Ложка к обеду
К лаунч-тайтлам новых приставок требования публики, как правило, относительно мягкие – от них ждут качественно новой визуализации, но при этом редко придираются к геймплею. Достаточно лишь продемонстрировать прогресс по сравнению с прошлым поколением консолей. Дебютный проект британской студии Ninja Theory имел все шансы воспользоваться этим неписанным правилом, да вот беда – новички, на которых в руководстве Sony сделали ставку как на авторов одного из ключевых хитов стартовой линейки, провалили все сроки разработки. Выпускать ровно то же самое, но уже год спустя, когда геймеры успели распробовать некстген – совсем другая песня. Тут вам и моментальные претензии за вторичность, и притухшие впечатления от продвинутого графона, а сюжет вовсе начинают попинывать ногами. Сенсации, конечно же, на выходе не получилось, хотя провалом дело тоже не закончилось. Спустя годы у нас есть возможность взглянуть на игру более холодным взглядом и оценить её как состоявшийся исторический экспонат.
Завязка событий очень простая, я бы даже сказал примитивная. Есть некое фентезийное царство, в котором к абсолютной власти рвётся злобный варварский царь Бохан, и противостоящая его козням героиня – брутальная рыжеволосая Нарико, стандартная уже по нынешним временам «сильная независимая женщина». У неё не очень складываются отношения со своими соплеменниками, поскольку те считают Нарико приносящей беды и несчастья, но самое драматичное случается, когда в руки к отважной амазонке попадает легендарный Небесный Меч – могучий артефакт, на котором действительно висит древнее проклятье. В обмен на сказочную суперсилу меч-кладенец постепенно высасывает жизнь своего владельца. Собственно, вступление демонстрирует нам гибель отважной воительницы в неравной схватке с полчищами Бохана, а уже после этого начинается изложение всего того, что привело к столь грустному исходу. Стоит ли напоминать, что почти идентично стартовал первый God of War? Аллюзий на известные хиты и прямых заимствований здесь с избытком. Нельзя сказать, что Heavenly Sword состоит только из них, но эрудированному геймеру тяжеловато не замечать параллели.
С «боёвкой» всё ещё нагляднее. Тут надо понимать, что полноценное прохождение начинается только после обретения Небесного Меча. Точнее, после его активации (таскает железку героиня на спине изначально, но в руки берёт лишь со второй главы). Весь первый чаптер игра демонстрирует простенькую комбо-систему (счётчик набивает рандомную серию до получения первого тычка от противника) и знакомит со вторым играбельным персонажем – девочкой-сироткой по имени Кай, не расстающейся с похожим на базуку стреломётом. Её сегменты – весьма однообразная снайперская мини-игра, призванная всесторонне продемонстрировать возможности джойстика с гироскопами. Аналогичные по смыслу бонусные задания периодически случаются на пути самой Нарико, правда, стрелять приходится из какой-нибудь пушки, а дело осложняется очень жёстким таймером и невозможностью мимо такого квеста проскочить. Стоило либо сделать мини-игры опциональными, либо прикрутить к ним альтернативные варианты управления, но увы – раз за разом приходится их мужественно преодолевать, подчас безо всякого удовольствия.
Но вот, наконец, Меч расчехлён, после чего стартует настоящий экшен. Главная «фишка» девайса заключена в трёх режимах его использования. Базовый именуется «speed stance», оружие разделяется на два коротких меча, по одному в каждую руку, удары наносятся быстро, сохраняя изначальную комбо-структуру. При зажатии левого шифта запускается «range stance», у тех же коротких мечей отрастают цепи на рукоятях, после чего они начинают кружиться вокруг героини в свободном танце. Вдохновение Кратосом скрывать даже не пытались. Правый шифт аналогичным образом открывает доступ к «power stance», в которой артефакт снова становится громадным тесаком и шинкует вражеские мобы немного медленнее первых двух вариантов, но с могучей неотвратимостью. Похожее тематическое разделение существует также у противников, выражается оно в ауре определённого цвета, возникающей во время их атак. Если научиться правильно считывать эти подсказки, можно интуитивно подстраиваться под оппонентов и получать меньше повреждений. Хотя в целом каких-то ухищрений не требуется – у Нарико приличная шкала здоровья и много «лечилок» на пути.
Аудиовизуальная сторона проекта получилась неровной. Общая стилистика более похожа на компьютерный мультфильм, но с очень слабенькой для такого замаха лицевой анимацией персонажей и низкой детализацией пространства. Огромное количество блюра выдаёт спешку разработчиков, так и не сумевших довести картинку до стандартов второй волны хитов PlayStation 3. Отсюда же, видимо, примитивная режиссура сюжетных сценок и весьма устаревшие CGI-видеовставки в ключевых эпизодах. Намного жизнерадостнее обстоит ситуация с озвучкой героев. Колоритному злодею Бохану достался скрипучий голос Энди Серкиса (незабываемый Голлум из «Властелина Колец»), мужланистая Нарико обаятельно басит с австралийским акцентом Анны Торв (звезда сериалов на HBO). Главное достоинство истории – практически идеальная дозировка информации. С одной стороны, сюжетка не успевает приесться и надоесть, с другой, рассказывает обо всём, что нужно, не оставляя дурацких многоточий и оборванных на середине арок. Что само по себе даже удивительно, ибо в планах студии изначально фигурировала целая трилогия.
Как мы знаем теперь, дело не дошло даже до сиквела. Ни уровень продаж, ни отзывы от покупателей не убедили Sony в необходимости продолжать сотрудничество с молодой британской студией, которая, кстати, несколько лет спустя столь же неубедительно подошла к перезапуску сериала Devil May Cry (Capcom пришлось всё дезавуировать и делать прямое продолжение собственными силами). Обилие заимствований из God of War, включая даже QTE-финишинги в битвах с боссами, не помогло игре прорваться в высшую лигу ААА-хитов, тем более нового на тот момент поколения. Любопытной выглядит ситуация с появлением в 2014 году полнометражного мультфильма с названием Heavenly Sword. Модное поветрие о создании собственной CGI-студии побудило Sony провести эксперимент, для которого приключения Нарико оказались удобным первоисточником. Картина, более-менее пунктуально повторяющая сюжет игры, съездила на Каннский фестиваль, однако широкого проката не получила. На этом, к сожалению, тема «Небесного Меча» окончательно затухла.
Автор:
Лейтенант Мелвилл, герой англо-зулусской войны