Когда герои не стареют

Началось всё в далёком 1987 году, когда никому не известный геймдизайнер Хидео Кодзима и его подчинённые получили задание сделать боевик для компьютера MSX. Подойдя к делу творчески, команда воплотила в жизнь идею добавить к обычному экшену элемент тактики и тщательно проработанный сюжет. Из всего этого родился Metal Gear. Необычный геймплей показался геймерам тех лет революционным. Виртуальный мир делился на «комнаты» – головоломки размером во весь экран, для каждой из которых приходилось вырабатывать свою методику прохождения: продумывать маршрут, запоминать траекторию патрулей, время от времени пользоваться оружием и шпионскими гаджетами. Вдобавок к этому – красиво изложенная история со множеством ярких персонажей и обилием увлекательных диалогов. На волне успеха Metal Gear «портировали» почти на все существовавшие тогда игровые платформы (кстати, о версии для NES вы можете прочесть ретро-обзор в самом первом выпуске нашего онлайн-журнала).

Сиквел – Snake’s Revenge – вышел в 1990-м на NES и получился откровенно неудачным. Видимо, потому, что Кодзима в разработке участия уже не принимал. Тогда же появился ещё один, настоящий Metal Gear. Это было прямое продолжение первой главы, выпущенное для системы MSX 2. Metal Gear 2: Solid Snake сохранил все узнаваемые черты оригинала, вместе с тем обрёл совершенно новые аспекты, без которых невозможно представить будущие трёхмерные части. Так, появилась возможность лечь и ползти. Многие «фишки» Metal Gear Solid для PS one позаимствованы из ранних эпизодов. Впрочем, речь идёт скорее о цитировании и отсылках к истокам, нежели о плагиате. Помимо всего прочего, именно второй «Метал Гир» укрепил представление о серии как о зарождающемся культе.

 

Третье измерение

Но вот оно настало! Время радости и ликования! В 1998 году на PS one вышла новая глава, Metal Gear Solid. Концепция преобразилась до неузнаваемости – всё-таки прошло восемь лет, технологии сделали несколько скачков вперёд, поэтому рассматривать приключения Снейка как сиквел или римейк не совсем корректно. Тем более, в плане сюжета игра открыла совершенно новую эпоху. Завязка такова: отрядом генетически модифицированных солдат и членами специального отряда FOXHOUND захвачена военная база и хранилище ядерного оружия «Шедоу Мойзес» на Аляске, принадлежащая США. Террористы также взяли в заложники двух влиятельных военных чинов – шефа DARPA Дональда Андерсена и президента ARMSTECH Кеннета Бейкера. Похитители выставили требования: если в течение 24-х часов им не вернут останки Биг Босса, они запустят ядерную ракету (надеюсь, вы знаете, кто такой Биг Босс, а также какую роль он сыграл в масштабах всего сериала). Правительство США, недолго думая, отправляет опытного диверсанта с целью спасти заложников и добыть сведения, есть ли у террористов реальная возможность использовать ядерные боеголовки. Если информация подтвердится, агенту следует не допустить ядерного удара.

Ключевой фигурой операции становится главный герой игры – Солид Снейк. Стоит ли рассказывать дальше? Если бы перед вами была статья, написанная в 1998 году, то, пожалуй, нет. Но поскольку времени прошло немало, а перед вами ретро-обзор, я расскажу немного больше. Снейк когда-то сам служил в FOXHOUND, поэтому знает своих оппонентов как облупленных. Прибыв на место действия, «Твёрдому» удаётся найти шефа DARPA и поговорить с ним. Дональд подтверждает, что противник способен применить ядерное оружие, а также рассказывает, как можно этому помешать. После чего благополучно умирает на руках у Снейка – судя по внешним признакам, от сердечного приступа. Спустя какое-то время агент встречается с Бейкером, который после разговора отправляется вслед за Андерсеном на серые равнины тоже с явными симптомами сердечной недостаточности. Совпадения становятся слишком подозрительными, чтобы быть случайностью, к тому же координационный штаб миссии не находит в личных делах усопших никакой информации о кардиологических заболеваниях. Вот тут-то начинает прорисовываться, пожалуй, самый неожиданный поворот истории: вирус FOX DIE.

Дальше события развиваются столь стремительно и увлекательно, что игру вполне реально осилить на одном дыхании, часов за десять чистого времени. Снейку предстоит выяснить, кто и с какой целью построил шагающую ядерную установку Metal Gear, а также откуда во всей этой кутерьме появился старый друг и боевой товарищ Грей Фокс, по официальной версии скончавшийся много лет назад. Ведь Снейк сам убил его! Среди прочего предстоит разобраться с происхождением FOX DIE, узнать, кто такой «Жидкий» Снейк, выдержать пытку электричеством… Да много чего ещё. Кинематографичность – один из главных козырей. Интересный, проработанный до мелочей сюжет подаётся посредством роликов «на движке». Заставка, идущая порядка десяти минут – не новость для серии, но именно в Metal Gear Solid подобный расклад стал нормой. Настоящий интерактивный фильм. Впечатление усиливается постоянными переговорами по кодеку, которые тоже не отличаются малой продолжительностью. Благодаря таланту Кодзимы игра населена по-настоящему живыми образами, будь то учёный-хакер и просто анимешник Отакон, или консультант по ядерному оружию товарищ Романенко. Снайпер Вольф, Вулкан Рэйвен, Психо Мантис, Грей Фокс – все они со своими историями, проблемами, пережитой болью. Смерть каждого воспринимается как уход реального человека. Безупречно поставленные диалоги и проработанные характеры делают своё дело: в Metal Gear Solid тянет не просто играть, им хочется жить.

