Источник заразы
Спустя шестнадцать лет после выхода первой главы серии можно смело констатировать, что Dead Space превратилась в одну из самых глубоких и увлекательных хоррор-вселенных игровой индустрии. Вряд ли у меня получится повторить подвиг ребят с портала StopGame, сумевших описать её полностью, но я такой задачи перед собой, собственно говоря, не ставлю. А вот вспомнить об одном несправедливо забытом эпизоде цикла было бы интересно. Приквел Dead Space: Extraction появился через год после блестящего дебюта, однако явно не в том месте, где ему бы обрадовались. Nintendo Wii, наравне со многими другими платформами японской компании, прославилась как консоль для детей, а также казуалов любого пола и возраста. Переполненный кровью, насилием и психоделическими кошмарами «Мёртвый Космос» в общую концепцию развития приставки совершенно не вписывался. Поэтому, даже будучи поначалу эксклюзивом, проект остался практически без раскрутки, а вышедший в один день со второй частью в январе 2011-го «порт» для PlayStation 3 исправить ситуацию уже не смог. В результате из мифологии выпал огромный пласт событий, с которых, собственно говоря, для большинства геймеров должна была начинаться трагедия космической колонии «Эгида 7» и её обитателей.
Оговорюсь сразу – предыстория у оригинальной Dead Space огромная (помимо прочего, там есть полнометражный мульт Dead Space: Downfall), поэтому мой пересказ ограничится фактами, касающимися непосредственно Extraction. Колонисты, недавно добывшие из глубин планеты загадочный Красный Обелиск, собрались затащить его на прибывший к орбите грузовой гигант «Исимура». Как только артефакт был сдвинут с постамента, он испустил мощнейший электромагнитный импульс, под влиянием которого люди начали сходить с ума и набрасываться друг на друга, а примерно через неделю началась загадочная эпидемия – мертвецы стали воскресать, превращаясь в омерзительных монстров «некроморфов», стремящихся убить выживших. Во всём этом, разумеется, замешана чрезвычайно влиятельная Церковь Юнитологии, почитающая Обелиски как некое божественное творение, дарующее жизнь после смерти. Отчасти они, в общем-то, правы, только какая именно это будет «жизнь», последователям предпочитают не рассказывать… Ну а мы с вами становимся свидетелями того, что случилось за несколько дней до прибытия Айзека Кларка на «Исимуру». Кстати, ближе к середине путешествия предстоит побывать на локациях из первой части, поскольку наши подопечные перемещаются с поверхности «Эгиды 7» на борт корабля.
Приключение разбито на десять эпизодов, главного героя как такового нет – друг друга сменяют четверо протагонистов. Основная задача, как несложно догадаться – спасти свою жизнь (спойлер: получится не у всех). Ключевым персонажем можно считать юную Лексин Мёрдок. Хотя она как раз неиграбельная, основная интрига сфокусирована на ней. По каким-то неизвестным причинам девушка способна противостоять излучению Обелиска, причём в порядке остаются не только её тело и разум, но также люди, находящиеся рядом. Вокруг неё распространяется, так сказать, некое «поле нормальности». Юнитологов крайне интересует данный феномен, поэтому они пытаются заполучить Лексин в свои руки. А некроморфов интересует ровно то же, что всегда – растерзать любого, кто встретится на пути. Размашистый сюжет Extraction – ключ к пониманию многих недосказанностей Dead Space. У обеих игр абсолютно идентичный сеттинг, много общих элементов дизайна (в том числе фирменная «мультяшность»), похожие способы нагнетания атмосферы, включая звуковые эффекты с шепчущими голосами и мерцание барахлящих систем связи. Благодаря огромному количеству заимствований удалось существенно сократить сроки разработки, составившие чуть больше года, что по меркам современной индустрии мизерно.
Важным отличием от первой игры является смена жанра. Dead Space: Extraction принадлежит к семейству «рельсовых» шутеров, в которых происходящее обычно обозревается от первого лица, а также отсутствует свобода передвижения. В нашем случае дело обстоит именно так. Стоит напомнить, что начиная с 2007 года Wii захлестнула целая волна похожих проектов, связанная с выходом устройства Wii Zapper. Подставка для пульта и «нунчака», внешне похожая на компактный автомат, предназначена специально для шутеров подобного рода. Если она есть, то в опциях заранее нужно выбрать соответствующую схему управления, поскольку в дефолтной «нунчак» помимо перезарядки отвечает за холодное оружие – шахтёрскую кирку. Стрельба и кинезис расположились на пульте (второе, если кто забыл – способность притягивать предметы, в частности, дистанционно подбирать лут). Изменение угла наклона пульта активирует альтернативный режим использования кинезиса – кнопку можно зажимать, тем самым получая контроль над тем или иным объектом. До кучи кинезисом открываются двери, активируются информационные панели, решаются простенькие паззлы по активации электронных замков. Роль этой механики в геймплее не только не уменьшилась, но скорее даже возросла. Стазис также в наличии с самого начала, морозит врагов не хуже, чем прежде.
