Унесённые ветром

Современные игры чем-то напоминают детский конструктор. Берём набор деталек и начинаем складывать. Сверху у нас пойдёт концепт про зомби-апокалипсис. Как в Resident Evil? Нет, лучше как в Dead Rising! Чтобы зомби было много и они бегали толпой. А вот у нас сеттинг. Далёкое будущее? Нет, эту закорючку в сторону. Давайте что-нибудь вроде Mad Max или The Last of Us, чтобы вокруг упадок цивилизации и борьба за выживание. А что у нас с механикой? Конечно, открытый мир и полная свобода перемещения, ведь Red Dead Redemption всем всё убедительно доказала. Коня только на мотоцикл поменяем, и в путь. И ведь неплохо получается. Хотя детальки по-отдельности вроде давно знакомы, но стоит их сложить как-то иначе, снова выходит любопытно. Главное, бюджетных ассигнований не жалеть.

С бюджетом у Days Gone всё в полном порядке – на эксклюзивах Sony не экономит. Графика – топ, история прописана во всех подробностях, открытый мир проработан до мелочей. Тем не менее, и геймеры, и пресса вплоть до самого релиза сомневались, что издательство снова попадёт в яблочко. Обилие штампов, разработчик с неустойчивой репутацией, слабенькая пиар-кампания – поводов для осторожности было более чем достаточно. Сегодня мы смело можем сказать, что под маркой Sony Interactive Entertainment появился не бесспорный, но хит. Конечно, ему не хватает оригинальности, особенно в повествовательной части, но в умении подбирать правильные элементы и распределять их наиболее удачным образом поставлена очередная высоченная планка.

 

Когда исправлять уже поздно

Сюжета в Days Gone очень много, он здесь на первом месте с большим отрывом от всего остального. Дело происходит в альтернативной Америке примерно наших дней, пережившей катаклизм. Некая загадочная болезнь превратила большую часть мирного населения в созданий с повадками зомби, любящих нападать на людей и употреблять их в пищу. Правда, в отличие от классических зомби, местные «фрики» (как называют их уцелевшие) – вполне себе живые существа, которых правильнее было бы классифицировать как мутантов. Они обитают вместе в специально оборудованных «гнёздах» и сбиваются в огромные стаи, хотя поначалу встречаются небольшими колониями. Кроме них в этом постапокалиптическом мире присутствуют выжившие люди, окопавшиеся в крупных лагерях, фармацевтическая корпорация NERO, причастная к появлению болезни, остатки вооружённых сил, а также банды разнообразных отморозков – как чисто криминальных, так и с религиозно-сектантским уклоном. Между всеми ними кипит борьба за место под солнцем и блага погибшей цивилизации.

Вместе с остальными выживает и распутывает клубок личной драмы наш герой по имени Дикон – бывший солдат армии США, ныне свободолюбивый байкер-философ. Два года назад, в разгар эпидемии, он вынужденно расстался с тяжёло раненой женой и помог спастись своему другу, тоже байкеру. О её дальнейшей судьбе точных сведений у благоверного нет, поэтому теперь он колесит с корешем по дорогам и пустошам в поисках ответов на свои вопросы. Разумеется, в памяти моментально всплывают завязки из Alan Wake, Resident Evil 7 и многих других произведений, но мы вас честно и заранее предупреждали о том, что вся игра соткана из множества давно известных лоскутов – сценарий лишь один из них. Больше всего дискуссий среди геймеров вызвал образ протагониста. Дикон представлен человеком крайне эгоистичным, склонным к насилию и не вызывающим какого-то особого сочувствия. Такого легко взяли бы в Red Dead Redemption. Но это, в конечном счёте, вопрос вкуса – автор имеет право распоряжаться своими персонажами так, как сочтёт нужным.

