Продлись, продлись, очарованье

Эмоции от первой главы Octopath Traveler запомнились мне достаточно хорошо. Сначала это был шок. Лютейшая красота в обаятельно-пиксельной ретро-стилистике, очень необычная концепция взаимодействия восьмёрки героев, интуитивно понятная ролевая система, отточенная до мелочей боевая механика – я бросился в омут с головой, ожидая впереди лишь приятные сюрпризы. Однако чем больше часов накручивал счётчик, тем ощутимее испарялся мой щенячий восторг. Ни сам мир, ни населявшие его персонажи упорно не хотели хоть как-то развиваться, за исключением разве что числовых показателей, отвечающих за здоровье и спецприёмы. Геймплей состоял из исследования локаций и мало примечательных поединков с не особо разнообразными противниками. Система «слабых мест» к определённым сортам оружия и магии, конечно, немного оживляла схватки, индивидуальные особенности бойцов тоже поначалу смотрелись симпатично, но всё равно уже ко второй главе чувствовалась рутинность происходящего не экране. Авторы не придумали ни каких-то мини-игр, ни уникальных сценок вроде пения в опере из шестой «Финалки» или катания на дельфине из седьмой. Эксплоринг – бои – боссы – эксплоринг – бои. Тягомотная карусель часов пятьдесят кряду.

Всё сказанное выше было бы не столь страшно, если бы сюжет хоть как-то окупал затраченное время, но увы. Истории абсолютно всех героев оказывались к финалу настолько приторно-наивными, что оставалось только закрывать ладонью лицо. Интриги заканчивались просто ничем, добро торжествовало, зло сводилось к индивидуальным порокам, внешний мир не проявлял себя никак. Уровень поповской проповеди в церковно-приходской школе. Не знаю, как современным детям – я бы от такого заскучал, даже если бы являлся двенадцатилетним пацаном, а не дядькой под сорокет. По итогу осталось некоторое разочарование, хотя, с другой стороны, казалось очевидным, что из перспективной затеи при желании всё ещё можно сделать конфетку. Всего-то надо добавить разнообразия в миссии, нанять толковых сценаристов и научить персонажей взаимодействовать не только на поле боя, но и за его пределами. Именно вдумчивой работы над ошибками я ожидал от многоопытных сотрудников Acquire, когда ознакомился с анонсами второй главы. Ничего из перечисленного в результате не получил.

По большому счёту, Octopath Traveler II это даже не сиквел, а кавер-версия оригинальной игры. Структура прохождения не поменялась ни на йоту. Есть глобальная карта с крупными материками и небольшими островами, на суше располагается несколько средневеково-фентезийных городков, населённых сюжетно-значимыми персонажами и однофразовыми NPC. Окружающее пространство не связано никакими внутренними отношениями, о его общественно-политическом устройстве остаётся только догадываться. Дороги между городками пустынны, на них обитают рандомно спаунящиеся монстры и редкие прохожие с сайд-квестами. Одного из предложенных на выбор героев берём в начале путешествия, остальных собираем в команду, обходя отмеченные на карте места сюжетных эпизодов. Попутчики добавляются в боевую группу, максимум четверо в активной партии, но при этом не участвуют в сценках того персонажа, эпизод которого осваивается в текущий момент. Между прочим, один из самых явных проколов первой части, о котором наперебой кричали едва ли не все журналисты, но разработчики твёрдо решили, что это не баг, а фишка, оставив всё как было. Действительно, зачем что-то менять, если никто из крикунов оценить игру меньше чем на 8/10 всё равно не рискнул.

Ну и, наконец, подборка действующих лиц, собственно говоря. Формально они все новые, но вот беда: типажи характеров, профессии, индивидуальные приёмы – всё подчистую скопировано с дебютной главы. До смешного. Был суровый воин с добрым сердцем – стал суровый самурай с добрым сердцем. Был мальчик-аптекарь, который хотел всем помочь – стала девочка-аптекарь, которая тоже хочет всем помочь. Придумали расу разумных зверолюдей с миленькими ушками, но её представительница – старая знакомая охотница, умеющая ловить и саммонить монстров. Что авторы хотели сказать этим буквальным копипастингом, я не знаю, но выглядит как творческая импотенция. Монстры, кстати, вообще практически те же самые. Не всегда внешне, но по сути (впрочем, есть несколько тупо скопированных). Фантазии нарисовать обойму свежих пород художникам всё же хватило, только принципиальной разницы с предыдущими вы не найдёте, даром что мир у нас вроде как другой. На это, разумеется, легко возразить, что в RPG так принято, а в тех же «Финалках» легендарные чудовища типа Бегемотов слоняются из одной игры в другую десятилетиями, но камон – там это действительно своего рода «пасхалка», подарок фанам, традиция, а тут элементарная лень и небрежность.

Список нововведений настолько короток, что его было бы не грех проигнорировать, однако ради справедливости всё же озвучим. Появился альтернативный способ перемещения – по речкам на лодочках, или даже по морю на собственном корабле, благодаря чему расширился эксплоринг локаций. День-ночь отныне позволено менять вручную, индивидуальные способности героев в разное время суток работают по-своему. К обычным суператакам прибавилась пассивно накапливающаяся суперэнергия, примерно раз в пять ходов открывающая доступ к дополнительной опции. Идея по смыслу понятная, только реализована она как-то криво – у одних персонажей это вполне себе полезные спецприёмы, у других чуть усиленная версия обычных, или дополнительный ход. С аптекаршей вообще смешно – для неё эта штуковина зачем-то дублирует крафтинг лечащих и отравляющих предметов, доступный в любой момент. То ли совсем обленились, то ли проморгали на тестировании, я уж боюсь предположить. Стартовые эпизоды каждого героя теперь проходятся сольно, остальной коллектив как бы слушает их в виде рассказа. На восприятие такой поворот не влияет никак, сложность и затянутость завязок во всех случаях примерно одинаковая. Что касается сюжета как такового, то спасибо хоть события он рассказывает новые, но комбинация руки с лицом актуальна как прежде. Всё тот же детсадовский наивняк, художественная ценность коего стремится к нулю.

Мне сложно объяснить с точки зрения здравого смысла, зачем четыре года спустя выпускать ту же самую игру с лёгкими косметическими дополнениями. Считать Octopath Traveler II полноценным продолжением невозможно при всём желании. Да, она красивая и очаровательная, этого не отнять, но нельзя же так нагло подменять понятия. Если суть в том, что к списку платформ добавились две актуальные приставки из семейства PlayStation, и для их многочисленных владельцев это первая встреча с сериалом, то наверно честнее всё-таки было бы сделать «порт» первой части, тогда как над второй поработать куда более серьёзно. Хочется верить, что такая ущербная логика всё же не использовалась, иначе совсем караул. Если вы играли в первую главу, то вторая вряд ли вас чем-то обрадует, а то вовсе окажется пустой тратой денег. Если нет, то вы получите обаятельную японскую RPG с отличной «боёвкой», но скудноватым содержимым во всём остальном. С какого перепуга западные журналисты бросают чепчики в воздух, я лично понять не могу. Из хорошей задумки снова получилось нечто, реализовавшее свой потенциал в лучшем случае наполовину.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    От первой я был в восторге, прошёл целиком, что для меня редкость. Вторую, кстати, тоже. Первой я многое простил, не хотел на неё наезжать. Но когда во второй сделали всё то же самое, слив сюжетку и сложив болт на фидбек, то тут уже высказался по негативу.

  2. Атма:

    Помнится Неон лично бросал чепчики в воздух в честь первой главы. Али рецензию накатал до того как ее полностью пройти?