Оживший космос

Серия Dead Space в своё время стала настоящим откровением для любителей «ужастиков». Она первой среди видеоигр сумела настолько плотно спаять хорроры с научной фантастикой, вдохнула в жанр новую жизнь на фоне угасания его признанных столпов – Resident Evil и Silent Hill, снискав как популярность среди публики, так и серьёзный коммерческий успех. К сожалению, после выхода третьей части целых десять лет торговая марка пролежала под сукном у Electronic Arts. Лёд тронулся после того, как индустрию захлестнула мода выпускать качественные римейки зарекомендовавших себя в прошлом проектов, по второму разу начавших приносить солидные дивиденды издателям. Вот и боссы EA подумали, а почему бы не вернуть из небытия космический триллер с приличной армией поклонников в активе. Решено было заняться переделкой первой части, дабы подогнать её под современные стандарты. Глядишь, новая аудитория подтянется, а фанаты получат подарок к пятнадцатилетнему юбилею сериала, приходящемуся как раз на 2023 год. Вновь возникает вопрос терминологии. В рекламных материалах и по ходу обсуждения в сети речь идёт именно о римейке. Соответственно, настраиваешь себя на нечто большее, нежели обычный ремастер. Однако ситуация получилась неоднозначная. Давайте во всём разберёмся.

По традиции начнём с сюжета. Обычно авторы римейков берут за основу сценарий первоисточника и, словно колоду карт, перетасовывают разные факты, отчего появляется иллюзия свежего взгляда на многие вещи. В новой Dead Space история практически неотличима от оригинала. События развиваются во всё той же последовательности с едва заметными изменениями. Достаточно посмотреть вступление, чтобы убедиться в этом. Наиболее существенными новшествами стали: появление одной побочной миссии; расширение диалогов, более подробно раскрывающих детали игровой вселенной; редизайн и переосмысление образа главного героя – теперь он умеет разговаривать. Более того, Айзек Кларк тараторит, славно бабка базарная, попутно обмениваясь мнениями с остальными членами экипажа челнока «Келлион». В остальном картина примерно та же, что пятнадцать лет назад. Бригада ремонтников во главе с Айзеком, инженером по профессии, принимает сигнал бедствия с гигантского шахтёрского космокрейсера «Исимура», добывающего ресурсы в одном из отдалённых секторов галактики, и отправляется выяснять, что там случилось. Вместо хлеба с солью путников встречают мерзкие чудовища – «некроморфы», бывшие работники судна, мутировавшие до неузнаваемости из-за таинственной эпидемии. Айзеку предстоит пройти через ад, дабы выжить во всём этом кошмаре самому, а заодно прояснить судьбу своей жены Николь, работавшей врачом на «Исимуре».

В 2008 году Dead Space произвела настоящую революцию в жанре, внедрив новые элементы в геймплей. Самым впечатляющим из них было так называемое «тактическое расчленение» врагов – чтобы их окончательно умертвить, требовалось отсекать конечности. В 2023-м ломать устои никто не собирался. Мы по-прежнему будем калечить монстров, отпиливая им ручки да ножки, замедлять время ради проскакивания мимо неисправных дверей, использовать силу гравитации для нанесения колющих ударов по врагам. Делать всё перечисленное стало удобнее и быстрее благодаря обновлённой схеме управления и вычислительным мощностям актуальных консолей, но вот чего-то нестандартного, как вы понимаете, не прибавилось. Сам Айзек бодро перемещается по местности и ловко огибает углы, чего нельзя было сказать о его более ранней версии. Подвижность героя заметно облегчает схватки с полчищами монстров, всё зависит только от вашей фантазии и скорости принятия решений. К примеру, заманили группу некроморфов к расположенному рядом баллону с топливом и взорвали его, а после вытащили из ближайшей мёртвой тушки отросток конечности, чтобы проткнуть им набегающего сзади противника. Уверен, у вас найдутся свои тактические подходы в сражениях, осуществлять их стало заметно проще.

