Раритетный цветок

Если попытаться описать Rule of Rose одной фразой, то выйдет примерно так: «Сложная для получения удовольствия от геймплея из-за кривого управления, сложная для восприятия из-за дёрганой подачи сюжета». Но справедливо ли по отношению к столь необычной игре говорить о ней исключительно в общих словах? Пожалуй, не всё так однозначно. Здесь надо копать глубже, чем мы с радостью с вами займёмся. Начнём сверху. Первое, что замечаешь – это стиль. Игра очень стильная. Мрачная история, завёрнутая в обёртку из-под не менее мрачной сказки, которая вместе с музыкой, необычным арт-дизайном и приятной графикой создаёт уникальный антураж. Атмосфера действительно потрясающая – густая, вязкая, как трясина, пугающая до жути, причём пугающая не скримерами, не демонстрацией натуралистичных образов, а мелкими деталями и полунамёками. Авторы дают вашему воображению додумать то, о чём они сами лишь обмолвились. Но… Но это всё при условии, что вы сумеете продраться через остальное.

Увы, недостатков хватает с горкой. Камера и общая визуализация напоминают классические хорроры своих лет, такие как Resident Evil, Silent Hill или Haunted Ground. Для тех, кто пробовал что-то из перечисленного, сначала наступит ощущение «О, я в своей тарелке!», но вот уже после нескольких минут более детального погружения случится лёгкое недоумение, а на смену ему придёт волнительная ярость. Игра постаралась вобрать в себя многое из лучших представителей жанра, однако исказила наработки коллег по цеху на свой лад, оказавшись крайне топорной и занудной там, где должна была быть интригующей и динамичной. Отчасти провисание объясняется тем, что главная героиня – хрупкая и слабая девушка, неспособная биться как заправский десантник или полицейский, но увы, проблема не только в этом. Играть за неё крайне неприятно. Бои не вызывают энтузиазма, не заставляют нервно сжимать пальцы, не приносят удовольствия после победы.

Даже просто попасть по противнику – уже не совсем тривиальная задача. Игрок подводит Дженнифер к цели, судорожно лупит по клавишам. Дамочка в этот момент, натурально закрывая лицо рукой, а во второй сжимая нож, махает им повсюду, кроме как по супостату. Враг, в свою очередь, метким пинком укладывает Дженни на пол. Как же она долго после этого встаёт! Анимация подъёма с пола, видимо, наполнена каким-то глубоким смыслом, дающим дополнительное понимание сюжета, ибо показывают эту деталь чересчур часто и чересчур долго. Чего уж говорить, попробуйте вытерпеть это сами. После такого вот «геймплея» начинаешь сознательно обходить врагов и нестись дальше, но не потому что страшно, а потому что неохота тратить время. Ну вот правда, зачем делать «боёвку» в таком отвратительном виде? Показать, что героиня совсем не умеет драться? Если задумка была в этом, то задача выполнена на 100%.

Квестовая часть играется поинтереснее, но тоже не лишена недочётов. Дело тут не в том, что загадки сложные, совсем нет. Беда в очень ограниченном наборе локаций. Зато по тем, что есть, придётся бегать раз за разом, раз за разом, раз за разом. Знать вы их будете наизусть, но это не принесёт ожидаемого удовольствия. Если взять, скажем, даже старенький Super Metroid, там посещение одних и тех же мест доставляло радость, поскольку получение новых скиллов развивало сюжет и давало новые способы преодоления преград, а также открывало всё новые и новые секреты. Здесь же вы просто бегаете за собакой. Я ещё не упоминал про собаку? Что ж, я делал это умышленно, не вините меня. Да, практически с самого начала и до самого конца вас сопровождает верный четвероногий друг, который по мере возможностей пытается помогать вам в бою и в поиске решений к паззлам. Собственно, на этом нехитром взаимодействии строится большая часть прохождения. Вы даёте понюхать псу предмет, а потом оголтело бежите за ним, постоянно уклоняясь от монстров.

Казалось бы, о чём тогда говорить? Игра без геймплея, зачем тратить на неё время? Как я писал выше, не всё так просто. Разработчикам удалось нечто особенное. Они создали весьма специфичный контент, который во многих странах сочли провокационным и запретили релиз. Они сделали содержание своего произведения нарочито неэстетичным и не приносящим привычного удовольствия. Они навострились подавать сюжет по крупицам сложными для понимания кусками. Тем не менее, вопреки таким удивительным «стараниям», игру до сих пор проходят и обсуждают. Как же так вышло? Я намеренно не рассказал про сценарий, и постараюсь завершить материал, избежав подробностей. Ведь в этом кроется тайна Rule of Rose. Что она издалека напоминает других представителей жанра, это лишь визуальный обман. Атмосфера и повествование, изложенное необычным художественным языком, вот что главное. Авторам настолько хотелось рассказать свою историю именно так, что они пренебрегли всем остальным. Историю грустную, пугающую, трагичную. Историю про дружбу, про любовь, про детские страхи и секреты. О том, как сложно порой бороться с тем, что ты носишь в себе, и как это влияет на всю твою жизнь.

Если вы любите глубоко копать и искать малозначительные детали, то игра вам определённо зайдёт. Хотя, разумеется, не могу с уверенностью пообещать, что зайдёт именно вам, дорогие читатели «Великого Dракона», поскольку вещица, как вы уже поняли, нишевая и в буквальном смысле штучная – за авторством скромной японской студии Punchline выходил только ещё один проект, сегодня уже абсолютно всеми забытый квест Chulip. Если вы предпочитаете активный геймплей, пропускаете сюжетные ролики и не читаете сюжетные записки, держитесь подальше от Rule of Rose. Боюсь, вы можете сгоряча расколошматить диск с довольно дорогой игрушкой (посмотрите цены на eBay – из-за «охоты на ведьм» она очень редкая) об стену.


Автор:

John Dory

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    Угу. Опечатки наше всё.

  2. Рексарыч:

    Любопытно. Возможно когда-нибудь руки дойдут до этой игры. John Dory, спасибо за статью и информацию о скрытой жемчужине.

    P.S. Вероятно небольшая опечатка: «паределённо», — возможно должно быть «определённо»?