Геймеры делятся на тех, кто любит автомобили, и тех, кто это скрывает. Ладно, не будем сгущать – на самом деле есть, конечно, некоторые индивидуумы, испытывающие отвращение к железу на колёсах, но кому интересны их страдания. Об остальных индустрия электронных развлечений заботится давно и бережно. О причинах народной любви к симуляции скоростной езды распинаться не будем, тут всё более-менее очевидно. Интересно другое. Жанр гоночных игр не столь однороден, как кажется, в нём можно выделить минимум два направления. Первое – классическое, сохраняющее изначальный соревновательный посыл, обязывающий игрока за счёт своего водительского мастерства приходить первым к финишной черте. Второе – в некотором смысле извращённое, когда машина уже не только транспортное средство, а самостоятельный герой боевика, способный нападать и защищаться. Смысл сводится к лидерству в гонке за счёт физического подавления или даже уничтожения оппонентов, а в некоторых случаях ехать вообще никуда не нужно – железные скакуны буквально воюют на аренах. Рассмотреть историю развития поджанра, известного ныне как Vehicular Combat, весьма любопытно. Но, разумеется, на примере самых известных тайтлов, поскольку общее количество оных исчисляется десятками, если не сотнями.

 

Spy Hunter

Midway / 1983

Вероятно, самой древней «боевой гонкой» из дошедших до наших дней является именно эта «мидвеевская» аркадка, положившая начало популярному в эпоху «Денди» сериалу. Источником вдохновения послужила киношная «Бондиана» с её зрелищными погонями и перестрелками. Была даже идея лицензировать брэнд Агента 007, но дело происходило в разгар тяжелейшего кризиса игрового рынка, поэтому от дорогостоящих излишеств пришлось отказаться. Компания выпустила зальный автомат и несколько версий для домашних систем. Успех получился феноменальный, хотя нельзя сказать, что на свет родился какой-то принципиально новый жанр. От обычных вертикальных скролл-шутеров игра мало чем отличалась, только вместо очередного космического челнока по экрану снизу вверх мчался модный спортивный автомобиль, умеющий поливать из пулемёта вперёд и струёй выхлопного газа назад. Столь нехитрой формулы, тем не менее, хватило для покорения публики. Всё-таки одно дело какие-то пуляющиеся квадратики на чёрном фоне, и совсем другое – шикарный спорткар на красочных декорациях с лесами, горами и заснеженными равнинами, да к тому же под атмосферную джазовую музычку «бондовского» розлива. Народ оценил.

 

Turbo Esprit

Durell Software Ltd. / 1986

А вот это уже настоящая гонка, с видом из кабины и приборной доской внизу экрана. Причём одновременно ваша машина маячит перед вами целиком чуть впереди, что несколько сбивает с толку. Но главное – тут есть настоящий детективный сюжет про охоту правительственного агента за наркодилерами, и лихой экшен, включающий в себя тараны вперемешку со стрельбой из бортового пулемёта. Снова красной нитью проходят прямые отсылки к «Бонду» – в качестве транспортного средства полиция выделила вам аж целый Lotus Esprit, как у Агента 007 в The Spy Who Loved Me, правда, без подводного режима. Игра выходила на компьютерах из семейств ZX Spectrum и Commodore, поэтому обладала достаточно условной графикой, но динамику событий воплощала неплохо. Дополнительный антураж придавала городская застройка, в которой преступников сначала ещё нужно было найти. С определённой иронией можно считать Turbo Esprit далёким предком GTA – эдакий сборник криминальных историй, плюс немного автомобильного хулиганства. Примечательно, что энтузиаст Майк Ричардсон написал игру в одиночку чуть меньше чем за год. В восьмидесятые такое творчество ещё было возможно.

 

Chase H.Q.