Одним из лакомых кусков дебютной главы по праву считалось исследование «Исимуры». С каждой миссией открывались всё новые и новые отсеки, можно было часами бродить, всё рассматривать и изучать. На этот раз разработчики решили добавить ещё больше подобной вкуснятины. Кто наизусть знает расположение всех трюмов крейсера образца 2008 года, тот будет приятно удивлён появлению дополнительных комнат. Соответственно, увеличится время полного прохождения. Чтобы попасть в новые места, потребуется решить незатейливые головоломки с генераторами. Вспоминается The Callisto Protocol, где приходилось проделывать нечто подобное, но только с предохранителями. Как правило, во всех таких помещениях спрятаны ценные предметы, чтобы потом всё это добро можно было потратить на «прокачку» оружия и покупку более совершенных скафандров. Однако далеко не все двери получится разблокировать, используя энергию генераторов. Для некоторых из них потребуется определённый уровень доступа, который будет повышаться по мере продвижения по сценарию. Время от времени придётся возвращаться в различные секции корабля – даже если вы их зачистили от чудищ, приготовьтесь вступить в бой заново.

Серия Dead Space одной из первых в индустрии популяризовала панический страх. Его суть заключается в том, что враг может нападать в самые неподходящие моменты, толпами и со всех сторон. Вы будете бояться заходить в центр комнаты или подбирать с полок ключевые предметы. Давние фаны знают, что нужно запоминать расположение вентиляционных люков, ведь шахты – излюбленное место скопления некроморфов. Также вас будет тревожить чувство, что сзади Айзека, кто-то постоянно находится, причём во многих случаях так оно и есть. Конечно, вы можете регулярно оглядываться назад, так, на всякий случай, но лучше прислушайтесь. Благодаря более совершенной звуковой схеме определить расположение монстров стало легче. Ещё одним эффектом для нагона паники является звук сердцебиения Айзека. Как только наш герой увидит или почувствует что-то неладное, его мотор начнёт быстрее стучать, а вы это услышите. Удивительно, но данный подход для симулирования тревожности работает на ура. Пусть не впервой – достаточно вспомнить Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Завершает формирование одновременно пугающей и манящей атмосферы соответствующее музыкальное сопровождение. Ярких и запоминающихся мелодий в трек-листе не найти, но саунд знает, как правильно играть на чувствах аудитории.

В погоне за паническими страхом в оригинальной Dead Space бывали перегибы. К сожалению, в новой версии засад стало только больше, хотя играть от этого не всегда веселее. Вспомните, какой органичной, динамичной и захватывающей была сцена осады Леона и Луиса в двухэтажном доме с толпами сельчан в Resident Evil 4. А теперь представьте, что таких битв штук десять, и в каждой из них наращивается интенсивность. Совсем другое впечатление, правда? Разработчики римейка эту тонкую грань, к сожалению, не почувствовали. Причём что в старом, что в свежем релизе они даже не постарались хоть как-то сюжетно объяснить частые внезапные атаки полчищ мутантов. Праздник превратился в рутину. Как будто вы вдруг попали за гашетку аркадного автомата, где нужно истребить как можно больше врагов с целью превзойти чей-то рекорд по очкам. Всё-таки хочется, чтобы каждая встреча с монстрами была хоть чуточку уникальной.