Как полагается «рельсовым» шутерам, на передний план выходит режиссура. Сцены схваток с недругами спланированы заранее, от игрока требуется хорошая реакция, дополненная интуитивным владением собственным арсеналом. В идеале необходимо уметь молниеносно определять, кто из монстров представляет наибольшую опасность, дабы одних убивать сразу, других тормозить стазисом, третьих сбивать с ног, и прочие тактические нюансы. Разумеется, геймеры с опытом прохождения других частей серии, хорошо знающие повадки чудищ, в более выигрышном положении по сравнению с новичками. Впрочем, когда было иначе – знакомство с любой новой игрой требует времени на адаптацию. Extraction в этом плане весьма гуманна, поскольку в стартовой главе неприятелями выступают только слетевшие с катушек колонисты, настоящие испытания начинаются позже. Помимо сингла существует тщательно проработанный кооператив для двоих участников с возможностью подключаться или уходить в любой момент. Наличие напарника влияет на количество врагов и призов на локациях, а решаемые в реальном времени паззлы превращаются в интересное испытание – пока один боец возится с замком или чем-нибудь ещё, второй его прикрывает. Подсчёт баллов в конце уровня позволяет определить, кто из тандема лучше себя проявил. Для любителей стрелять без оглядки приготовлен бонусный режим, откуда убраны все сюжетные заморочки, оставлен голый экшен.
Версия для PlayStation 3 едва ли заслуживает долгого панегирика. Отдельным дисковым изданием она не выходила, зато покупатели Dead Space 2 могли обнаружить её в качестве приятного дополнения к комплекту Limited Edition. На просторах PS Store она, разумеется, тоже присутствовала. Разработчики подправили кое-какие мелочи в балансе сложности, слегка подтянули графику, добавили разнообразных ачивок, но в целом игра осталась собой. Единственное важное изменение – конечно же, управление. Создание «порта» вдохновлено появлением осенью 2010-го девайса PS Move, концептуально копирующего гироскопический пульт от Wii. Правда, в базовом комплекте «гантели» от Sony отсутствует аналог «нунчака», поэтому дефолтная схема раскидана на имеющиеся кнопки. Ощущается довольно-таки перегружено, легко запутаться. Проблему решает расширение для «Мува», PS Move Navigator Controller, однако его надо докупать отдельно. С другой стороны, благодаря калибровке камеры PS Eye прицел в этой версии ведёт себя увереннее, заметно повышая точность. Альтернативные режимы стрельбы активируются так же, как на Wii, поворотом «Мува» набок. Для мазохистов существует возможность играть со стандартного джойстика консоли, но ей богу, чтобы этим «подарком» пользоваться, нужно себя за что-то очень сильно ненавидеть – одна сплошная боль и страдание, нормально целиться аналоговыми стиками нереально.
Про Dead Space: Extraction в прессе было сказано немало лестных слов, но избежать коммерческого провала они никак не помогли. Портал IGN присудил игре почётное звание «лучшего шутера года», их коллеги из GameSpot с горькой иронией прозвали её «лучшей игрой, в которую никто не играет». Детско-казуальная приставка с нестандартными аксессуарами оказалась могилой для потенциального хита, пришедшего из мира традиционной геймерской культуры. Не растеряв по дороге ни глубины истории, ни хоррорности, приложив более чем достаточные усилия к проработке персонажей, диалогов, превосходной озвучке, авторы приквела всё равно остались у разбитого корыта. Увы, иногда так тоже бывает. К счастью, в руководстве Electronic Arts отнеслись к ситуации с пониманием, на дальнейшей судьбе сериала локальная неудача никак не отразилась. Нынешним поклонникам «Мёртвого Космоса» наверстать упущенное не так-то просто даже на эмуляторах – мешают серьёзные проблемы с настройкой управления. Впрочем, как говорится, было бы желание. Эта вещица вполне достойна того, чтобы ради неё немного постараться.
Автор:
Neon Knight
Да зачем эмулить? Покупаем приставку, покупаем игру на физике, приобретаем RCA-кабели, берём пушку, упомянутую в обзоре, и вперёд! Всё честно и легально. Да и опыт аутентичный.