Taito / 1988

Долго ли, коротко ли, к делу подключились гиганты игрового рынка, и всё завертелось на принципиально других бюджетах и технических мощностях. После Atari с её очень примитивной, но красочной аркадой RoadBlasters 1987 года выпуска, эстафету подхватила Taito. Chase H.Q. была реализована на колоритном суперсовременном «движке», опробованном японцами годом ранее в чисто спортивной «гонялке по чекпоинтам» Full Throttle (не путать с шедевральным квестом Тима Шейфера). Обновлённая версия хита, которую поначалу хотели представить прямым сиквелом, обогатилась историей про полицейских, носящихся по всей Америке за опасными преступниками. Звучит как тот же самый Turbo Esprit, только в этот раз никакой стрельбы – исключительно брутальное бортование, до полной утраты бандитской машиной ходовых качеств! Мотивирующий таймер при этом никуда не делся, а стал даже жёстче. Стоит замешкаться в трафике – злодеи ускользнут в далёкую даль, из которой выцепить их во второй раз проблематично из-за нехватки отведённого на погоню времени. Версий для различных приставок и компьютеров вышло великое множество, а продолжение уже через год блистало в «шестнадцатибитном» формате. Сериал пережил череду взлётов и падений, окончательно уйдя в небытие в нулевые.

 

Deathtrack

Activision / 1989

Пожалуй, первая игра, в которой боевые элементы стали не просто дополнением к гоночному содержанию, а основой геймплея. Кроме того, именно в Deathtrack появилась полноценная экономическая система и вариативность оснащения машин (в зачаточном виде нечто подобное промелькнуло ещё в Autoduel 1985 года выпуска, но та игрушка получилась слишком уж муторная и малоиграбельная). Во время заездов вы зарабатываете заветные доллары, а в «гаражном» сегменте самостоятельно тратите их на всякие полезные штуки, в том числе оружие разных калибров – пулемёты, мины, ракеты, лазеры. Древо апгрейдов получилось настолько ветвистым, что впору говорить о ролевых элементах. Куча разновидностей моторов, подвесок, брони, всё это в той или иной мере отражается на геймплее. Разработчики подвезли также целую ватагу панковатых персонажей, с которыми можно устраивать персональную вражду и ликвидировать на треке, получая за это денежные бонусы. Подвела только откровенно страшноватая графика (ох уж это раннее 3D) и ПК-эксклюзивность, из-за которой подавляющее большинство тогдашних геймеров проехало мимо потенциального хита.

 

Road Rash

Electronic Arts / 1991

Что-то мы всё про машины да про машины. Но ведь бывают ещё братья меньшие – мотоциклы! А уж на них такие лихие ребята разъезжают, что только держись. Конечно, прямого отношения к понятию Vehicular Combat легендарная серия от Electronic Arts не имеет, но обойти её стороной в нашем рассказе было бы настоящим кощунством. Road Rash это песня свободы и необузданности, элегия слабоумия и отваги, а также дико трогательная в мелких деталях сказка о гопниках, скитающихся по дорогам на железных гробах с колёсами. Доведённая до уровня комикса жизнь байкера, гоняющего ради ставок и вышибающего на ходу друзей-конкурентов из сёдел. Романтика и адреналин в одном флаконе, плюс более чем достойное техническое воплощение. «Рашеры» покорили миллионы геймеров по всему миру, но особенную радость они доставили обладателям «Мегадрайвов», где эксклюзивно вышли вторая и третья части. Огня добавлял кооперативный режим, позволявший состязаться двоим участникам против всё той же оравы байкеров, у каждого из которых было имя и художественный образ. В эпоху более продвинутых приставок серия потихоньку сошла на нет, последний раз мелькнув на портативной Game Boy Advance в начале нулевых.

 

Super Mario Kart

Nintendo / 1992

Тем временем в Nintendo тоже сообразили, что к горячей теме пора бы как следует припасть. На амбразуру бросили аж самого Сигерю Миямото, по привычке сваявшего очередного «Марио», на этот раз в виде картинга. Вместе с культовым героем примчалась ватага его друзей и противников, а также примкнувший к ним Данки Конг. Так появилась одна из самых популярных гоночных серий для семейного развлечения и весёлых вечеринок с друзьями, ныне насчитывающая полтора десятка наименований. Разумеется, в таком разудалом капустнике допустим исключительно минимальный уровень насилия. Изначально он выражался в довольно безобидной толкотне на трассах, а кидание друг в друга всякой фигнёй типа черепашьих панцирей обставлялось исключительно в комедийном ключе. Чуть позже появилась возможность напрыгивать на соперников сверху. Состав участников от выпуска к выпуску варьировался и пополнялся за счёт персонажей из разных «нинтендовских» вселенных. Точно так же трассы время от времени пролегали по мирам из других тайтлов «Нинтендо». Нет никаких оснований полагать, что «Большая N» остановится на достигнутом – новых картинговых боёв впереди ещё очень много.

