Многие игровые разработчики, составлявшие элиту мирового геймдева в эпоху консольного бума девяностых-нулевых, постепенно подходят к возрастной черте, когда впору оглядываться назад и задумываться о своём творческом наследии. В числе прочих шестидесятилетний юбилей недавно справил кумир миллионов геймеров, сумасбродный Хидео Кодзима. Писать заново подробную биографию мастера смысла нет – её легко найти на просторах интернета, а вот пробежаться по основным вехам карьеры юбиляра было бы делом правильным, дабы напомнить нашим читателям, что одним «Метал Гиром» она уж точно не ограничивается. Бесспорно, эпический шпионский сериал оказался главным произведением в послужном списке японского геймдизайнера, повлиявшим на развитие всей индустрии. Однако поклонники прекрасно знают, что Кодзима куда более разносторонен, а некоторые его ранние работы почитают даже больше, чем признанную классику. Впрочем, начать всё же придётся с неё, ибо это краеугольный камень.

Большая часть профессиональной деятельности Хидео так или иначе связана с корпорацией Konami. По сути, она была первым и единственным местом его работы, вплоть до окончательного ухода в собственную студию имени себя. Попал он туда уже достаточно зрелым 23-летним человеком, потерпев до этого фиаско на поприще киносценариста. Хотя область деятельности радикально изменилась, прежние привычки остались. Кодзима одним из первых понял, что к видеоиграм нужен именно «киношный» подход, тогда как бессмысленная пальба по условным мишеням – развлечение пустое и бесперспективное. Мишени должны быть конкретными, пальба – вдумчивой, а история призвана служить скрепляющим стержнем, мотивирующим действия игрока. Так в 1987-м родился самый первый Metal Gear – простой, «восьмибитный», но уже со своим узнаваемым лицом, богато прописанным лором и харизматичными персонажами. Десяток лет спустя, в эпоху приставок пятого поколения, абсолютно та же концепция оглушительно выстрелила на трёхмерных графических технологиях, подарив геймерскому сообществу культовый Metal Gear Solid. Сам Кодзима заслуженно стал суперзвездой.

Субтильный юноша со слабым зрением неожиданно для окружающих оказался чрезвычайно смелым экспериментатором. Проявив себя в жанре экшен, он с лёгкостью перешагнул в другую ипостась, когда взялся за визуальную новеллу Snatcher, написав для неё сценарий размером с «Войну и Мир». Более очаровательного сочетания технотриллера с атмосферой киберпанка и живым самоироничным юмором придумать не получилось, наверное, ни у кого. А в следующем своём проекте, Policenauts, Кодзима наконец поднялся на уровень полноправного руководителя, через которого проходили все согласования элементов дизайна и геймплея. Начальство, прежде скептически относившееся к пареньку, со временем разглядело его истинный потенциал, дав право принимать самостоятельные решения по всем ключевым вопросам. Ну а Хидео творил, шизил, купался в лучах славы, при этом не давал осечек, сделав собственное имя самостоятельным брэндом, даже своего рода знаком качества. Если на коробке с диском или картриджем написано A Hideo Kojima game, то плохого туда точно не положат.

Дальше было много хороших разнообразных игр – феноменально успешные сиквелы Metal Gear Solid, замечательный меха-сериал Zone of the Enders, смелая новаторская адвенчура Boktai: The Sun is in Your Hand для GBA, в которой датчики света влияли на игровые события, хардкорнейшая Castlevania: Lords of Shadow, лучшая из всех трёхмерных глав серии. Продюсер из Кодзимы получился более чем успешный, при этом от самостоятельного участия в разработках он тоже не отказался, а параллельно вёл бурную публичную жизнь, появлялся на многих знаковых мероприятиях, сознательно создавал себе имидж этакого фрика с завышенной самооценкой. Злопыхатели нередко обвиняли его в злоупотреблении психоактивными веществами, но все эти набросы не портили Хидео репутацию, а лишь дополняли экзотическое реноме новыми красками. Эпатаж ради эпатажа, показное самолюбование, постоянный ажиотаж – за двадцать с лишним лет Кодзима стал одним из самых узнаваемых персонажей геймдева, одним из живых символов индустрии электронных развлечений. Одним из тех, кто превратил нишевое хобби для детей и компьютерных гиков в многомиллионный шоу-бизнес планетарного масштаба.

Для многих Хидео – яркая обёртка, человек-фестиваль, парень с вечно сияющей улыбкой. Конечно же, за этим фасадом скрывается куда более сложная история, непростая судьба человека, прошедшего путь от социального дна до вершины признания. Он рос в послевоенной депрессивной стране, пережившей горечь поражения. Он слышал много историй об ужасах ядерных бомбёжек. Он остался без отца в тринадцать лет. Ему пришлось самостоятельно добиваться всего в жизни, отряхиваться после неудач, начинать с нуля. Конечно, огромную роль сыграло увлечение кинематографом. Хотя собственные попытки снимать кино ни к чему не привели, багаж полученных ещё в юности знаний оказался прочнейшим фундаментом, на котором удалось отстроить карьеру игрового разработчика. Кодзиму часто ловят на прямом цитировании различных кинопроизведений, но он отказывается признавать это плагиатом, а считает себя продолжателем славных традиций мирового киноискусства. Ну а пережитые в далёком детстве трагические обстоятельства регулярно находят отражение в сюжетах его хитов. Если бы не они, то не было бы ни драматического противостояния Солида Снейка с Биг Боссом, ни постапокалиптического мира Death Stranding.

В свои шестьдесят Хидео прекрасно выглядит, сохраняет бодрость духа и чувство юмора, продолжает лично участвовать в работе над следующими проектами студии Kojima Productions. Оглядываясь на пройденный путь, ему едва ли найдётся, о чём сожалеть, хотя, разумеется, ответить на этот вопрос отрицательно или утвердительно способен только он сам. Нам же остаётся радоваться, что судьба привела в геймдев такого неординарного человека, сумевшего нащупать новые пути развития всей индустрии, преодолевая напасти и невзгоды первых лет сотрудничества с Konami. Упорный труд, здоровый карьеризм и вера в свои идеалы позволили взобраться на вершину видеоигрового Олимпа. От имени всего коллектива нашего журнала пожелаем Кодзиме дальнейших творческих успехов, крепкого здоровья и долголетия. А в самом ближайшем будущем с нетерпением ожидаем увидеть сиквел изрядно нашумевшей Death Stranding. Если не случится никаких форс-мажоров с переносами, Death Stranding 2: On the Beach увидит свет уже в следующем году.

 


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    Добра и здоровья Гению из игропрома!

  2. Атма:

    Спасибо за все содеянное, гений.