка той же «пушки», что уже находится в руках, стрелять она начинает заметно быстрее. Конечно, это ещё не полноценная система апгрейдов, но как минимум её зачатки. Большой разницы в мощности между различными образцами нет, дефолтный пулемёт выкашивает вражин не хуже любого из альтернативных вариантов. Куда более важным параметром является траектория полёта снарядов, в том числе из-за некоторых проблем с управлением – герой с трудом фиксируется в позиции «наискосок», что особенно критично на этапах с видом сверху. Стреляющее строго по прямой средство поражения в определённых ситуациях становится неудобным.

Платформинг тоже получился не самым блестящим. Небольшое разрешение экрана ограничивает маневрирование, а с прыжками вообще какая-то петрушка: они вроде бы высокие, однако расстояние покрывают мизерное. Верно рассчитать дистанцию получается далеко не всегда, подчас жизнь обрывается буквально на ровном месте из-за недолёта на кажущуюся абсолютно доступной площадку. Боссы относительно простые. Универсальной панацеей против всех служит самонаводка – снаряды безошибочно разлетаются по слабым местам. Если её нет, то придётся немного подвигаться, но выдающейся живучестью не отличается ни один из противников, даже финальный. Тем не менее, назвать сложность игры заниженной едва ли получится. Бесконечный респаун рядовых оппонентов, обилие случайных гибелей, спонтанные подтормаживания при скоплении подвижных объектов на экране – Operation C не ощущается более лёгкой на фоне своих предшественниц. Но и не обгоняет их.

По итогу перед нами ещё одна классическая 2D-«Контра», со своими достоинствами и недостатками. Среди последних особенно остро ощущается отсутствие мультиплеера. Сложно сказать, что именно помешало разработчикам прикрутить элементарный кооп – техническая возможность соединять несколько аппаратов линк-кабелем была предусмотрена в консоли изначально, на заре девяностых многие игроделы ею активно пользовались. У ограниченной синглом версии, не содержащей в себе никакого дополнительного контента, разумеется, не столь высокая реиграбельность, как у более поздних релизов, изобилующих многопользовательскими режимами и бонусами, но ценность проекта всё же в том, что это первая мобильная Contra в истории. Она была прекрасна в свою эпоху, а сегодня выглядит достойным образцом олдскульного геймдизайна.

 


Автор:

Дмитрий «Рексарыч» Пасько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.