 

Rock n’ Roll Racing

Interplay / 1993

Великий и ужасный! Всё гениальное просто, а в том, что в Blizzard Entertainment (хоть тогда фирма по-другому называлась) работают гении, сомнений давно ни у кого не возникает. Изометрическая перспектива, примитивная аркадная «физика», яркая обёртка, многогранная экономическая система, «мидишные» перепевки классики хард-рока и сумасшедший драйв – вуаля, перед вами одна из лучших игр «шестнадцатибитного» формата. Значение имели не только характеристики машин, но и показатели водителей. Подборка персонажей удалась на славу, не составляло никакого труда выбрать героя под свой вкус и манеру вождения. Призовые баллы и деньги учитывались раздельно – первые были нужны для продвижения по сюжету, вторые тратились на апгрейды и новые тачки. Всерьёз вставал вопрос о полноценной турнирной стратегии. Что лучше – «качать» свою обшарпанную старушку до упора, или сразу откладывать баксы на новый драндулет? А надо ли проходить оставшиеся до конца сезона трассы, если планка необходимых баллов уже взята? На редкость азартная и ничуть не устаревающая классика, которая четверть века спустя выглядит и играется с таким же вдохновением, как в годы школьной юности.

 

Crash ‘n Burn

Crystal Dynamics / 1993

До сих пор живая и радующая нас отличными игрушками студия Crystal Dynamics была организована в 1992 году на волне хайпа вокруг приставки 3DO, и создала для неё дебютный лаунч-тайтл. Платформа, что там говорить, выглядела крайне перспективной – одна из первых в 32-битном поколении, с лазерным приводом и умением обрабатывать трёхмерную графику. Да ещё к тому же формально американская, даром что производили её начинку всё те же азиаты. Не взлетело, хотя конкретно Crash ‘n Burn в этом точно не виновата. Она была визуально новаторской, активно использовала начавшие входить в обращение полигональные технологии в сочетании со старыми «двухмерными» (на примере спецэффектов это выглядит довольно коряво, но тогда было новым словом в мире видеоигр). Благодаря тем же самым новым технологиям и динамичной камере очень необычными казались трассы с чумовыми поворотами и перепадами высот. Вставки живого видео в сюжетной части тоже производили впечатление. Появись игра годом позже на куда более дешёвой и доступной PlayStation, наверняка завоевала бы себе немало поклонников, но увы – затонула раньше времени вместе с бездарно недораскрученным детищем Трипа Хокинса, сохранив статус эксклюзива и оставшись без какого-либо переиздания.

 

Twisted Metal

Sony Computer Entertainment / 1995

3D подкралось незаметно, принеся с собой совершенно новый взгляд на видеоигры. На машинах, оказывается, вовсе не обязательно куда-то ехать – достаточно гоняться друг за другом по большой арене и стрелять из всего, что подвернётся под руку. Если добавить к этому увлекательный сюжет со стоящим за всеми событиями мистическим злодеем, а каждому участнику гладиаторской бойни к его уникальной тачке выдать по индивидуальному спецприёму, получится суперхит года. Первая глава серии была настоящим прорывом, вторая год спустя смогла поддержать уровень качества и расширить потенциал, не добавив к концепции чего-то принципиально нового. Дальше в издательстве Sony почему-то решили передать франшизу другим разработчикам, что закончилось провалом третьей и четвёртой главы. Вернуть как было получилось только на следующем поколении консолей, но поезд, как говорится, уже ушёл – интерес проявили лишь самые стойкие фанаты. Они же до сих пор ждут возрождения любимого тайтла, впавшего в спячку почти десять лет назад. Если верить многочисленным слухам, эту миссию собираются поручить авторам кошмарненькой Destruction AllStars…

 

Destruction Derby

Psygnosis / 1995

Практически одновременно с Twisted Metal, на PS one зародилась ещё одна культовая франшиза – Destruction Derby. По сути, обычная кольцевая автогонка, но с сюрпризом – в правом углу экрана появился индикатор повреждений машины. Такие же подразумевались у остальных участников соревнований, а вам позволялось таранить коллег, либо, наоборот, подставлять под удары наиболее защищённые части своего скакуна, тем самым изматывая соперников. Требовалась грамотная тактика – если самому всё время влетать в попутчиков бампером, то скоро останешься без бампера. Помимо «гоночного», присутствовал также «аренный» режим, в котором все участники яростно толкались на небольшой открытой площадке. Серия успешно развивалась во второй половине девяностых, отметившись даже на Nintendo 64, а позже и на PlayStation 2, но, к сожалению, заглохла в середине нулевых. Ведущие творческие силы выкупленной и переименованной к тому моменту студии Psygnosis были переброшены на более успешный сериал Wipeout.