 

Новая физика

Геймплей непривычен для боевика девяностых, но в то же время интуитивно понятен. Недостатка в амуниции вроде бы нет, однако геймдизайн требует принципиально иного подхода. Отсутствие возможности целиться и стрелять из обычного оружия с видом от первого лица (как в более поздних частях), плюс сложности в обращении со снайперской винтовкой ясно дают понять, что залихватского экшена с хедшотами направо-налево попросту не предусмотрено. С другой стороны, противника нетрудно обойти незамеченным, ловко используя укрытия и отвлекая внимание различными способами, а при должной сноровке каждого охранника лучше аккуратненько придушить. Кстати, оригинальный ход: целиться из «снайперки» почти невозможно, если перед этим не съесть специальную «успокаивающую» таблетку, снижающую дрожь в руках. Так что большую часть пути приходится одолевать скрытно, огнестрельным оружием (кроме битв с боссами, естественно) не грохотать, хотя порой просто-таки подмывает действовать методами Рэмбо. Но нет, тревогу поднимать нельзя, во главе угла хладнокровие и выдержка.

Стэлс не только держит в напряжении, но также дарит огромное пространство для творчества. У Снейка всегда найдётся в запасе пара хитрых приёмчиков. Постучав кулаком по стенке можно привлечь внимание охранника, а самому в это время быстренько обойти его с тыла. Ещё со времён Metal Gear 2 осталась возможность протискиваться в различные узкие пространства, например, в вентиляционную шахту или под машину, при этом камера переключается на вид из глаз, что очень удобно. Ну и, конечно же, картонные коробки! Накрывшись такой, герой получает шанс оставаться незамеченным. Когда охранник видит коробку, он только удивляется, что она здесь делает, продолжая патрульный маршрут. Хотя не всегда. Если вражеский боец увидит ту же самую тару в разных местах, то непременно проверит, что внутри. В подобном случае остаётся лишь быстро избавляться от укрытия и стрелять. Иногда получается. Иногда нет. Разумеется, если замаскированного Снейка заметят в момент передислокации, то непременно поднимут тревогу.

А какие здесь замечательные боссы! Бои с ними по-настоящему интересны, ведь к каждому необходимо подбирать свой ключик. Однако если большинство оппонентов более-менее вписывается в привычные рамки, одного из них следует по праву назвать самым оригинальным за всю историю видеоигр. Речь о Психо Мантисе. Сейчас кто-то захочет поспорить, но тогда это было настолько необычно, непредсказуемо и свежо, что критика попросту не имела шансов. Перед сражением Психо разговаривал с игроком (не со Снейком!), судил о характере оного по тому, часто ли производятся сохранения; просил положить контроллер на пол и сообщал, что сейчас силой мысли передвинет его – если был подключен DualShock, то джойстик начинал вибрировать и сдвигался! Непосредственно в ходе поединка Мантис периодически «выключал» телевизор. Экран становился чёрным, будто агрегат вправду отключился, а там, где у старых телевизоров в верхнем углу горела надпись «VIDEO», возникало слово «HIDEO». Стоит ли объяснять, в чём тут прикол? При всём перечисленном Психо Мантис – очень серьёзный, трагичный персонаж. В этом суть пресловутой гениальности Кодзимы, у которого великое запросто способно соседствовать со смешным.

 

Эпилог. В 1999 году был издан аддон, посвящённый VR-миссиям. Эти самые миссии представляли собой простенькие задания, типа «пробраться в сектор, не подняв тревоги» вначале, и что-то типа «расставить С4 таким образом, чтобы подброшенные взрывной волной противники выстроились в скайдайверскую звёздочку» под конец. Некоторые этапы проходились за Грея Фокса ака Cyborg Ninja. А в 2004-м, когда на PS2 давно вышла Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, на GameCube появился римейк оригинальной MGS – Metal Gear Solid: The Twin Snakes. Отличия от базового варианта состоят в сильно похорошевшей со времён PS one графике, добавлении некоторых механик из второй части, а также переработанной режиссуре роликов (круче ли они от этого смотрятся, вопрос дискуссионный). The Twin Snakes – красивый обновлённый MGS. Играется он столь же интересно, а великолепный редизайн ещё ни одному проекту не вредил. Но мы-то всегда будем помнить те ощущения, которые получили от первого трёхмерного Metal Gear. Эти воспоминания нам ничто не заменит.


Автор:

Trite

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.