 

Куда крестьянину податься

Игровое пространство довольно обширно и по размаху сопоставимо с Red Dead Redemption 2. В насыщенности действием оно, конечно, уступает главному хиту прошлого года, но занятий тоже предлагает немало. Прохождение сплетено сразу из нескольких сюжетных линий, между которыми можно переключаться по своему усмотрению. Есть в списке и личные дела Дикона, и задания от обитателей лагерей – как правило, что-нибудь бесхитростное из серии поехать куда-либо и там что-то забрать. Необычными выглядят разве что шпионские миссии, когда нужно оставаться незамеченным. Для разъездов непременно потребуется мотоцикл, здесь это один из системообразующих элементов экипировки (без него вы даже квик-сэйва не сделаете). За ним нужно ухаживать, вовремя его ремонтировать и, разумеется, заправлять бензином, куда же без этого. Поиски топлива со временем превращаются в довольно надоедливый квест вроде таскания бочек с едой для крылатого гиганта из The Last Guardian. Утешает то, что вместимость бака после ряда апгрейдов увеличивается, а в случае полного расхода горючки ничего страшного не происходит – просто надо дотолкать байк до ближайшей заправки.

Сам Дикон подвержен разносторонней «прокачке». Накапливая опыт и собирая специальные предметы, можно отрастить параметры здоровья, выносливости и меткости, а также открыть почти полсотни навыков. Экипировочными базами служат лагеря, однако нужно помнить, что между собой они конкурируют, поэтому отношения придётся выстраивать с каждым по отдельности. Выполняя поручения лагерных атаманов, вы будете постепенно завоёвывать доверие рядовых обитателей, а это приведёт к увеличению ассортимента в лавках. Также укреплению взаимовыгодных отношений поспособствует доставка лесной дичи и новых рекрутов, спасённых в ходе выполнения сюжетных миссий. За всем этим стоит несложная экономическая система: сделали доброе дело, продали разного барахла – заработали немного местной валюты, которую тут же истратили на какие-нибудь обновки. Деньги в карманах надолго не задерживаются, да и копить их особо незачем – лута в игре очень много, зашибить лишнюю сотню можно всегда. Достаточно выйти за ворота кемпинга и прочесать лес в поисках какого-нибудь оленя, коих там пасётся великое множество.

 

Искусство войны

Боевая часть выглядит примитивной даже на фоне не слишком тонко закрученного сюжета. Балом правит его величество стэлс. Вприсядку можно подкрадываться к врагам на любую дистанцию – противники феноменально слепы и тупы. Любая высокая трава, кажущаяся со стороны камеры абсолютно прозрачной, надёжно укроет Дикона как от людей, так и от зомби. Устранять пойманных врасплох жертв лучше всего ножом, как вариант – из арбалета или пистолета с глушителем. Шум – это единственное, на что враги гарантированно реагируют, причём для фриков он служит даже своего рода приманкой. Если грамотно воспользоваться рёвом мотора, можно собрать у себя на хвосте целую ораву этих зергов и привести её за собой в лагерь сектантов или мародёров, в результате чего ваши противники охотно займутся друг другом прямо у вас на глазах. Ещё одной неожиданной стороной сражения могут стать дикие звери. Когда в одной локации собираются бандиты, фрики и стая волков, получается настоящее веселье.

В открытом бою тоже всё просто. Есть огнестрельное оружие различных сортов (пистолеты, винтовки, ружья, автоматы) с хорошей убойностью и скудным боезапасом. Есть снайперские инструменты. Есть целая уйма остро-тупых предметов и возможность самостоятельно крафтить новые образцы. Дубинки, топоры и мачете очень хороши на ближней дистанции, правда, почему-то крайне быстро изнашиваются. Сложно понять логику, отчего штуковина, которой валят деревья, вдруг ломается после пары десятков проломленных черепушек. Спорное решение для поддержания баланса. Единственное, что никогда не выходит из строя, это верный нож – им можно не только втихую работать, но и в обычной драке махать. Особняком стоят битвы с так называемыми «ордами», когда в одном месте собирается сразу несколько сотен фриков. Таких эпизодов несколько и они представляют собой нечто вроде босс-файта, где нужно проанализировать местность, расставить ловушки и запастись терпением. В обычных ситуациях от больших скоплений зомбаков лучше просто сбегать.