 

Wipeout

Psygnosis / 1995

Вот, кстати, и он – год, как видите, получился очень урожайный, особенно осенняя страда. По замыслу игра совершенно непримечательная, типичные гонялки по кругу со стрельбой. Но вот дизайн и техническое исполнение в целом – тема для разговора. События происходят в недалёком будущем, по трекам носятся настоящие космические истребители, парящие над дорогой на небольшой высоте. Скорости действительно сумасшедшие, маневренность и вхождение в повороты сносят головы даже бывалым рейсерам. Есть возможность регулировать положение камеры и наблюдать происходящее с разных зрелищных углов. Боевая оснастка юрких скутеров добавляет ещё больше эмоций. Успех первой части закрепили многочисленные сиквелы, поначалу выходившие на разных платформах, однако Sony, купившая Psygnosis в начале нулевых, вскоре сделала брэнд эксклюзивом. Начиная с 2003 года новые главы стали появляться исключительно на системах из семейства PlayStation. Сериал не обновлялся десяток лет, но хоронить его рано – совсем недавно, например, была отличная коллекционка для PS4. Думаю, раньше или позже мы о «Вайпауте» ещё услышим.

 

Micro Machines Military

Codemasters / 1996

В последний год официальной поддержки «Мегадрайва» на нём вышло сразу несколько отличных игрух, в том числе одна про любимые в народе микромашинки. Когда-то мирные (за редкими исключениями в виде танчиков), поддавшись модным поветриям они отрастили себе боевые навыки, и вот вместо обычного гоночного соревнования на трассах творится полная кутерьма! Причём не только наземного свойства. Помимо джипов и всё тех же танчиков, в ход идут самолёты, вертолёты, катера. Дизайн треков, как обычно, добавляет острастки, заставляя не только бодаться с противниками, но также объезжать препятствия и следить за тем, чтобы не свалиться с обрыва. Есть бонусный режим, где нужно выдерживать осаду на ограниченной одним экраном арене в течение нескольких секунд. А в остальном – это всё те же очаровательные микромашинки, весёлые, разноцветные, всеми силами стремящиеся первыми добраться до финиша среди четверых участников заезда. Что особенно отрадно, сериал дожил до наших дней, отметившись присутствием на приставках восьмого поколения.

 

Carmageddon

Interplay / 1997

Трэш, угар и чёрный юмор – таков секрет успеха одной из наиболее культовых игр 90-х. «Кармагеддон» буквально взорвал ПК-рынок, обогнав всю индустрию по цинизму и количеству убитых людей на несколько лет вперёд. Дави пешехода! Тарань собрата водилу! Эти лозунги можно было написать на коробке с диском, поскольку они исчерпывающе отражают несложную суть. На выбор предоставлялись два персонажа (какие рожи они корчат – это надо видеть!) – мужлан и милая тётенька. По ходу игры позволялось апдейтить своё четырёх(не всегда)колёсное чудо, или же затаривать новое. Заезд завершался одним из трёх способов: вариант а) как дурак осилить трассу за отведённое время; вариант б) как правильный пацан затаранить всех соперников насмерть; вариант с) как GoD задавить всех пешеходов. Излишне говорить о том, что девяносто девять процентов играющих действовали по варианту б), заваливая пейзаж остовами догорающих машин и расписываясь протекторами на крови и кишках не успевших отбежать зевак. Не хватало одного – оружия. Только тачка, трёхмерный ландшафт и противники. Консольщики, глядя издалека на это пиршество, рыдали горючими слезами целых два года, пока им, наконец, не подвезли изрядно запоздавшие «порты». Сиквелы не были столь ошеломительными, но встречали их всегда тепло.

