Древнекитайские мудрецы считали природу идеальным творением. Их привлекала её простота и естественность, они проповедовали уход к ней от суетности, страстей и желаний, столь пагубно влияющих на натуру людей и на характер общества. Надо сказать, что во многом они оказались правы: чем дальше от природы уходил человек, тем больше его существование становилась похожим на работу бездушного механизма. Хотя прогресс во всех областях науки, техники и культуры трудно назвать злом, он сковал нас цепями условностей и обязательств, породил массу социальных комплексов и бесконечный стресс. Иногда хочется бросить всё, уехать в самую глубокую лесную чащу и наслаждаться пением птиц, восходом солнца – простыми вещами, превратившимися в недостижимую мечту о покое и гармонии. По всей видимости, о чём-то схожем размышляли создатели дилогии Endless Ocean, претендующей на лавры заменителя настоящего летнего отпуска даже полтора десятка лет спустя после выхода на Nintendo Wii.

Подводный мир подчас ещё более красив. Он пестрит мириадами невообразимых оттенков, завораживает безмолвной эстетикой. Проникающие в глубину солнечные лучи играют на коралловых рифах, озаряя всё вокруг мельтешащими отблесками. По своим делам плавают туда-сюда разноцветные рыбёшки. Чуть больше полувека назад подобная красота была лишь романтической сказкой. Однако нашёлся человек, превративший сказку в быль. Жак-Ив Кусто – кумир тысяч телезрителей, искренне и беззаветно влюблённый в море. Как только с территории Франции схлынула нацистская оккупация, он принялся воплощать мечту всей жизни – стать исследователем тайн океана. Кусто и собранная им команда единомышленников переоборудовали списанный минный тральщик в легендарное научно-исследовательское судно «Калипсо», а параллельно с этим под руководством Жака была завершена разработка инновационного технического устройства – акваланга, позволившего исследователям погружаться на большую глубину с приличным запасом кислорода. Со временем изобретение перекочевало в сферу развлечений, теперь трудно представить тропические курорты без обряженных в маски и ласты ныряльщиков. Загорелые туристы в компактной амуниции путешествуют по морскому дну, собирают ракушки и распугивают мирно пасущихся подданных царства Посейдона.

Работники японской студии Arika, возглавляемой Акирой Ниситани, взяли на себя смелость перенести дайвинг в формат видеоигр. Концепция проекта весьма необычная, поскольку действие носит сугубо мирный, вялотекущий характер, и рассчитано на эстетическое восприятие. Здесь не нужно никого бить – только наслаждаться сверкающим великолепием. В распоряжении игрока небольшой корабль, огромное водное пространство и свобода выбора маршрута. Во второй части доступны даже несколько климатических зон с принципиально отличающейся флорой и фауной. Задания, получаемые на борту плавучей штаб-квартиры, не блещут разнообразием, обычно они связаны с поиском определённых предметов или живых существ. Чтобы сфотографировать причудливую полосатую рыбку, сначала следует выяснить ареал её обитания и повадки – например, в какое время суток она спит, чем питается. Процесс поиска цели сопровождается множеством открытий; разработчики посвятили немало времени изучению морской живности, Endless Ocean в определённом смысле представляет собой подробную энциклопедию. С некоторыми обитателями океана водолаз даже способен подружиться – путешествовать в компании с дельфинами забавно и весело, а уж дрессировать их это полноценная мини-игра.

Для управления ныряльщиком используется только пульт wiimote. Персонаж послушно реагирует на все повороты руки, а для движения вперёд дожидается щелчка «прицелом» по определённому участку экрана. Такая система позволяет ловко маневрировать, разворачиваясь вокруг своей оси за считанные секунды. Подвижность является важным качеством, когда необходимо поймать в кадр какую-нибудь особо прыткую рыбёшку. Однако большая часть путешествия проходит в исключительно спокойной обстановке. Вы медленно плывёте, плавно водите рукой по сторонам чтобы осмотреть достопримечательности, наслаждаетесь великолепными находками дизайнеров и отдыхаете всей душой, слушая записанные в формате MP3 мелодии с собственной SD-карты. Сделанные снимки тоже позволено сбросить на карту, а потом распечатать на принтере, словно вы привезли фотографии из настоящей турпоездки. Игра не досаждает никакими техническими заморочками – стилистику приключения можно назвать «аркадной», поскольку элементов симулятора в ней минимум. Да и вообще практически нет ничего отвлекающего, разве что встречи с акулами во второй главе, но даже они обставлены максимально мягко.

Различия между первой и второй главами не так уж велики, несмотря на два года разницы. Первая часть дебютировала в ноябре 2007-го, вторая, Endless Ocean: Blue World, последовала в феврале 2010-го. Обе получили хорошие оценки в прессе и тёплые отзывы публики, но по понятным причинам остались в тени более громких хитов. Сиквел выглядит более конкретизированным, в нём даже есть повествовательный стержень, который можно назвать динамично развивающимся сюжетом, плюс персонажи второго плана, обильно общающиеся с вами и между собой, а также кооперативный мультиплеер через вайфай. Контента стало намного больше, появились коллекции предметов и «достижения» (что-то вроде привычных в наше время ачивок), апгрейд снаряжения и кастомизация главгероя под свой вкус. Однако не подумайте, будто все эти дополнения к базовой концепции радикально изменили содержание и восприятие игры. Вовсе нет – вы с прежней размеренностью бороздите на яхте моря и океаны, ныряете, находите, фотографируете… Созерцательность осталась во главе угла. Вот только включать собственную музыку во время погружения почему-то уже нельзя, а саундтрек радует слух чаще на поверхности, оставляя вас в полной тишине под водой, что выглядит странно и обескураживающе.

На Wii выходило немало экспериментальных проектов, называть которые «видеоиграми» в привычном для нас понимании не совсем корректно. Дилогия Endless Ocean оказалась где-то посередине между откровенно казуальными развлекушками от самой Nintendo и более традиционными поделками сторонних разработчиков. Если вы молоды, энергичны, ищете брутального экшена, то вам, конечно же, не сюда. А вот для человека, уставшего от суеты бытия и жаждущего умиротворения, морская поэма Акиры Ниситани подходит как нельзя лучше. Никакой гонки за результатом, никакого зла и насилия, только мягкая прозрачная вода с ярким солнцем в голубом небе. Наверно, о чём-то подобном могли мечтать древнекитайские мудрецы, медитируя целыми днями в тени сливовых деревьев. Впрочем, им и так было неплохо, тогда как нам приходится искать утешение в виртуальных мирах.


Автор:

Лейтенант Мелвилл, герой англо-зулусской войны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.