Первая часть новой экранизации «Дюны» Фрэнка Герберта, вышедшая три года назад, получилась на удивление толковой. Сценаристы бережно обошлись с крайне сложным первоисточником, постаравшись не растерять его ключевые элементы, режиссёр Дени Вильнёв сумел сбалансировать повествование, грамотно распределив время между сюжетом и экшеновыми сценами, а не блиставшие прежде на главных ролях актёры достоверно вжились в доверенные им образы. Коммерческий успех не заставил себя ждать – изголодавшаяся по зрелищам за пандемийную паузу публика рванула в кинотеатры, обеспечив картине сборы в три раза выше затраченного бюджета. Идеальная история, у которой, как многим казалось, впереди столь же прекрасное продолжение. Вторая часть появилась нынешней весной, собрала ещё больше денег в мировом прокате, однако от первой отошла весьма далеко. Со второй попытки авторы умудрились наделать кучу ошибок, которых избежали в прошлый раз, непомерно раздули тайминг, при этом близко не подобрались к великолепной динамике, выдержанной в 2021-м. Назвать сиквел провальным, конечно же, нельзя, но былого восторга уже нет.

Лор литературной «Дюны» крайне обширен и многогранен, запихнуть его целиком в киноадаптацию едва ли возможно. На этом обожглись абсолютно все предшественники Вильнёва, включая создателей сериалов. Первая часть подарила нам надежду, что сценаристы наконец-то нашли правильный подход к материалу. Смотреть её можно без предварительной подготовки, она не перегружает зрителя деталями и смыслами, в то же время даёт непротиворечивое представление об устройстве вселенной и мотивациях её обитателей. Вторая часть практически все достижения первой на данном поприще ломает. Между сценами слабо прослеживается логическая связанность, странное поведение некоторых людей, особенно харконненов, ничем не объясняется – они просто злобные и лысые, у них так принято. Попытка прикрутить «повесточный» план-минимум рвёт на британский флаг палитру взаимоотношений героев. Пола Атрейдеса премудростям выживания в пустыне обучает не харизматичный вожак фрименов, а сильная-девочка, вы это серьёзно? Негро-девочка, разумеется. Но это ещё куда ни шло – рядовой посетитель кинозала, не отягощённый глубоким пониманием контекста, вероятно, подвоха не заметит. А вот история с беременностью Джессики, матери Пола, о которой после сцены с испитием «воды жизни» все благополучно забывают – это уже дырень на всю сажень. Видимо, рассосалось.

В отличие от первого фильма, второй очень тяжело смотреть. Он затянутый и вязкий. Постоянно преследует ощущение недосказанности, подчас вообще исчезает понимание, почему герои очутились именно в этом месте, а также зачем они говорят и делают то, что они говорят и делают. Не лучше обстоит ситуация с постановкой боевых сцен. Вся сложносочинённая Гербертом структура использования оружия и энергетических щитов практически полностью игнорируется. Вернее, она вроде бы есть, но почему действующие лица хватаются то за гранатомёты, то за ножи, понять решительно невозможно, даже зная некоторые вводные из первоисточника. Ну и сами драки какие-то неубедительные. Если вы ищете более бестолковых и плохо обученных вояк, чем имперские штурмовики из «Звёздных Войн», то это определённо харконнены, неспособные отбиться ни от кого, кто на них нападает. Стоило ли такие красивые легионы собирать, коль юниты в них воевать не умеют… Финальная дуэль двух претендентов на трон тоже, мягко говоря, не шедевр фехтования. Всё-таки эмоциональная кульминация всего приключения, как-никак, а сделано скучно и буднично, словно бытовая потасовка на кухне. Не хватает голливудского лоска.

Несмотря на многочисленные претензии (отчасти, готов признать, всё же субъективные), «Дюна: часть вторая» остаётся главной премьерой сезона, высокобюджетным блокбастером с многомиллионной аудиторией. Оценки на портале IMDB у сиквела даже выше, чем у дебютной главы. Всё это неизбежно ведёт к появлению третьего фильма, работа над которым анонсирована прошлым летом. В основу картины ляжет вторая книга Фрэнка Герберта, «Мессия Дюны», события которой развиваются полтора десятка лет спустя после восшествия Пола Атрейдеса на имперский трон. Так что родить дочурку леди Джессике всё же придётся, не оставлять же произведение без одного из ключевых персонажей. Хотелось бы верить, что команда Дени Вильнёва трезво оценит проделанную работу и сделает правильные выводы, благодаря которым вернётся к тем принципам, на которых была построена первая часть трилогии. В любом случае нас ожидает ещё один высокобюджетный блокбастер из вселенной «Дюны», что не может не радовать само по себе.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.