 

Critical Depth

GT Interactive / 1997

Покуда рукожопы из 989 Studios курочили оставленный им на попечение Twisted Metal, отцы-основатели серии Single Trac удалились в морские глубины. Концептуально в их новом творении мало что изменилось – снова огромные арены с гладиаторскими поединками за рулём разнообразной техники, только теперь под водой с соответствующими законами физики и нюансами. Главный из этих нюансов – конечно же, третье измерение, возможность свободно перемещаться вверх и вниз. Отсюда оригинальные тактические приёмы и нетривиальное устройство локаций. Далеко не всегда дело происходит в открытых водоёмах. Есть тут и затонувшие города, и целые подводные лабиринты. Выскочить на поверхность в некоторых случаях тоже позволяется. Подборка персонажей и их транспортных средств ввиду общей тематики получилась немного скучной, зато с хорошо прописанным сюжетом. Хита высшей пробы из всей этой затеи не вышло, но в своём поджанре Critical Depth по сию пору остаётся одним из самых необычных экземпляров.

 

Grand Theft Auto

TakeTwo Interactive / 1997

Конечно, эта игровая вселенная давно шагнула за рамки того, что мы понимаем под Vehicular Combat, но, как ни крути, автомобильные механики лежат в основе проекта и до сих пор остаются его важнейшей составляющей. В любой главе GTA можно угонять машины, колесить за рулём по огромным мегаполисам, загородным трассам и по пересечённой местности, устраивать разборки с копами на дорогах, давить ни в чём неповинных пешеходов. Всё это есть и в самых ранних частях, когда игра больше походила на примитивную аркаду с видом сверху, и в актуальных, где акцент сместился на сюжетную составляющую с экшенно-адвенчурным геймплеем в пешем режиме. Тачки – это символ и мякотка сериала, они обеспечивают взаимосвязанность разнузданной тарантиновщины режиссёров и сценаристов с реальным миром, они способны стать предметом поклонения и коллекционирования в собственном гараже. Машины здесь – это тоже своего рода герои, с богатой и сложной историей, тонко вплетённой в нить криминальной романтики повествования. Как бы ни эволюционировала GTA дальше, без угнанных и взорванных автомобилей она не обойдётся.

 

Star Wars: Demolition

LucasArts / 2000

Неплохо проявив себя в работе над дорожно-стреляльной дилогией Vigilante 8, молодая калифорнийская студия Luxoflux получила солидный заказ от своих земляков из LucasArts на спин-офф ко вселенной «Звёздных Войн». К событиям второй кинотрилогии, которая тогда как раз стремительно покоряла широкие экраны, игра никакого отношения не имеет. Дело происходит в наиболее отдалённых уголках далёкой-далёкой галактики, где алчный Джабба Хат устраивает незаконные турниры на выживание с огромными ставками. Никого из звёзд первой величины в ростере персонажей, конечно же, найти не удастся, зато присутствуют некоторые любимцы публики из числа героев второго плана, в частности, легендарный мандалорец Боба Фетт. Боевые вехайслы и их бортовое вооружение соответствуют антуражу, поддерживая стилистику футуристических фантазий из 70-х. Впечатление портит тугое и не особо интуитивное управление, мешающее быстро освоиться. Также слишком заметна разница между версиями для «Дримкаста» и первой «Соньки» – вторую явно делали без энтузиазма. Тем не менее, для фанов творчества Лукаса вещица достаточно любопытная.

 

Burnout

EA Games / 2001

Поначалу все подумали, что это будет очередная инкарнация Need for Speed, но не сложилось. Сам NFS довольно долго балансировал на грани между обычной спортивной гонкой и её боевыми собратьями. К нему то прикручивали, то убирали режимы про горячие погони с полицией, но всё же акцентировалось внимание прежде всего на дорогих лицензионных тачках и глянцевой обёртке. В издательстве наконец решили создать отдельный тайтл, где тема дорожных стычек и аварий станет основной. Получилось наилучшим образом, хотя по большому счёту единственным заметным новшеством оказалось вошедшее к этому времени в моду слоу-мо и показ столкновений с разных ракурсов, как в каком-нибудь телешоу. Позже в сиквелах данную тему расширили и углубили, появился даже специальный режим «что будет, если врезаться на полной скорости в трафик». Опираясь на нехитрую в целом геймплейную формулу, Burnout стал одной из главных гоночных франшиз нулевых, наряду всё с тем же «Нид фо Спидом», свернувшим в сторону экспериментов со стритрейсингом. Закончилось тем, что студии Criterion Games передали работу над NFS, после чего две серии, по сути, вновь слились воедино, а новые главы «Бёрнаута» выходить перестали.