Одно из главных огорчений – насильственное внедрение в классику чуждых нам западных «ценностей». Это та самая ложка дёгтя в бочке с мёдом, способная испортить абсолютно всё. Сами посудите. Сценаристы умудрились сделать из Кендры лесбиянку. Очаровательно-трагичную Николь превратили в натуральную Бабу Ягу. Подумать только, ту самую милашку Николь, ради спасения которой в оригинальной Dead Space герой шёл на подвиги и преодолевал внутренних демонов. Но и этого оказалось мало. Кто-то посчитал, что слишком много белых людей в кадре. Именно поэтому теперь одним из пилотов челнока является темнокожая девушка, а на гигантском плакате в недрах «Исимуры» вместо белого шахтёра красуется негр-шахтёр. Вот ради этого затевался так называемый «римейк»? Ведь проблема вовсе не в цвете кожи – взять того же Хаммонда, к которому все относятся с уважением. Цензуре подверглась даже красотка Пенг, чьё сокровище мы ищем во второй раз. Ну а про табличку с обозначением туалета хочется тактично промолчать. В сети уже пошутили, что на «Исимуре» теперь есть туалеты для некроморфов. Лично меня расстроила ещё одна досадная мелочь. На заглавном экране, если долго не выполнять никаких действий, раньше появлялся ролик игры в сопровождении колыбельной Twinkle, Twinkle Little Star. Скрытое видео настраивало на нужный лад. Теперь ничего подобного нет.

Переделанный Dead Space заметно растерял свою таинственную атмосферу. Новые диалоги, о которых упоминалось в самом начале обзора, оказали противоположный ожидаемому эффект, будучи выдержанными в стиле так называемой «воук-культуры» с причитающимся ей феминизмом, равноправием афроамериканцев и различных меньшинств, чрезмерным вниманием к людям с ограниченными возможностями. Шутка ли, дошло до того, что можно включить опцию предупреждения о жестокой сцене. Казалось бы, что тут такого: это всего лишь функция, не хочешь – не включай, однако это всё звенья одной цепи, инструментарий социальной и политической борьбы, которыми игровая индустрия насыщается вслед за Голливудом. Так вот, диалоги действительно раскрывают больше деталей, но всё повествование превращается в байку для детского сада. Согласно мифологии первоисточника молчаливый Айзек пахал простым инженером, выполнял грязную работу; только мысли о возлюбленной дарили ему радость и надежду на будущее. Отношение членов экипажа к нему было довольно пренебрежительным, как обычно бывает с лузерами средних лет. Теперь же из него лепят лоснёного супергероя и чуть ли не мессию в стиле Криса Рэдфилда из Resident Evil 5, бьющего кулаками по булыжнику. Римейк, конечно же, имеет право отличаться от исходника, но вот так рубить под корень всю его внутреннюю эстетику? Зачем?

Были опасения, что с переходом на «движок» Frostbite новый Dead Space столкнётся с рядом проблем. К счастью, такой катастрофы, как было с Mass Effect: Andromeda, удалось избежать. В плане графики и общего визуального стиля всё сделано очень качественно, за это разработчикам спасибо. Великолепно вышли эффекты освещения, огня, дыма. По сравнению с оригиналом скачок в качестве визуала существенен. Однако если взять преступно обделённый вниманием The Callisto Protocol, построенный на одной из последних версий Unreal Engine, то по уровню картинки он явный фаворит. В проекте от одного из авторов изначального Dead Space, Глена Скофилда, всё смотрится реалистичнее, с чёткими, а не размытыми линиями, лучше проработанными моделями персонажей и врагов. В Dead Space поверженные некроморфы напоминают путающихся под ногами манекенов. Всё-таки стоило EA вновь использовать Unreal Engine, а не собственный Frostbite, но что сделано, то сделано.

Несмотря на все заявления, обновлённый Dead Space не дотягивает до статуса полноценного римейка. Это качественный ремастер с дополнительными материалами, подогнанный под современные стандарты индустрии и веяния западного общества. Оценки порядка 9/10 от профильной прессы выглядят завышенными. Как бы там ни было, проект справился со своей главной задачей – ему определённо удалось привлечь внимание общественности, особенно на фоне практически полного отсутствия высокобюджетных хитов для некстгена. На радость поклонникам серии, Electronic Arts проводит исследование рынка на предмет дальнейшего развития франшизы, что не может не вселять оптимизм. Остаётся только пожелать авторам продолжения большей творческой свободы. Тем не менее, настоящим ценителям жанра, ищущим чего-то большего, стоит обратить свой взор на The Callisto Protocol. Пусть этот проект тоже отчасти вторичен, но ему есть что предложить, чего вы ещё не видели.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.