История начинается заново

Друзья, здравствуйте! Работа по Elden Ring оказалась для меня тяжёлым бременем. Суммарно подготовка материала и написание текста заняли не менее пяти месяцев. Постоянно что-то мешало. Пройти игру до конца не успел. Да что там! Где-то на 55-м часу только Годрика Сторукого одолел в замке Грозовой Завесы. Нет, не потому, что он оказался сильнее Орнштейна Драконоборца и палача Смоуга из Dark Souls, а потому, что перед походом в замок, куда так старательно меня направляли разработчики, я изучал открытую часть карты: бился в подземельях, общался с персонажами, спасал, убивал, создавал, созидал и молился в полуразрушенном храме драконьего причастия у алтаря. Эта статья стала для меня чем-то личным. В ней нет отточенной структуры, пожалуй, наоборот – она передаёт мои мысли и ощущения от увиденного, мои эмоции от шедевра, к которому приложил руку сам Хидэтака Миядзаки, а сценарий разрабатывал не менее известный Джордж Мартин.

Давайте сначала разберёмся как раз с тем, кто такой Хидэтака Миядзаки и как он стал тем, кем является на текущий момент времени. О нём можно легко собрать информацию на просторах сети интернет, поэтому ограничусь небольшим пересказом общеизвестных фактов. Хидэтака родился в небогатой семье. В детстве читал книги на английском, но поскольку язык для него не был родным, сюжеты зачастую домысливал. Подросши, выучился на социолога и устроился по профилю, но быстро охладел к работе, несмотря на стабильную зарплату. В возрасте тридцати лет решился на немыслимый поступок, который в стране восходящего солнца считается дурным – сменил специальность и устроился в игровую компанию FromSoftware. Вскоре возникла идея новой игры, в которую никто всерьёз не поверил, но Миядзаки, словно Хиронобу Сакагути с «Последней Фантазией», вцепился в неё как в шанс создать хит. Имя ей было Demon’s Souls. За ней последовала трилогия Dark Souls, окончательно сформировавшая новое жанровое направление, ныне известное как Souls-like. За флагманом, словно пирожки после дождя, потянулись клоны от именитых и не очень студий. К моменту выхода Elden Ring заматеревший Хидэтака Миядзаки-сан занял пост директора FromSoftware.

Про Джорджа Мартина, думаю, достаточно напомнить, что по циклу его книг «Песни льда и пламени» снят сериал «Игра Престолов», состоящий из восьми сезонов. Конечно, многих разочаровал финальный сезон, особенно самая концовка, но заслуженный писатель-фантаст убедительно доказал, что умеет переносить в фэнтезийное пространство и отлично обыгрывать реальные исторические сюжеты (войну Ланкастеров и Йорков, войну Алой и Белой розы). У него получился цельный и детально проработанный мир с серой моралью, где злодей не всегда готов на подлость, зато вроде бы положительный персонаж способен ради своих целей убить невинного юнца.

 

Верность традициям и нарратив

Считается, будто японцы в большей степени хранят верность традициям, что выражается для прочего мира в таких феноменах, как не изменяющийся годами в игровых сериях центральный мотив. Кто-то наверняка попробует возразить, мол, в моих «Героях» стабильность прослеживается от первых частей до самых поздних по прямой линии. Отвечу: «Дружище! «Герои 4» и «Герои 3» – абсолютно разные игры, в то время как сериал Yakuza только спустя десятки лет начал преобразовываться, а в играх «Фромов» core loop не меняется с момента выхода Demon’s Souls, то есть уже скоро пятнадцать лет как». Что эта информация даёт простому игроку? Понимание общих принципов устройства игровой вселенной, отшлифованную до блеска формулу геймплея, уверенность в собственных силах. В дополнение хочу процитировать фрагмент моей статьи «Souls-like как явление»: «От себя могу добавить, что, сев за [Demon’s Souls] после прохождения Dark Souls Remastered на PS4, почувствовал себя как дома благодаря идентичному управлению и общим принципам строения двух виртуальных вселенных. Переход произошёл абсолютно безболезненно».

Теперь давайте поговорим про нарратив. Можно было бы выразиться проще – «перейдём к сюжету», однако хотелось бы подчеркнуть, что содержательная часть игры представляет собой нечто большее, чем «герой пошёл туда-то и сделал то-то». Нарратив – относительно новый термин, трактовать который можно по-разному, но мы с вами будем понимать его как некий общий знаменатель, объединяющий дизайнерские решения, устройство мира, способ повествования и собственно сюжет в одном флаконе. Завязку мы узнаём с самого начала из вступительного ролика:

«Опавшие листья принесли нам весть. Великое Кольцо Элден разбилось. Там, за туманом, у нас дома – в Междуземье, Марика Бессмертная, наша королева, бесследно пропала. Годвин Золотой первым пал в Ночь Чёрных Ножей. Вскоре отпрыски Марики, полубоги, завладели осколками Кольца Элден. Одурманенные обретённой силой, они развязали войну, вошедшую в историю как Раскол. Войну, в которой не было победителя. Тогда Великая Воля отреклась от них. Восстаньте же, Погасшие! Усопшие, в которых тлеет жизнь. Все мы слышим зов давно утраченной благодати. Хора Лукс, повелитель Пустоши. Золотая Маска, величайший из героев. Фия, спутница мёртвых. Омерзительный Поедатель Отбросов. Сэр Гидеон Офнир Всеведущий. И некто, вновь озарённый благодатью, погасшая душа без роду и племени. Отправляйся за море Тумана, в Междуземье, дабы предстать перед Кольцом Элден. Обрети власть над Элденом!»