 

FlatOut

Vivendi Universal / 2004

А это уже чисто ковбойская история из горячей Финляндии. Студия Bugbear Entertainment звёзд с неба не хватала, делая хорошие, красивые, но исключительно нишевые симуляторы раллийных гонок, популярных как в США, так и у них самих на родине. Но однажды истинные амбиции вырвались на свободу, и к проверенной годами формуле геймплея добавился элемент ярко выраженной брутальности. Тут вы не встретите отполированных дорогих тачек – наоборот, все участники соревнований катаются на ржавых бидонах, собранных из того, что нашлось на свалке. Своё ведро вы будете радостно мастерить у себя в гараже. Трассы радуют не только красотой пейзажа и великолепной архитектурой, но также сменой покрытия, когда с ровного асфальта можно моментально перемахнуть на скользкую грязюку. Наконец, главная фишка – жесточайшие столкновения и вылет незадачливых водил через лобовое стекло. Этот элемент стал визитной карточкой всей серии и встречал игрока уже на обложке коробки с диском. Степень деформации самих болидов тоже вызывает восхищение – до финиша порой добираются обгоревшие остовы на шатающихся колёсах. FlatOut заняла достойное место среди коллег по ремеслу и до сих пор в строю, хоть и сменила разработчиков в конце нулевых.

 

Fired Up

Sony Computer Entertainment / 2005

Тем временем у ристалищных заруб на автотехнике случился настоящий ренессанс с выходом PSP. В стартовой линейке блеснула новая глава Twisted Metal, полгода спустя к ней на подмогу примчался ещё один эксклюзив от Sony. Акцент в Fired Up сделан на военной тематике, подкреплённой занимательной историей про горячий конфликт между двумя державами, в одной из которых отчётливо угадывается нержавеющий образ клюквенного СССР. Отсюда соответствующая подборка техники – броневики, танки, боевые вертолёты. В режиме сюжетной кампании игра выглядит скорее как обычный экшен, в котором нужно крушить толпу рядовых противников и завершать этап поединком против босса. Мультиплеер расставляет слоников по местам – перед нами раскрывается во всей красе очередная дуэль механических гладиаторов, гоняющихся друг за другом по многоуровневой локации, собирающих дополнительное оружие для разового применения и без устали набивающих фраги. Всего многопользовательских режимов шесть штук, среди них есть даже классическая кольцевая гонка.

 

Jak X: Combat Racing

Sony Computer Entertainment / 2005

Героям популярного платформера от Naughty Dog тоже нашлось полезное применение. Причём выдумывать ничего особо нового не пришлось – вселенная «Джека с Декстером» и так замечательно подходила для проведения какого-нибудь гоночного турнира. Оставалось сочинить грамотную сюжетную подводку и отобрать наиболее подходящих персонажей, что и было блестяще проделано разработчиками. Знакомый антураж, навороченные панковские тачки в стиле «Безумного Макса», богато обставленная система «прокачки» и целый фейерверк визуальных спецэффектов – очень недурно для бюджетного спин-оффа. В сюжетной кампании играть можно только за Джека, которому приходится принимать участие в разнообразных испытаниях с обновляющимися заданиями. Погонять за остальных позволено в режиме «выставочных матчей». К сожалению, это была последняя глава, сделанная основателями серии. Вскоре у «Догов» завертелась эпопея с Uncharted, а предыдущий сериал обрёл других авторов и очень быстро зачах.

 

Vigilante 8: Arcade

Activision / 2008

Упоминавшийся выше мини-сериал из двух эпизодов Vigilante 8 неожиданно вышел из спячки десять лет спустя после своего дебюта и удачно вписался в волну хитов для Xbox Live Arcade. Новая глава удивительным образом сочетала в себе геймплейную бесхитростность с захватывающим драйвом. По сути, это был всё тот же примитивный клон Twisted Metal, только поставленный на мощный физический и графический «движок», благодаря которому получилось выкрутить на максимум зрелищность. Красочно теряли запчасти и взрывались не только машины, но также интерактивные элементы декораций, обильно расставленные разработчиками. Мультиплеер поддерживал до четырёх участников в локальном сплит-скрине и до восьми через онлайн, сингл радовал четырьмя режимами, в том числе возможностью заранее изучить арену без соперников на ней. Некоторые критики поспешили обвинить Vigilante 8: Arcade в моральной устарелости, но в этом была вся суть игры. Blast from the past прямиком из 90-х, механика эпохи PS one в осовремененной оболочке. Олды всплакнули с умилением.