Свежую струю в экшен вносят «ездовые» задания. Было бы странно, если бы в игре с байкером в главной роли нельзя было сражаться верхом на своём стальном скакуне. Погони выполнены в очень залихватском ключе, требуют предельной концентрации внимания на петляющей дороге и точной своевременной стрельбы по маневрирующему противнику. Не всегда Дикону придётся выступать в роли догоняющего – за ним самим может запросто погнаться стая волков-мутантов, оторваться от которой даже с нитро-ускорителем не получится. Дорога вообще место опасное, на ней могут запросто устроить засаду блуждающие по округе мародёры, растянув поперёк полотна верёвку, или выпрыгнуть откуда-то из кустов и вышибить из седла притаившиеся фрики. Перемещаться быстрым способом игра позволит только после того, как на участке маршрута между двумя точками будут зачищены все гнёзда зомбарей.

 

Для ценителей

Несколько дней, проведённых за приставкой, оставили у меня преимущественно позитивные впечатления. Однако есть ряд вполне объективных причин, по которым Days Gone всё же не встанет в один ряд с топовыми эксклюзивами от Sony ни по статусу, ни по продажам. При всём обилии популярных штампов, игра получилась нишевой, близкой для людей с определённым мироощущением. Один западный рецензент назвал её «растянутым роуд-муви», и такое определение в целом недалеко от истины. Мейнстрим сегодня многого не может себе позволить, тогда как авторы приключений Дикона легко взламывают негласные запреты – к примеру, часть рядовых бандитов делают женщинами, а среди фриков отдельно выделяют зомби-детей, позволяя главному герою и тех, и других безжалостно убивать. Это ничуть не противоречит логике повествования и сеттингу, но вызывает бурю негодования у «продвинутой» политкорректной публики. Чтобы правильно воспринимать предложенный разработчиками контент, нужно изначально быть настроенным на определённую волну, что само по себе сокращает потенциальную аудиторию.

Было бы неправильным обойти вниманием и откровенные провалы. Помимо технических багов, количество которых явно превышает планку допустимого для AAA-проекта, стоит раскритиковать перегруженность сюжетной части однообразными заданиями и плохо проработанный искусственный интеллект противников, провисающий вне зависимости от уровня сложности. Доходит до смешного. Если двое стоящих неподалёку, но не видящих друг друга патрульных общаются между собой, то внезапное замолкание первого ничуть не смутит второго – он даже не повернётся в его сторону. Зато любой охранник с щенячьей радостью побежит смотреть на брошенный вами для отвлечения внимания камушек. Честно говоря, такого примитива не доводилось видеть, наверное, со времён Commandos, где такие же слепые и тупые немцы в упор не видели ползущего под носом бугая в камуфляже, но вприпрыжку неслись к ловко подброшенной в поле зрения пачке сигарет. Двадцать лет назад такое можно было себе позволить без ущерба для репутации, сегодня уже как-то не очень.

Тем не менее, общую оценку мне бы хотелось зафиксировать в положительном ключе. В пережившем катастрофу мире Days Gone интересно провести несколько дней своей собственной жизни, пообщаться с его немного прямолинейными, но по-своему обаятельными обитателями, самостоятельно пофантазировать на тему тех или иных событий. В определённый момент было интересно даже просто бесцельно тусоваться в лагерях, наблюдать со стороны за бытом людей, оставшихся за бортом полноценной цивилизации. Возвращаясь к аналогии из вступительного абзаца, любопытно повертеть в своих руках эту причудливую мозаику, сложенную из давно знакомых кусочков детского конструктора. Главное – не разбирать её обратно на запчасти, потому что тогда вы действительно получите только кучку назквозь вторичных сюжетных ходов и геймплейных механик. Если абстрагироваться от частностей, есть хороший шанс проникнуться атмосферой.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.