Перед глазами пробегают картины из Dark Souls и Bloodborne, а мы в одной набедренной повязке воплощаемся в игровом мире, чтобы спустя несколько минут нас огрел по голове первый же противник. Некоторое время спустя мы повстречаем самого сэра Гидеона Офнира Всеведущего, который поведает нам истории о полубогах, владеющих осколками Elden Ring, и расскажет, где их искать.

 

Открытый мир

К 2022 году наши братья-японцы добрались наконец-таки до «открытых миров», популярность которых в целом, по моему субъективному ощущению, пошла на спад, но для Souls-like от FromSoftware оказалась одной из продающих игру «фишек». В этот раз мы получили «опенворлд» с различными активностями с одной стороны, но сохранившимся неизменным core loop, благодаря чему не требуется изучать игру с нуля. Вот что-то светится – значит, это можно поднять; вон слева внизу перекрестье – значит, там будет быстрый выбор оружия, эликсиров, заклинаний, чего-то ещё; ага, три полоски с энергией – значит, две из них точно отвечают за HP и выносливость, а с оставшейся разберёмся; костры, называемые в Elden Ring «Благодатью»… Всё интуитивно понятно. В начале путешествия можно пройти обучение, где подробно показывается, как пользоваться оружием ближнего боя, чем силовые атаки отличаются от обычных, для чего нужен лук, чем одни эликсиры лучше других, как расстановка противников позволяет применять стэлс и критические удары.

Немного позже мы получаем скакуна Потока, в оригинале прозванного не иначе как Torrent. Он будет нашим другом на протяжении всего приключения. С ним становятся доступны механики двойного прыжка, скаканья галопом, верхового боя, плюс появляется дополнительная полоска HP коня, забирающая себе урон вместо главного героя. Поток – настоящий боевой товарищ, помогающий в самых тяжёлых ситуациях, таких как сражение со здоровым огнедышащим драконом. Только благодаря прыти нашего друга есть шанс уворачиваться от его пламени. Кроме того, поддержку в битвах против некоторых боссов оказывают призывные демоны, как в Dark Souls и Bloodborne, только с поблажкой – саммон ассистента ничего не требует и никакие предметы из инвентаря не расходует.

Неигровые неагрессивные персонажи тоже на месте. Можно с ними пообщаться, чтобы узнать полезную информацию о происходящем в мире, но за ручку никто вести не будет, поэтому если NPC умрёт или вы случайно с ним разминётесь, то наверстать упущенное уже не получится. Благодаря открытому миру мы получаем такие интересные активности, как подземелья и дополнительные боссы. Зачистка данжей не отличается от любой другой RPG: много мелких врагов, босс в финале, какая-нибудь полезная вещь в награду за победу. Дополнительные боссы, в отличие от тех, бой с которыми проходит на строго очерченной арене, обитают прямо на игровой карте, поэтому в бою с ними доступен больший диапазон действий. Скажем, закончились целебные эликсиры, а само здоровье пошатнулось. Что же делать? Верно – отскакать в сторону, одолеть группу рядовых противников, околачивающихся неподалёку, восстановить припасы, затем вернуться и продолжить поединок. Стоит упомянуть рудиментарный крафт, позволяющий создавать расходники из ресурсов, свободно лежащих на локациях или выбиваемых из супостатов. Ограничением выступает тот фактор, что в бою крафтить предметы строжайше запрещено, но ищущий хитростей да обрящет.

 

Игра года

В общем, каждый, кто играл в предыдущие игры от Хидэтаки Миядзаки-сана, окажется в своей тарелке. Потребуется разве что немного привыкнуть к резвому коню. Порог вхождения для новичков снижен – игра даёт больше возможностей для изучения мира, больше поблажек в боях, чем её предшественницы. Было бы несправедливо отметить только позитивные черты проекта, умолчав о проблемных моментах, поэтому упомянем их тоже. Самое неприятное – как ни удивительно, обычные технические баги: противники нередко попадают в «затекстурье», порой персонаж игрока мрёт от мановения чьей-то невидимой руки на ровном месте. Не везде хорошо проработаны коллизии 3D-объектов, скорость подзагрузки окружающего мира на PlayStation 5, в отличие от ПК, оставляет желать лучшего, несмотря на всю мощь SSD. Лоадинги в целом, разумеется, стали быстрее, чем во времена Bloodborne, но ожидать всё равно приходится изрядно. По мелочи можно набрать ещё немало огрехов, но знаете что? Я на своём геймерском веку пока не встречал игру, где всё идеально; кто захочет придраться – придерётся, на том предлагаю тему закрыть.

Дорогие мои читатели, я не считаю Elden Ring штучным товаром, но вот в чём феномен – многим игрокам достаточно обновления игрового мира, добавления свежих meta-механик, отмены старых – и вуаля, мы имеем новый (не побоюсь этого слова) признанный шедевр, получающий на The Game Awards 2022 звание «Игры Года», а на страницах агрегатора оценок Metacritic, запрещённого в России, средний балл от 94 до 96 из 100. Я помню, как встал и поаплодировал Хидэтаки Миядзаки-сану и его команде, когда смотрел веб-трансляцию церемонии. Как купил тортик, и мы всей семьёй отметили заслуженную победу Elden Ring в главной номинации. Поиграйте, не пожалеете. Да не приснятся вам загадочные слова: «I am Malenia, blade of Miquella».


Автор:

Дмитрий «Рексарыч» Пасько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.