 

Blur

Activision / 2010

Обычно у представителей жанра было чёткое разделение – либо делаем уклон в реализм, и тогда ограничиваемся всякой толкотнёй на трассах, либо бацаем пост-апный или фентезийный антураж, и тогда уже отрываемся на всю катушку. Боюсь ошибиться, но создатели Blur, кажется, первыми додумались, что всё это можно прекрасно объединить в одной игре. Тут вам и вполне реалистичные урбанистические пейзажи, и лицензированные спорткары из модных журналов, только вот во время дорожной битвы гонщики внезапно начинают плющить и жарить друг друга всяким оружием и магией, подбирая заряды прямо на ходу. При этом в обычных заездах участвуют два десятка претендентов на медали, что тоже впечатляет. Такой вот «Нид фор Спид, притворяющийся Рок-н-Ролл Рэйсингом». К сожалению, задумка не нашла горячего отклика среди публики, а всего через год студия Bizarre Creations была распущена и закрыта. Так мы потеряли авторов любимой в узких кругах Project Gotham Racing вместе с самим сериалом.

 

Hardware: Rivals

Sony Computer Entertainment / 2016

Десятые годы нового века стали кладбищем для многих игровых жанров. «Боевые гонки» тоже потихоньку отошли в тень, оказавшись уделом в основном инди-разработчиков. Но в Sony хорошо помнили, какой успех её приставкам приносили именно такие развлечения, поэтому время от времени всё же пытались вдохнуть в увядшее направление немного новой жизни. Одной из таких попыток была простенькая, но азартная Hardware: Rivals, сделанная эксклюзивно для цифрового магазина PS4. До боли знакомая формула «Твистед Метала» с интуитивным управлением и аркадной физикой, упор на быстроту действий и доскональное знание арен, где повер-апы появляются в одних и тех же местах, немного читерское автоприцеливание – сделать что-то новое авторы даже не пытались, но толково переосмыслили старое и выдали вещицу вполне достойную. Разумеется, рассчитана игра в первую очередь на мультиплеерные баталии, чему способствуют карты исполинских размеров и богатейший арсенал вооружения. Правда, дабы иметь всю годноту, придётся изрядно налечь на микротранзакции, что моментально портит всё впечатление.

 

Destruction AllStars

Sony Interactive Entertainment / 2021

Провалившаяся на старте до такой степени, что базовую версию пришлось раздавать пользователям «Плюса» бесплатно, Destruction AllStars подводит своеобразную черту под нашим списком. Игра не сказать чтобы совсем плоха, но явно не то, чего ждали от некстгена. Дешёвый «мультяшный» графон, очень странная подборка персонажей, практически ничем не отличающиеся друг от друга стадионы, на которых проходят соревнования. А также снова раздражающий «фритуплей» с необходимостью докупать контент по кускам. Тем не менее, содержательная часть вышла неплохо. Особенно порадовала ключевая фишка – возможность покидать в удобный момент разбитую машину и добывать новую, бегая человечком по кишащей соперниками арене. Таким образом, раунд заканчивается только тогда, когда истекает отведённое на него время. К серии Destruction Derby, родство с которой легко заподозрить из-за названия, прямого отношения нет, но в целом корни растут примерно оттуда же – из различных американских телешоу про толкотню бамперами на пересечённой местности. В общем, идея была удачной, но реализация подкачала, а композитор вообще то ли запил, то ли заблудился – написать к игре саундтрек попросту забыли. Сенсации нового поколения не получилось.

 

***

Перечень, разумеется, далеко не исчерпывающий, но более-менее известные хиты и сериалы утрамбовать в него мы всё-таки смогли. Так что гоняйте, стреляйте, взрывайте в своё удовольствие! Хотя пик популярности жанра явно позади, даже сейчас появляется энное количество приличных новых игрушек, а в будущем, кто знает, может нас осчастливят переделками какой-нибудь махровой классики, как теперь модно. На этой оптимистической ноте, пожалуй, и закончим.


Автор:

Neon Knight
feat. John Dory as guest star

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    Спасибо за воспоминания.

    Для себя отметил любопытную вещь: история жанра рассматривается через призму игр в хронологическом порядке их выхода, а не через компании, выпускавшие их.

  2. Вадик Тимошин:

    Отличный материал. Вспомнилась ещё Split Second от Black Rock Studio